Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 30.04.2024, 01:57:35
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Чарльз Диккенс. Краткий очерк творчества. Дидактизм Диккенса, поиски им добрых начал в жизни. «Приключения Оливера Твиста».
19.12.2010, 14:00:47

Тема.     Чарльз Диккенс. Краткий очерк творчества. Дидактизм Диккенса, поиски им добрых начал в жизни. «Приключения Оливера Твиста». Композиция про­изведения, деление его персонажей на «добрых» и «злых».

Цель:     познакомить учащихся с жизнью и творчеством

представителя английского критического реализма Ч. Диккенса, подготовить к восприятию его романа «Приключения Оливера Твиста»; развивать навыки конспектирования лекций; содействовать воспитанию и формированию гуманистических идеалов.

Оборудование: портрет Ч. Диккенса, выставка книг писателя, эпи­графы к уроку.

«Просейте мировую прозу, останется Диккенс...»

Л. Толстой.

«Моя вера в людей, которые правят, в общем, нич­тожна. Моя вера в народ, которым правят, в общем, беспредельна».

Ч. Диккенс.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся — составить конспект лекции учителя. Отме­тить противоречивые аспекты творчества и мировоззрения писателя и попытаться объяснить их происхождение.

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Лекция учителя.

1) Чарльз Диккенс. Краткий очерк творчества. Дидактизм Дик­кенса, поиски им добрых начал в жизни.

Можно возразить автору «Войны и мира» (см. эпиграф), сказать, что останется не один Диккенс. Однако не лучше ли прислушаться к Толстому и попытаться понять его? Не один Толстой, но многие его современники и те, кто пришел после него, считали Ч. Диккенса великим писателем. Именно с именами Диккенса и Теккерея связы­вают расцвет критического реализма в английской литературе.

Что восхищало в Диккенсе? Гигантская сила творчества, выра­зившаяся в создании масштабного образного мира. Мира необычай­ного и причудливого, но реалистического, позволяющего читателю представить себе тогдашнее общество во всех его аспектах, матери­альных и духовных, в его характерных и типичных проявлениях. В творчестве Диккенса подкупают неподдельная доброта и любовь к простому человеку, его вера в людей, тонкий юмор и лиризм повест­вования.

Родился Ч. Диккенс 7 февраля 1812 года в Лендпорте, в то время предместье Портсмута, в семье чиновника финансового управления морского ведомства. Отца Чарльза, Джона, нередко переводили по службе из города в город. В 1823 году одиннадцатилетним маль­чиком Чарльз приехал к своей семье из Четема в Лондон, совершен­но один, в почтовой карете. Вспоминая этот переезд, он писал: «...всю дорогу лил сильный дождь, и я думал о том, что в жизни гораздо больше грязи, чем я ожидал». Проходили годы, но Диккенс не за­бывал этого детского впечатления, как не забывал и своей мечты: видеть красоту и радоваться ей.

Жизнь не баловала его. Отец попал в долговую тюрьму Маршалси (которую позже Чарльз Диккенс изобразит в романе «Крошка Дор-рит», а сам Джон Диккенс будет выведен в образе Уилкинса Мико-бера в романе «Давид Копперфильд»).

С десятилетнего возраста Чарльз начинает зарабатывать деньга для семьи. По десять-двенадцать часов в день он работал на фабрике ваксы, наклеивая ярлычки на банки. После того, как отец попал в тюрьму, Диккенсу пришлось оставить школу, увлечение театром, книги. Только счастливая случайность (получение небольшого на­следства от дальних родственников) помогла семье преодолеть труд­ные времена. Ранний перелом в судьбе, тяжелые переживания этого периода нашли отражение в романах Диккенса «Оливер Твист», «Ни­колас Никльби», «Давид Копперфильд», «Крошка Доррит».

Его школой жизни стала работа. Он служил клерком в адвокат­ской конторе, работал судебным репортером. Запас его наблюдений послужил основой для создания широкой панорамы английской жизни в первых произведениях: «Очерки Боза» и «Посмертные за­писки Пиквикского клуба», которые принесли ему успех и славу писателя.

Диккенс овладел стенографией, изучил французский и итальян­ский языки. Много разъезжал по стране и черпал свой материал из действительности, когда, работая журналистом, обозревал быто­вую, социальную и политическую жизнь Англии.

Избрать профессию писателя Диккенса побудила не только необ­ходимость постоянно трудиться, чтобы обеспечить свое существова­ние, но и потребность в гражданской деятельности. Диккенс был убежден в высоком предназначении искусства, в том, что оно, соеди­няя в себе красоту, идеал и правду, служит совершенствованию об­щества.

В творчестве Ч. Диккенса выделяют четыре периода.

I. 1833—1841 годы. В это время созданы «Очерки Боза», романы «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливе­ра Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби» и др.

П. 1842—1848 годы. Второй период приходится на годы интен­сивного развития рабочего движения в Англии. Лучшие произведе­ния этих лет — «Американские заметки», «Мартин Чезлвит», «Домби и сын».

1848—1859 годы. В эти годы Диккенс воздает наиболее силь­ные по своему социальному звучанию романы — «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит».

60-е годы XIX века. Рабочее движение в стране ослабевает. Создаются романы «Большие ожидания», «Наш общий друг».

Эволюция творчества писателя выразилась в переходе от комиче­ской эпопеи «Пиквикского клуба», где царит веселый юмор, к соци­ально-обличительным романам. Критический пафос его нарастал от романа к роману. Юмор все больше уступает место сатире.

Диккенс вошел в историю мировой литературы как писатель-реа­лист. Но вместе с тем, в нем всегда жил романтик и утопист, веря­щий в победу добра, в прозрение господствующего класса, который снизойдет до понимания нужд простого народа. Он верил в возмож­ность счастливой жизни в маленьком мире семейного существова­ния, далекого от нравов и законов буржуазного мира. Поэтому в своих романах Диккенс много внимания уделяет наставлениям, моральным проповедям. Писатель верил в то, что даже в «злодеях» должны проснуться человеческие качества, и взоры их тогда обратят­ся к нуждам слабых и обездоленных.

Диккенсу, пережившему немало трудностей в жизни, были близ­ки и понятны настроения простых людей, но он не был сторонни­ком рабочего движения чартистов, всегда являясь противником на­сильственного преобразования общества: он страшился революции и боялся ее разрушительной силы.

Но уже в романе «Повесть о двух городах», завершающем третий период его творчества, Диккенс, описывая Французскую буржуазную революцию 1789 года, показал возможность ее в Англии как возмез­дие за преступление правящего класса против страны и народа.

В последние годы жизни состояние здоровья писателя ухудши­лось, прервался обычный для него процесс творчества, когда роман следовал за романом. Но он отдавал много сил и времени публич­ным выступлениям, читая свои произведения в массовых аудито­риях. Чтение его было неподражаемо. Диккенс с детства любил те­атр, сам был талантливым артистом, создавшим свой театр одного актера. Он мгновенно захватывал внимание слушателей, заставлял их смеяться и плакать.

Назадолго до смерти, 27 сентября 1869 года, в своей публичной речи писатель заявил: «Моя вера в людей, которые правят, в общем ничтожна. Моя вера в народ, которым правят, в общем, беспредель­на». 9 июня 1870 года Диккенс скончался.

Демократизм Диккенса, гуманистические идеалы, мечта о луч­шем будущем, отразившаяся в утопических мотивах его творчества, обращение к сокровищнице национального языка и искусства — все это порождено в конечном счете его «беспредельной» верой в народ и любовью к людям.

Именно поэтому так глубока к нему признательность соотечествен-1 ников, именно поэтому так близок он читателям других стран.

М. Горький, выражая чувства русского читателя, писал: «...Дик-1 кенс остался для меня писателем, перед которым я почтительно пре-1 клоняюсь, этот человек постиг труднейшее искусство любви к людям».!

2) Роман Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Компози-1 ция произведения. Деление персонажей на «добрых» и «злых».

В начальный период творчества (1833—1841) Диккенс создает свои! первые социальные романы: «Приключения Оливера Твиста» (1838)1 и «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839), в которых! уже видны характерные черты его творчества.

Оба романа написаны в период обострения классовой борьбы, озна­меновавшейся подъемом чартистского движения рабочих за свои права. Это в значительной степени определило обличительный па­фос произведений писателя и злободневность их тематики — поло­жение обездоленных людей.

В обоих романах Диккенс использует традиционную для англий­ского романа сюжетную схему — историю жизни героя, о чем гово­рят сами названия. Но в эту форму он вложил большое социальное содержание. Изображая жизнь одного героя, он старался подчерк­нуть в ней то, что типично для судеб «миллионов обездоленных».

Первые романы Диккенса открыли читателю особый мир детей, неотделимый от мира взрослых, зависящий от него и требующий внимания, чуткости, доброты.

Герой первого романа — Оливер Твист — родился в работном доме и сразу после рождения остался сиротой. История его детства, его взросления — это познание мальчиком страшного и жестокого мира, где его никто не любит, где он всем в тягость, потому что трудно извлечь выгоду из слабого и голодного ребенка.

«Жизнь и приключения Николаса Никльби» — это история юно­ши, который после смерти отца приезжает в Лондон и пытается устроить свою жизнь, рассчитывая только на свои силы. Бедность и неопытность юноши сталкиваются с жестокостью и бесчеловечно­стью буржуазного мира.

Этот конфликт, характерный для романов Диккенса, породил еще одну их особенность: деление героев на «злых» и «добрых». Причем его отрицательные персонажи, как правило,— воплощение исклю­чительного злодейства и непостижимой нечеловечности. Такое сгу­щение красок объясняется влиянием романтизма, которое испыты-

. вали многие писатели, Первыми ставшие на путь реалистического изображения жизни. Влиянием романтического метода в литературе объясняются тра-

, диционные для Диккенса счастливые развязки романов, в основе которых — случайная встреча с хорошим человеком. Но такой ро­мантический порыв к лучшему в то же время — свидетельство опти­мизма писателя, основанного на его вере в человека, в торжество добра.

Обращение Диккенса к миру детей в первых романах предопреде­лило еще одну проблему, которая будет волновать писателя на про­тяжении всего его творчества,— проблему воспитания и обучения детей и ответственности общества за своих юных граждан.

Обратимся к композиции романа «Приключения Оливера Твиста».

Роман состоит из 53 глав, каждая из которых имеет довольно длинное название, кратко излагающее суть предстоящего повество­вания. Уже в этих подзаголовках сказалась склонность Диккенса к иронии, передающей авторское отношение к героям и событиям их жизни. Каждая глава — это те события, из которых и складыва­ются жизнь и судьба Оливера — от рождения в работном доме и его сиротской жизни в нем до разгадки тайны его появления на свет в последних главах и обретения им наконец дома и семьи. Все при­ключения Оливера можно разделить на три части, определяющие главные этапы его судьбы (запись в тетрадях).

Жизнеописание Оливера Твиста

I. Рождение и жизнь в работном доме.

Оливер — ученик гробовщика.

Бунт и побег.

И. Лондонский период жизни Оливера.

В шайке воров-профессионалов.

Вмешательство в жизнь Оливера мистера Браунлоу и семей­ства Мейли.

III. Вознаграждение страданий Оливера и возмездие «злодеям».

Этого плана мы будем придерживаться в работе над содержанием романа.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Вопросы к учащимся, позволяющие определить восприятие ими лекции учителя.

1. С каким событием в русской истории ассоциируется год рожде­ния Диккенса?

Какие события детства повлияли на формирование мировоззрения и жизненной позиции автора?

Какие черты характера Ч. Диккенса вызывают уважение и удивление?

Как называются первые произведения писателя? Известна вам история создания «Записок Пиквикского клуба»? Расскажите о ней.

Какие события общественной жизни Англии способствовали! обращению писателя к жанру социального романа?

На какие основные этапы мы подразделяем творчество Диккенса?

Какие противоречия в творческой манере писателя вы отметили? Чем они объясняются?

Что ценят читатели в книгах английского классика?

V.   ПРОВЕРКА КОНСПЕКТОВ ЛЕКЦИИ

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить рассказ о судьбе Оливера по плану; выписать из толкового словаря значения слов: «гуманизм», «дидактика», «моралист», «мальтузианство».

Категория: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: иностранная литература, конспект урока, в помощь учителю, произведение, Роман, писатель, зарубежная литература, методическая помощь
Просмотров: 4040 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0