Чарльз Диккенс. Краткий очерк творчества. Дидактизм Диккенса, поиски им добрых начал в жизни. «Приключения Оливера Твиста».
19.12.2010, 14:00:47
Тема.Чарльз Диккенс. Краткий очерк творчества. Дидактизм
Диккенса, поиски им добрых начал в жизни. «Приключения Оливера Твиста».
Композиция произведения, деление его персонажей на «добрых» и «злых».
Цель:познакомить учащихся с жизнью и творчеством
представителя
английского критического реализма Ч. Диккенса, подготовить к восприятию его
романа «Приключения Оливера Твиста»; развивать навыки конспектирования лекций;
содействовать воспитанию и формированию гуманистических идеалов.
Оборудование:
портрет Ч. Диккенса, выставка книг писателя, эпиграфы к уроку.
«Просейте
мировую прозу, останется Диккенс...»
Л.
Толстой.
«Моя
вера в людей, которые правят, в общем, ничтожна. Моя вера в народ, которым
правят, в общем, беспредельна».
Ч.
Диккенс.
Ход
урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ
ОБЪЯВЛЕНИЕ
ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Задание
учащимся — составить конспект лекции учителя. Отметить противоречивые аспекты
творчества и мировоззрения писателя и попытаться объяснить их происхождение.
III.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Лекция
учителя.
1)
Чарльз Диккенс. Краткий очерк творчества. Дидактизм Диккенса, поиски им добрых
начал в жизни.
Можно
возразить автору «Войны и мира» (см. эпиграф), сказать, что останется не один
Диккенс. Однако не лучше ли прислушаться к Толстому и попытаться понять его? Не
один Толстой, но многие его современники и те, кто пришел после него, считали
Ч. Диккенса великим писателем. Именно с именами Диккенса и Теккерея связывают
расцвет критического реализма в английской литературе.
Что
восхищало в Диккенсе? Гигантская сила творчества, выразившаяся в создании
масштабного образного мира. Мира необычайного и причудливого, но
реалистического, позволяющего читателю представить себе тогдашнее общество во
всех его аспектах, материальных и духовных, в его характерных и типичных
проявлениях. В творчестве Диккенса подкупают неподдельная доброта и любовь к
простому человеку, его вера в людей, тонкий юмор и лиризм повествования.
Родился
Ч. Диккенс 7 февраля 1812 года в Лендпорте, в то время предместье Портсмута, в
семье чиновника финансового управления морского ведомства. Отца Чарльза, Джона,
нередко переводили по службе из города в город. В 1823 году одиннадцатилетним
мальчиком Чарльз приехал к своей семье из Четема в Лондон, совершенно один, в
почтовой карете. Вспоминая этот переезд, он писал: «...всю дорогу лил сильный
дождь, и я думал о том, что в жизни гораздо больше грязи, чем я ожидал».
Проходили годы, но Диккенс не забывал этого детского впечатления, как не
забывал и своей мечты: видеть красоту и радоваться ей.
Жизнь
не баловала его. Отец попал в долговую тюрьму Маршалси (которую позже Чарльз
Диккенс изобразит в романе «Крошка Дор-рит», а сам Джон Диккенс будет выведен в
образе Уилкинса Мико-бера в романе «Давид Копперфильд»).
С
десятилетнего возраста Чарльз начинает зарабатывать деньга для семьи. По
десять-двенадцать часов в день он работал на фабрике ваксы, наклеивая ярлычки
на банки. После того, как отец попал в тюрьму, Диккенсу пришлось оставить
школу, увлечение театром, книги. Только счастливая случайность (получение
небольшого наследства от дальних родственников) помогла семье преодолеть трудные
времена. Ранний перелом в судьбе, тяжелые переживания этого периода нашли
отражение в романах Диккенса «Оливер Твист», «Николас Никльби», «Давид
Копперфильд», «Крошка Доррит».
Его
школой жизни стала работа. Он служил клерком в адвокатской конторе, работал
судебным репортером. Запас его наблюдений послужил основой для создания широкой
панорамы английской жизни в первых произведениях: «Очерки Боза» и «Посмертные
записки Пиквикского клуба», которые принесли ему успех и славу писателя.
Диккенс
овладел стенографией, изучил французский и итальянский языки. Много разъезжал
по стране и черпал свой материал из действительности, когда, работая
журналистом, обозревал бытовую, социальную и политическую жизнь Англии.
Избрать
профессию писателя Диккенса побудила не только необходимость постоянно
трудиться, чтобы обеспечить свое существование, но и потребность в гражданской
деятельности. Диккенс был убежден в высоком предназначении искусства, в том,
что оно, соединяя в себе красоту, идеал и правду, служит совершенствованию общества.
В
творчестве Ч. Диккенса выделяют четыре периода.
I.
1833—1841 годы. В это время созданы «Очерки Боза», романы «Посмертные записки
Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения
Николаса Никльби» и др.
П.
1842—1848 годы. Второй период приходится на годы интенсивного развития
рабочего движения в Англии. Лучшие произведения этих лет — «Американские
заметки», «Мартин Чезлвит», «Домби и сын».
1848—1859
годы. В эти годы Диккенс воздает наиболее сильные по своему социальному
звучанию романы — «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит».
60-е
годы XIX века. Рабочее движение в стране ослабевает. Создаются романы «Большие
ожидания», «Наш общий друг».
Эволюция
творчества писателя выразилась в переходе от комической эпопеи «Пиквикского
клуба», где царит веселый юмор, к социально-обличительным романам. Критический
пафос его нарастал от романа к роману. Юмор все больше уступает место сатире.
Диккенс
вошел в историю мировой литературы как писатель-реалист. Но вместе с тем, в
нем всегда жил романтик и утопист, верящий в победу добра, в прозрение
господствующего класса, который снизойдет до понимания нужд простого народа. Он
верил в возможность счастливой жизни в маленьком мире семейного существования,
далекого от нравов и законов буржуазного мира. Поэтому в своих романах Диккенс
много внимания уделяет наставлениям, моральным проповедям. Писатель верил в то,
что даже в «злодеях» должны проснуться человеческие качества, и взоры их тогда
обратятся к нуждам слабых и обездоленных.
Диккенсу,
пережившему немало трудностей в жизни, были близки и понятны настроения простых
людей, но он не был сторонником рабочего движения чартистов, всегда являясь
противником насильственного преобразования общества: он страшился революции и
боялся ее разрушительной силы.
Но уже
в романе «Повесть о двух городах», завершающем третий период его творчества,
Диккенс, описывая Французскую буржуазную революцию 1789 года, показал
возможность ее в Англии как возмездие за преступление правящего класса против
страны и народа.
В
последние годы жизни состояние здоровья писателя ухудшилось, прервался обычный
для него процесс творчества, когда роман следовал за романом. Но он отдавал
много сил и времени публичным выступлениям, читая свои произведения в массовых
аудиториях. Чтение его было неподражаемо. Диккенс с детства любил театр, сам
был талантливым артистом, создавшим свой театр одного актера. Он мгновенно
захватывал внимание слушателей, заставлял их смеяться и плакать.
Назадолго
до смерти, 27 сентября 1869 года, в своей публичной речи писатель заявил: «Моя
вера в людей, которые правят, в общем ничтожна. Моя вера в народ, которым
правят, в общем, беспредельна». 9 июня 1870 года Диккенс скончался.
Демократизм
Диккенса, гуманистические идеалы, мечта о лучшем будущем, отразившаяся в
утопических мотивах его творчества, обращение к сокровищнице национального
языка и искусства — все это порождено в конечном счете его «беспредельной»
верой в народ и любовью к людям.
Именно
поэтому так глубока к нему признательность соотечествен-1 ников, именно поэтому
так близок он читателям других стран.
М.
Горький, выражая чувства русского читателя, писал: «...Дик-1 кенс остался для меня
писателем, перед которым я почтительно пре-1 клоняюсь, этот человек постиг
труднейшее искусство любви к людям».!
2)
Роман Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Компози-1 ция произведения. Деление
персонажей на «добрых» и «злых».
В
начальный период творчества (1833—1841) Диккенс создает свои! первые социальные
романы: «Приключения Оливера Твиста» (1838)1 и «Жизнь и приключения Николаса
Никльби» (1839), в которых! уже видны характерные черты его творчества.
Оба
романа написаны в период обострения классовой борьбы, ознаменовавшейся
подъемом чартистского движения рабочих за свои права. Это в значительной
степени определило обличительный пафос произведений писателя и злободневность их
тематики — положение обездоленных людей.
В обоих
романах Диккенс использует традиционную для английского романа сюжетную схему
— историю жизни героя, о чем говорят сами названия. Но в эту форму он вложил
большое социальное содержание. Изображая жизнь одного героя, он старался
подчеркнуть в ней то, что типично для судеб «миллионов обездоленных».
Первые
романы Диккенса открыли читателю особый мир детей, неотделимый от мира
взрослых, зависящий от него и требующий внимания, чуткости, доброты.
Герой
первого романа — Оливер Твист — родился в работном доме и сразу после рождения
остался сиротой. История его детства, его взросления — это познание мальчиком
страшного и жестокого мира, где его никто не любит, где он всем в тягость,
потому что трудно извлечь выгоду из слабого и голодного ребенка.
«Жизнь
и приключения Николаса Никльби» — это история юноши, который после смерти отца
приезжает в Лондон и пытается устроить свою жизнь, рассчитывая только на свои
силы. Бедность и неопытность юноши сталкиваются с жестокостью и бесчеловечностью
буржуазного мира.
Этот
конфликт, характерный для романов Диккенса, породил еще одну их особенность:
деление героев на «злых» и «добрых». Причем его отрицательные персонажи, как
правило,— воплощение исключительного злодейства и непостижимой нечеловечности.
Такое сгущение красок объясняется влиянием романтизма, которое испыты-
. вали
многие писатели, Первыми ставшие на путь реалистического изображения жизни.
Влиянием романтического метода в литературе объясняются тра-
,
диционные для Диккенса счастливые развязки романов, в основе которых —
случайная встреча с хорошим человеком. Но такой романтический порыв к лучшему
в то же время — свидетельство оптимизма писателя, основанного на его вере в
человека, в торжество добра.
Обращение
Диккенса к миру детей в первых романах предопределило еще одну проблему,
которая будет волновать писателя на протяжении всего его творчества,— проблему
воспитания и обучения детей и ответственности общества за своих юных граждан.
Обратимся
к композиции романа «Приключения Оливера Твиста».
Роман
состоит из 53 глав, каждая из которых имеет довольно длинное название, кратко
излагающее суть предстоящего повествования. Уже в этих подзаголовках сказалась
склонность Диккенса к иронии, передающей авторское отношение к героям и
событиям их жизни. Каждая глава — это те события, из которых и складываются
жизнь и судьба Оливера — от рождения в работном доме и его сиротской жизни в
нем до разгадки тайны его появления на свет в последних главах и обретения им
наконец дома и семьи. Все приключения Оливера можно разделить на три части,
определяющие главные этапы его судьбы (запись в тетрадях).
Жизнеописание
Оливера Твиста
I.
Рождение и жизнь в работном доме.
Оливер
— ученик гробовщика.
Бунт и
побег.
И.
Лондонский период жизни Оливера.
В шайке
воров-профессионалов.
Вмешательство
в жизнь Оливера мистера Браунлоу и семейства Мейли.
III.
Вознаграждение страданий Оливера и возмездие «злодеям».
Этого
плана мы будем придерживаться в работе над содержанием романа.
IV.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
Вопросы
к учащимся, позволяющие определить восприятие ими лекции учителя.
1. С
каким событием в русской истории ассоциируется год рождения Диккенса?
Какие
события детства повлияли на формирование мировоззрения и жизненной позиции
автора?
Какие
черты характера Ч. Диккенса вызывают уважение и удивление?
Как
называются первые произведения писателя? Известна вам история создания «Записок
Пиквикского клуба»? Расскажите о ней.
Какие
события общественной жизни Англии способствовали! обращению писателя к жанру
социального романа?
На
какие основные этапы мы подразделяем творчество Диккенса?
Какие
противоречия в творческой манере писателя вы отметили? Чем они объясняются?
Что
ценят читатели в книгах английского классика?
V.ПРОВЕРКА КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИИ
VI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить
рассказ о судьбе Оливера по плану; выписать из толкового словаря значения слов:
«гуманизм», «дидактика», «моралист», «мальтузианство».