Эпиграф на доске:
Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел горшка слепить из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
В. Берестов Цели урока
• Закрепить и обобщить полученные знания
детей об истории и культуре первобытного
общества.
• Привить учащимся уважение к древнему
человеку.
• Закрепить умения и навыки работы с картой,
атласом и дополнительной литературой.
• Воспитать чувство сопричастности к
истокам развития цивилизации.
Оборудование
• рисунки учащихся, работы из пластилина по
теме «Жизнь первобытных людей»;
• политическая карта мира;
• карта-схема «Переход человечества к
цивилизации»;
• план-схема «Древние люди», где написаны
задания учащимся по станциям;
• цитаты из работ русских историков.
План-схема «Древние люди»
I станция — «География»
II станция — «ИЗО»
III станция — «Литература»
IV станция — «Труд»
Класс делится на две команды:
1-я команда — «Человек умелый»;
2-я команда — «Человек разумный».
Перед началом урока на стол каждой команды
ставятся таблички с названием.
Урок начинается с «Песни о вещах» М.Боярского.
Учитель приветствует учащихся, благодарит за
рисунки и поделки по заданной теме, обращает
внимание детей на план-схему «Древние люди».
Станция «География»
Каждая
команда получает листок с изображениями
контуров материков: Северная Америка, Южная
Америка, Австралия и Африка.
Учащимся предстоит следующая работа:
• Подписать материк, на котором появился
древний человек.
• Подписать названия океанов, омывающих
этот материк.
• Подписать названия крупных рек материка.
• Отметить область прародины человека.
Задание 1-й команде
Показать по «Политической карте мира» и
карте-схеме «Переход человечества к
цивилизации», как шло расселение людей.
Задание 2-й команде
• Показать по «Политической карте мира» и
карте-схеме «Переход человечества к
цивилизации» древнейшие районы земледелия, а
также назвать современные страны на территории
Передней Азии.
Станция «ИЗО»
Задание
1 для 1-й команды
Нарисовать первобытное жилище древнейшего
человека и рассказать о нём.
Задание 1 для 2-й команды
Нарисовать и рассказать о первобытном жилище
человека разумного.
Задание 2 для 1-й команды
Рассказать о появлении религии.
Задание 2 для 2-й команды
Рассказать о возникновении искусства.
При этом учащиеся используют дополнительную
литературу — книгу Э. д’Эрвильи «Приключения
доисторического мальчика», энциклопедию «Я
познаю мир», также можно использовать учебник
«История древнего мира» за 5-й класс (авторы А.А.
Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая). Рассказ
можно иллюстрировать рисунками, представленными
на стендах.
В рассказах учащихся должно обязательно
прозвучать:
• имя археолога (Саутуола);
• название пещеры (Альтамира);
• название страны (Северная Испания).
Физкультминутка (2—3 минуты)
Физкультминутка поможет снять усталость и
улучшить внимание учащихся. Упражнения,
выполняемые учащимися, перекликаются с темой
урока.
Ходьба на месте
Перед началом этого упражнения можно упомянуть
о том, что в отличие от животных человек
передвигался на двух задних конечностях, то есть
ходил.
Упражнение для позвоночника и плеч
Учитель. Древнейший человек ходил сутулясь, а
человек разумный — выпрямившись.
Дети продолжают ходьбу на месте, сгибаясь и
выпрямляясь.
Упражнение для кисти рук — «Сбор плодов»
Учитель. Одним из первых занятий древних
людей было собирательство. Собирая плоды или
ягоды с верхних ветвей, человек подтягивался и
руками срывал плоды.
Упражнение для шейного позвоночника —
человек на охоте
Поворачивать голову из одной стороны в другую,
как это делали на охоте.
Упражнение «Стрельба из лука»
Учащиеся представляют, что в их руках лук, и
стреляют из него.
Упражнение для глаз
Сильно сжать веки, а потом их открыть.
Станция «Литература».
Задания
Дети
работают по материалам книги французского
писателя Э. д’Эрвельи «Приключения
доисторического мальчика».
Вся работа на этой станции коллективная, обе
команды дополняют друг друга.
Вопросы
1. Кто автор книги?
2. Назовите главного героя книги.
3. Что означает имя главного героя? (Крек —
«разрушитель гнёзд» или «птицелов»).
4. Перечислите занятия людей в стаде Крека.
5. Для чего людям был необходим огонь?
6. Какое наказание предусматривалось тому,
кто не сохранил огонь?
7. Расскажите, почему Крек не смог сохранить
огонь?
8. Как удалось выжить Креку, хотя он был
обречён на верную смерть?
9. Какое приспособление было у Фо —
«чужеземца»?
10. Что нового вы узнали из прочитанной книги?
Как показывает опыт, художественная литература
способствует более прочному закреплению в
памяти учащихся изучаемого исторического
материала. Художественный образ облегчает
восприятие исторического прошлого.
Станция «Труд»
Учитель
беседует с учащимися о том, что первобытный
человек умел изготавливать орудия труда, оружие,
шить одежду. Он зачитывает отрывок из «Песни о
вещах».
...И в пасмурной Гренландии,
И в солнечной Италии
Носил с собою человек
Всё имущество своё —
Обрывок шкуры мамонта
Вокруг могучей талии,
Под мышкой каменный топор,
А в руке — копьё.
Задание 1 для 1-й команды
Составить рассказ о возникновении земледелия.
Задание 1 для 2-й команды
Составить рассказ о возникновении
скотоводства.
Учащиеся могут использовать нарисованные дома,
картинки или поделки — «Орудия труда»
первобытных людей-земледельцев.
Примерный план рассказов
1. Время появления скотоводства и
земледелия на Земле.
2. Территории, где занимались земледелием и
скотоводством.
3. Кто был основателем земледелия и
скотоводства.
4. Какие орудия труда использовались.
5. Образ жизни людей того времени.
Задание 2 (коллективное)
Рассказать о занятиях первобытного человека:
• гончарное дело;
• обработка металла.
Примерный план рассказа
1. Время появления гончарного дела и
обработки металла на Земле;
2. Какой металл человек начал обрабатывать
первым? (медь);
3. Как возникло неравенство в первобытном
обществе?
4. Как жили люди в родовой и соседской
общине, какая между ними была разница?
Задание 3 (коллективное)
Мальчики должны изготовить лук, а девочки сшить
одежду для человека разумного.
Учителя заранее должны подготовить:
• ветки для изготовления лука:
• иголки, нитки, ткань и куклы.
Заключение
Итоги подводит жюри, в состав которого входят
присутствующие на уроке учителя.
Лучшая команда получает оценки «отлично», а
проигравшая «хорошо». Оценкой «отлично» могут
также оцениваться учащиеся, неоднократно
дополнявшие ответы своих товарищей.
Учитель, завершая урок, говорит, что каждый
уважающий себя человек должен знать историю.
История — наука о жизни людей в прошлом,
изучая её, мы узнаем о делах, поступках наших
предков.
История всегда вызывала огромный интерес, это
объясняется естественной потребностью каждого
человека знать прошлое своей Родины и
человечества в целом.
Гордиться славою своих предков нe
только можно, но и должно!
Не уважать оной — есть постыдное малодушие. А.С. Пушкин
|