Цель урока: -знакомство с миром современных профессий; -формирование ответственного отношения к проблеме жизненного выбора; -изучение личностных качеств с помощью тестирования. 7. Оборудование: -анкеты для тестирования по методике Йовайши -мультимедийное оборудование 8. Ход урока План урока 1.Мир современных профессий. 2.Что влияет на выбор профессий 3. Интересы и склонности. 4. Способности. Профессиональная пригодность. 5. Ошибки в выборе профессии. 1. Проверка домашнего задания. Вопросы: 1.Что такое культура? 2.Какими путями человек приобщается к культуре?
3.Можно ли утверждать, что культура это – духовная деятельность,
духовное производство и духовное потребление? Ответ обоснуйте. 4.Что такое массовая культура? В чем проявляется негативное воздействие на человека массовой культуры? 2. Изучение нового материала
Слово учителя: Выбор профессии сегодня во многом определяет все
жизненные выборы человека, за этим стоит определенный образ, стиль
жизни, возможность получить определенный статус в обществе.
Информация о современных профессиях не является статичной. Каждый год
происходит обновление около 500 видов труда. Но чтобы найти подходящий
род занятий, не обязательно перебирать конкретные специальности. Можно
начать с широкого выбора – определения профессиональной области,
отрасли. Наиболее распространенной является классификация
профессий, предложенная академиком Е.А.Климовым. Он выделяет пять типов
профессий в соответствии с предметом труда. 1) Человек – природа.
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными
организмами, микроорганизмами, условиями их существования. Что касается
необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным,
уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду.
2) Человек – техника. Обладатели профессий данного типа имеют дело с
неживыми, техническими объектами труда. От работника требуется точность,
определенность действий, а также практическое мышление человека –
техническая фантазия, способность мысленно разъединять и соединять
технические объекты и их части. 3) Человек – человек. Предметом
интереса специалистов данного типа профессий являются социальные нормы,
сообщества, группы людей разного возраста. Главное содержание –
взаимодействие между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми:
устойчивое хорошее настроение во время работы с людьми, потребность в
общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека,
быстро понимать состояние другого, терпение. 4) Человек – знаковая
система. Представителей профессий данного типа интересуют различные
языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация.
Специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны,
отвлечься, абстрагироваться от реальных свойств предметов, суметь
представить их сущность схематически. Здесь важны такие качества, как
внимание, умение сосредоточиться, терпимость к монотонной, иногда даже
рутинной работе. 5) Человек – художественный образ. Данные
специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения
действительности, или сами создают эти факты, новые образы.
Специфические требования, которые предъявляются к профессиям данного
типа, - наличие задатков к определенному виду творчества, творческое
воображение, образное мышление, трудолюбие. 3. Вопросы для обсуждения: -К каким типам профессий относятся следующие профессии: менеджер по продажам, патологоанатом, гид-переводчик, зубной техник. 4. Продолжение изучения нового материала.
Учитель: ни один выбор в нашей жизни мы не совершаем самостоятельно.
Главная задача при этом – учесть все факторы и принять грамотное,
самостоятельное решение. Е.А. Климов описал следующие восемь факторов
выбора профессии («восьмиугольник Климова»). 1) Наличие
склонностей. Если человеку нравится организовывать других людей,
занимать лидирующие позиции, скорее всего ему подойдут профессии,
связанные с умением работать с коллективом. 2) Наличие способностей.
3) Притязания. Во многом влияют установки и ценности человека, то есть
то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или
важно в качестве основной жизненной цели. 4) Мнение родителей, семьи. 5) Мнение сверстников.
6) Личный профессиональный план, т.е. то, что человек предполагает
делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, чего хочет достичь. 7) Знания о профессии. 8) Потребности общества. Вопрос для обсуждения: К каким последствиям может привести игнорирование тех или иных факторов? Начать выбор профессии следует с ответа на вопрос: что мне по настоящему интересно?
Интерес – специфическая направленность личности на определенный
предмет, сосредоточенность на нем мыслей, вызывающая стремление ближе
ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля
зрения. Интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес –
это направленность на определенный предмет, то склонность –
направленность на соответствующую деятельность. Наличие интересов
означает «хочу знать», склонность – «хочу сделать». Определить свои
интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих
интересов, хобби, бесед, и с помощью тестов. Один из них вам и предлагается. 5. Работа по методике Йовайши 6. Продолжение изучения нового материала. Учитель: но кроме собственных интересов следует учитывать и свои способности.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека,
ведущие к успешному овладению определенной деятельностью, но не сводимые
к знаниям, умениям и навыкам, которые у него уже есть. (Б.Т. Теплов)
С помощью общих способностей человек может достичь успеха в широком
смысле. (Умственные, речевые, мнемические и т. д.). Специальные
способности определяют успехи человека в отдельных, конкретных видах
деятельности. Профессиональная пригодность складывается из
способностей, личностных особенностей человека, отсутствия медицинских
противопоказаний. Если отсутствует какой-либо компонент, то есть два
пути – либо корректировать свой выбор, либо развивать недостающие
качества. Учитель: типичные ошибки в выборе профессии: - отношение к выбору профессии как окончательному и пожизненному; - предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии считаются недостойными; - «за компанию»; - перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию; - увлечение только внешней стороной профессии; - низкая информированность о мире профессий; - влияние престижности; - несамостоятельность выбора; - отождествление школьного предмета с соответствующей профессией; - устаревшие представления; - незнание своих физических особенностей; - незнание основных мероприятий и порядка решения задач при выборе профессии.
Но кроме знаний о своей личности, нужно еще учитывать окружающую
действительность, а именно рынок труда. Он предъявляет достаточно
высокие требования к специалистам, а именно: - необходимость постоянного обучения; - увеличение требований к профессионализму работников; - распространение гибких форм занятости.
Данные обстоятельства позволяют предположить, что у каждого человека
есть в большей или меньшей степени выраженные предпосылки для удачного
выбора профессии. Домашнее задание: составить перечень тех навыков,
умений, личностных качеств, которые уже есть сейчас и которые могут
пригодиться для будущей профессиональной деятельности.
|