Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:32:44
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

«Человек, как звезда, рождается…» Рассказ А.П. Платонова «Юшка»
16.05.2011, 21:22:04

Цели урока:
1. Продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;
2. Осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;
3. Воспитание чувства милосердия, любви к ближнему;
4. На основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»;
5. Учить выразительному чтению, умению видеть авторскую позицию;
6. Продолжить формирование навыка работы с учебником.

Оборудование:
1. Мультимедийная презентация;
2. Рабочие тетради учащихся.

Ход урока
Слайд 2
Старая мудрость говорит: не плачьте об
умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть.
В. Распутин

Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Библия

I. Вступительное слово учителя.
Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.
А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?
И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И помогут нам раскрыть истинный смысл этих понятий две книги: небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка» и Библия – священное писание, которое для многих поколений на земле долгие века было руководством в жизни. Вот почему тема урока звучит так поэтично: «Человек, как звезда, рождается…»

IІ. Рассказ о писателе и его произведениях.
- Для чего же рождается человек на земле? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете?
Слайд 3
Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
- Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Имя его нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений: рассказы «Никита», «Еще мама», «Корова», сказка-быль «Неизвестный цветок». О чем они?
Андрей Платонов – писатель разноплановый. У него есть произведения о любви к ближнему (человеку, животному, растению), с которой начинается его большая любовь к Родине, ко всякому живому. И это неудивительно: сюжеты для своих произведений писатель брал из самой жизни.
Слайд 4
Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе ямской города Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа6 с 13 лет Платонов в годы революции работал на воронежском паровозоремонтном заводе.
Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. До середины 1926 года Платонов живет в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. Поэтому первая книга писателя вышла под названием «электрификация». Затем появилась вторая – «Епифанские шлюзы», которая принесла ему известность: было отмечено подлинно художественное дарование Платонова.
Слайд 5
Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложится печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем раскрылся неповторимый художественный мир, где действует очень своеобразный герой, обнаруживающий свое подлинное существо в отношениях с Историей, природой и машинами.
В мире Платонова такие понятия, как «ребенок», «детство», «мать», очень ценны: любимые герои берут их во взрослую жизнь. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.

III. Беседа по рассказу Платонова «Юшка».
- Да, Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьба между добром и злом)
- А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро)
- А всегда ли так бывает в жизни? Вот об этом мы и поговорим, анализирую произведение Платонова, которое вы прочитали дома.
- Опираясь на текст, вспомните, кто такой Юшка. (Он работал в кузнице подручным у главного кузнеца.)
- Как автор изображает его в начале рассказа? («Глаза его были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».)
- Почему писатель такими показал глаза Юшки? (Прочитать текст: «Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу… вон Юшка пошел».)
- О чем говорят нам эти строки?
- Каким автор рисует характер Юшки?
- Почему дети удивлялись ему? (Прочитать: «А малые дети и даже те… они видели, что он твердый и живой».)
- Почему дети хотели, чтобы он разозлился или отозвался им злом? (К Юшке придирались ради развлечения, чтобы не было скучно. Это доставляло им радость и удовольствие.)
- Как отвечал Юшка, когда ему делали слишком больно? Дети радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. И Юшка тоже радовался. А чему? (Он верил, что дети любят его, он им нужен.)
- Почему хозяйская дочь говорила: «Юшка, лучше бы ты умер!» И как отвечал на это Юшка? («Меня, Даша, народ любит!»)
- Кто же духовно богаче: люди со зрячими глазами, но слепым сердцем или Юшка с глазами, как у слепца, но со зрячим сердцем?
- Почему Юшка выглядел таким старым?
- В каких строках произведения раскрывается нам духовный мир Юшки? Прочитайте выразительно. («В июле… как здоровый человек».)
- Когда и почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?
- Как вы понимаете слова Юшки: «… а по надобности мы все равны». (Люди рождаются, чтобы жить.)
- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)
- Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)
- «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся…» Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)
- Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)
- Почему столяр за всех просит прощения уже у мертвого Юшки? («За то, что забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»)
- Почему к телу умершего пришли проститься все люди: старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался и мучил его при жизни?
- Как стали люди жить после смерти Юшки, почему? («Теперь вся злоба… насмешку и недоброжелательство».)
- Ребята, а кто такой Ефим Дмитриевич? От кого мы узнаем его имя, отчество? (От девушки, о которой он заботился.)
- Что в деревне не было известно о Юшке? (О его дочери.)
- Была ли на земле хоть одна душа, которая по-настоящему любила Юшку? (Прочитать: «Я никто.. всем телом и светом своего сердца».)
- Почему только теперь, спустя много лет после смерти Юшки, называют его добрым?
- Так что же победило в душах людей согласно этому рассказу?
- Какие чувства вызывает у вас рассказ?

IV. Работа со словарём.
- Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.
Слайд 6
- Посмотрите на значение слов и запишите его в тетрадь.
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

VII. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Что значит любить человека?»

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 1509 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0