Цели:
- В ходе исследовательской работы познакомить
детей с новыми понятиями «основа», «окончание»
- Учить находить эти части в словах
- Формировать исследовательскую деятельность и
умение работать в группах.
Ход урока
I. Организационный момент (дети сидят в
группах)
У: - У нас сегодня урок-праздник! К нам пришли гости.
Поздоровайтесь.
А гостям принято дарить подарки.
Чаша доброты.
(Включен ионизатор воздуха со звуковыми эффектами: стук сердца)
У: Представьте, что у вас в ладонях любимая чашка,
наполненная добротой. У каждого доброта разноцветная. Перед вами стоят
пустые
чашки, перелейте туда своей доброты, поделитесь ею со всеми.
Массаж рекомендованный для урока
русского языка:
Помассируйте точку между большим и указательным пальцами,
мизинец правой руки, «браслетик», массаж пальцев шариками с шипами.
II. Актуализация знаний
У:- Какую тему мы изучили?
Д:- Приставки.
У:- К нам пришла приставка Зананад
проверить ваши знания. (На доске – рисунок приставки Зананад).
На доске вопросы теста: выбирайте под цифрой правильный
ответ и записывайте ее в тетрадь.
Приставка это:
- часть
речи
- часть
слова
Приставка пишется:
- перед
корнем
- в
начале слова
Приставки пишутся:
- раздельно
- слитно
Приставки нужны:
- для
разбора слов по составу
- для
образования новых слов
У:- Прочитайте полученное число – шифр теста. (2122)
У: - А как найти
приставку в слове?
Дети:
- подобрать
к этому слову другие приставки
- найти
корень, подбирая родственные слова, а то, что будет перед ним, и
есть
приставка.
У:- Какие еще части слова знаете?
Составление модели слова:
III. Создание проблемной ситуации
У:- Молодцы! Хорошо, справились с заданием
и принцесса Зананад приглашает вас в
удивительное исследовательское путешествие, а для этого необходимо
разобрать
слова по составу:
дым
отлет
мореход
роза
(Проверка: дети называют части слов, учитель отмечает на
доске.)
У: - Все ли части разобрали?
Д:- Нет, в слове роза есть часть «а».
У:- Значит, у нас с вами возникла проблема!
Задайте мне вопросы
(Их учитель пишет на доске)
Дети:
- Какая это часть слова?
- Как она называется?
- Ее работа (значение)
- Как найти? Её место в слове?
У:- Вот на уроке мы с вами и будем находить ответы на
поставленные вопросы.
Гипотеза: Если мы
ответим на эти вопросы и решим данную проблему, то откроем новые знания.
IV. Исследовательская деятельность
У: Объектом нашего исследования будет являться слово «роза»
О чем оно вам
говорит?
Д:- Цветок
У:- Еще что можно узнать?
Д:- Одна роза.
У:- А если я запишу так: розы, это другое, новое слово или
изменение этого же слова?
О чем сообщает вам
новое слово?
Д:- Много цветов.
У:- А как вы об этом узнали?
У:- «а» и «ы»
- это части слова или целое слово?
Д:- Части слова
У:- Тогда выходит, что эти части
слова выполняют важную работу. Какую?
Д:- Называют количество предметов.
У:- Продолжим наше исследование:
что вы еще заметили?
Д:- «роз» - одинаковая часть, а «ы» и «а» меняются.
У:- Где находятся эти части?
Д:- В конце слова.
У:- Как можно эти части назвать?
Д:- Окончание.
У:- Вывод: так что же такое
окончание?
Д:- Изменяемая часть слова.
У:-
Окончание обозначается так:
(К схеме добавляется кубик –
окончание)
У:- Почему на кубике разные грани?
Д:- Окончание – изменяемая часть.
У:- А может быть, мы с вами ничего
и не открыли и окончание есть только в слове «роза»?
Проверим, есть ли окончания в
других словах. Как будем находить окончания?
Д:- Изменять слово: один – много.
(Самостоятельная работа в группах)
На доске слова:
Кольцо
Ручка
Ягода
Окно
Береза (Каждая группа объясняет у
доски 1 слово)
У:- Молодцы, справились
замечательно.
Физпауза
Учитель включает шум моря. (Дети
показывают те движения, которые описывает и показывает учитель).
У:- Море: на море плещутся волны:
маленькие и большие; по волнам плывут дельфины и маленькие дельфинята;
их сопровождают медузы.
V. А сейчас
самостоятельно отправимся в плавание по морю исследований (работа в
группах)
У:- По плану-алгоритму (план на
листочках у детей каждой группы) исследуйте 2 предложения:
- У Лены есть _____и
и ______и.
- У Лены есть рыбк и черепах .
План-алгоритм
- Понятно ли вам в 1 предложении, что есть у Лены? (нет)
- Почему? (неизвестно какие предметы есть у Лены, разные
слова можно подставлять)
- А во 2 предложении понятно ли что есть у Лены? (да)
- Какая это часть слова? (без окончания)
- Какая часть главная, важная, основная? (в1 предложении или
во 2 предложении)
- Почему? (понятно, какие предметы есть у Лены)
- Какая у нее работа? (называть конкретное слово)
Высказывания детей…
У:- Так как же можно назвать часть
слова без окончания?
Д:- Основа.
Вывод:
Что же такое основа?
Д:- Часть слова без окончания. (Дополнения к схеме)
У:- Так какие новые знания мы
открыли? И какова тема урока? (тему названную детьми учитель записывает
на
доске)
У:- Прочитайте правило по учебнику.
Вы сами смогли открыть новые
знания.
В тех же словах, записанных на
доске, найти основу.
Как найти основу в слове?
Д: Изменить слово: поставить его во
множественном или в единственном числе, найти окончание, а все остальное
и
будет основа.
Кольцо
ручка
ягода
окно
береза
VI. Самостоятельная
работа в группах (Найти в словах окончание и основу)
На листочках записаны слова:
Весна, трава
Осинки, ягода
Прическа, бабочка
Бабушки, книжка
Проверка у доски.
VII. Выполнение
мини – проектов
У: Чтобы еще лучше запомнить эти
части слова, придумайте образ, рисунок, схему, танец… к понятиям
«основа»,
«окончание». Помните: основа – неизменяемая часть слова, окончание –
изменяемая.
VIII. Защита проектов
Детские проекты:
- Основа
– это пенал, а карандаши и ручки в нем – разные окончания.
- Голова–это
основа, а мысли в ней – окончания.
- Наша
планета –основа, а сменяющие друг друга времена
года – окончания.
- Одна
и та же девочка – основа, а прически – окончания.
- В
одном городе (основа) происходит
смена дня и ночи (окончания)
- Основа
– веточка, разные листочки – окончания.
IX. Итог урока
У: - Что нового открыли на уроке?
Очень важно научиться находить эти
части в словах: это пригодится при разборе слов по составу, при
правописании
окончаний.
А все ли мы уже знаем об основе и
об окончании?
X. Домашнее
задание
Исследуйте слова «пальто» и «стол»
На следующем уроке мы продолжим
разговор об этих частях слова.
XI. Словесная оценка
учителем работы детей на уроке
XII. Рефлексия |