Чарльз Диккенс. «Приключения Оливера Твиста». Судьба Оливера. Проблема воспитания в романе. Анализ текста романа.
19.12.2010, 14:04:22
Цель:углубить представление учащихся о творчестве Диккенса
на примере конкретного произведения; развивать навыки идейно-художественного
анализа текста произведения; содействовать воспитанию гуманного отношения к
людям, милосердия и сострадания.
Оборудование:
текст романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста».
Ход
урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1.Словарная работа.
Объяснение
значения слов «реализм», «романтизм», «дидактика», «моралист»,
«мальтузианство».
Реализм
(от лат. —
вещественный) — художественный метод в литературе и искусстве, основанный на
правдивом художественном отображении объективной действительности. По
определению Энгельса, «изображение типических характеров в типических
обстоятельствах при верности деталей».
Романтизм
—
художественный метод, в котором доминирует субъективная позиция автора по
отношению к изображаемому миру, что ведет к пересозданию действительности,
использованию фантастики, гротеска, символичности и выдвижению исключительных
характеров и сюжетов.
Дидактизм
—
поучительность, наставительность.
Моралист
— тот, кто
проповедует мораль, нравственность, читает нравоучения.
Мальтузианство
—
буржуазная теория, согласно которой положение трудящихся определяется тем, что
якобы рост средств существования отстает от роста населения.
Вопрос
к учащимся.
Какое
отношение эти понятия имеют к творчеству Диккенса? Слово учителя.
Для
характеристики художественной манеры писателя нам потребуется использовать
такие понятия, как «ирония», «лиризм», патетика». Давайте уточним, что они
обозначают.
Ирония — тонкая скрытая насмешка.
Лиризм — эмоциональная окрашенность,
поэтическая взволнованность, задушевность. Патетика — патетический, то есть
страстно взволнованный тон.
2.Опрос, касающийся содержания романа. Вопросы по теме
Жизнь Оливера в работном доме».
Что вы
можете рассказать о рождении Оливера и получении им имени и фамилии?
Почему
Диккенс не указывает, где находится этот работный дом, когда родился Оливер,
кто его мать?
Официальная
пресса Англии писала о работный домах как о воплощении благотворительности,
обители спокойной и счастливой жизни бедняков. Какие вы можете привести примеры
из романа, разоблачающие этот миф?
Найдите
в тексте примеры иронии. Кому она адресована?
Что вы
можете рассказать о людях, которым доверены судьбы детей (надзирателе Бамбле и
др.)? Какие черты характера объединяют этих персонажей?
В Англии имя надзирателя Бамбла стало нарицательным.
Как вы думаете, по отношению к каким людям его используют?
Английский
критик А. Кеттль утверждает, что, по мысли Диккенса, весь буржуазный мир — это
большой работный дом. Как вы относитесь к этому утверждению?
Каким
вам представляется Оливер по первым главам романа?
Какие
наблюдения о жизни и людях сделал Оливер, когда служил плакальщиком у
гробовщика?