Цели: 1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи. 2.Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости. 3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности. Оборудование: интерактивная доска памятки по разбору частей речи схемы разбора частей речи разноуровневые задания на карточках тесты Тип урока: обобщение. Методы: проблемный частично – поисковый наглядный игровой Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифференциации Ход урока I. Вводно – мотивационный этап. 1. Психологический настрой Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. II. Операционно – познавательный этап 1. Выход на тему и цель урока.
У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли
необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые
сейчас прослушаете. Представление гостей. а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые. Как зовут нашего гостя? (Имя существительное) (слайд № 1) – Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы. (Что? солнце, тучка, дерево, дождь. Кто? кот, собака) R: Итак: Что обозначает существительное? На какие вопросы оно отвечает? б) Встречайте второго гостя Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. Оно с существительным живёт на редкость дружно, Изменит окончание, когда ему нужно. Оно его не бросит в воде и на земле: Стоит в одном с ним роде и в одном числе. – Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное) (слайд № 1) А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? ▪ Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая. ▪ Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое. ▪ Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый. R: Итак: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? в) Встречайте третьего гостя Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто – пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол) (слайд № 1) Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. Так какие действия выполняет глагол? (Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.) R: Итак: Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Какое общее название можно дать всем этим гостям? (Части речи) Значит, что мы будем сегодня повторять? 2. Обобщение (работа в группах) А сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. Гости урока хотят, чтобы вы о них всё написали, а затем рассказали. (Раздаю группам опорные схемы) Имя существительное 1.Что обозначает 2.Отвечает на вопросы 3.Грамматические категории 1. 2. 3. Имя прилагательное 1.Что обозначает 2.Отвечает на вопросы 3.Грамматические категории 1. 2. Глагол 1.Что обозначает 2.Отвечает на вопросы 3.Грамматические категории 1.
Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы. Затем
представители от групп рассказывают по схемам всё об имени
существительном, имени прилагательном и глаголе. (слайд № 2) R: Итак, зачем мы проводили с вами эту работу? (Повторили все, что мы знаем о частях речи) 3. Каллиграфическая минутка. Открыли тетради, записали дату, название работы, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки. Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки. С какой целью мы её проводим? (Отрабатываем навык красивого письма) Посмотрите запись на доске. весна – с ранняя – п наступила – ? Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите. Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите до конца строки. спг гпс спг… Какое соединение будет следующим? 4. Орфографическая минутка Ребята, прочитайте слова на доске. Составьте с ними предложения и найдите в них орфограммы. (Записываем предложение и выделяем орфограммы) Наступила ранняя весна. 5. Физкультминутка А сейчас ребята отдохнём и поиграем. Встали, вышли из – за парт.
Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете), если имя
существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное –
показываете волну рукой. Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются. - О чем говорится в этих предложениях? (о весне) - Какие признаки весны были перечислены? - Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3) 6. Закрепление изученного. 1) Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске) Проблемная ситуация
Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от
частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная,
думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, тихо) - Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо? Как вы думаете? Почему? - Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше. - Что объединяет все эти слова?
2) А сейчас закрепим наши знания и выполним упражнение по разбору
частей речи. В этом вам помогут памятки (слайд № 3), которые у вас на
партах. Все ребята будут выполнять задание в тетрадях. Памятка по разбору частей речи (3 класс) (слайд № 3) Имя существительное Вопрос (кто? что?) 1. Одушевленное или неодушевлённое. 2. Собственное или нарицательное. 3. Род. 4. Число. Имя прилагательное Вопрос (какой? какая? какие?) 1. Число 2. Род (если в ед. числе). Глагол Вопрос (что делает? что делают?) 1. Число 2. Время Весна – сущ., (что?) неодушев., нариц., ж. р., в ед. ч. Ранняя – прилаг., (какая?) в ед. ч., в ж. р. Наступила – глаг., (что сделала?) в ед. ч., пр.вр. Проверка. R: Итак, какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий? 7.Проблемная ситуация Даны слова: печь, пила, больной. - Какими частями речи являются данные слова? Докажите. - Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте. 8. Самостоятельная работа (3 уровень содержит проблемную ситуацию)
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите,
как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2
или 3 уровня и приступайте к работе. Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 ) 3 класс Тема: Части речи (обобщение) 1 уровень Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый. - Как вы определяли часть речи? 2 уровень Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 3) Думает, считает, ученик, знает. - Как вы находили лишнее слово? 3 уровень Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. веселье – … , … . шум – … , … . лес - … , … . - Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод. 9. Домашнее задание (слайд № 5) 1 уровень с. 185 упражнение 426 2 уровень с. 183 упражнение 422 3 уровень с. 186 упражнение 428 III. Этап контроля и рефлексии. - Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок? - Давайте расскажем то, что мы о них знаем. - А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё? - Кто доволен своей работой на уроке? - Какое задание вызвало затруднение? А сейчас проверим свои знания с помощью теста. Тест по русскому языку (слайд № 6) 3 класс Тема: Части речи (обобщение) 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выбери имена существительные. а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выбери прилагательные. а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выбери глаголы а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет Работа в парах. Взаимопроверка по ключу. (слайд № 7) Ключ: 1 – а 4 – в 2 – б 5 – а 3 – в 6 – б Выставление оценок за тест. Дополнительные задания (на внимание, логику и сообразительность) Игра «Дополни словечко»
Посмотри как связаны между собой первые два слова и догадайся, какое
слово должно стоять вместо вопроса. Докажи. Определи части речи слов. небо – птица, река – ? белый – чёрный, утренний – ? человек – нос, слон – ? повысил – понизил, заплакал – ? |