-
учить размышлять о проблемах современного общества, понимать связь событий и
явлений окружающего мира; находить свое место среди людей и видеть человека в
каждом из окружающих;
-
развивать устную и письменную речь, образное и абстрактное мышление,
ассоциативные представления;
Сегодня урок развития речи посвящен изучению
принципов существования человека в
обществе, его умению противостоять трудностям, умению контактировать с
окружающими –его
коммуникабельности.Современный мир
очень сложен и противоречив, подростку непросто выбрать верную дорогу, сказав
порой «нет» соблазнам, заманчивым предложениям, остаться самим собой и не
оказаться в результате одному, без друзей, если не поступаешь так, как все.
Умение общаться напрямую зависит от культуры человека.
*Что
значит слово «культура», если говорят о культуре человека?
(Просвещенность, образованность,
воспитанность.)
А все понятия культуры человека –
просвещенность, образованность, воспитанность – напрямую связаны с речевой
культурой.
*Вспомните,
какова основная функция речи? (коммуникативная)
*Как
вы понимаете словосочетание «культура речи»?
*Каково
значение этого словосочетания согласно словарю?
Есть еще пример толкования этого
слова.Культура речи – уровень речевого развития, степень владения нормами
языка или диалектом совместно с умением «обоснованно отступать» от этих норм.
Важное качество речи – правильность – главное коммуникативное качество. Под
правильностью понимают единство – точность, логичность, уместность – умение
говорить так, чтобы тебя ПОНИМАЛИ, этому мыи учимся на уроках.
*Какие
ассоциации вызывает у вас слово «общение»?
…
речь, информация, толерантность
*Как
вы понимаете слово «толерантность»?
Терпимость, снисходительность к кому-либо,
чему-либо.
2.
Просмотр фильма, беседа по его содержанию. (15 мин. + 7 мин.)
Я предлагаю вам посмотреть анимационный
фильм Гарри Бардина «Адажио», с отрывком из которого вы уже знакомились на
уроке ОБЖ.
Подумайте: какую проблемуставит автор в фильме?
Просмотр
фильма.
*Какие
вызвал чувства?
*Какую
проблему ставит автор?
*Определите
идею.
*Какие
выражения нашей речи, по вашему мнению, ассоциируются с фильмом?
*Почему
для выражения идеи автор использует оригами?
*Какой
прием лежит в основе фильма? *Что такое аллегория?
(Аллегория – иносказательное изображение
предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.)
*В
каких еще произведениях авторы затрагивают похожие проблемы?
*Какой
основной принцип существования пропагандирует общество, изображенное в фильме
«Адажио»?
*Какой
еще синоним можно использовать, чтобы назвать этих людей?
*Почему
– «толпа»? Какие ассоциации возникают при произнесении этого слова?
*Почему
толпа никогда не принимает того, кто из нее выделяется?
*Что,
согласно фильму,должно произойти, чтобы
непохожий на других был принят толпой?
*Какую
нравственную позицию вы принимаете: того, кто один, или тех, кто в толпе?
Почему?
*Легко
ли сознательно противопоставить себя другим? Какими качествами должен обладать
такой человек?
*Как
соотносится слово «толерантность» с проблемой фильма?
(Толерантность
заложена в человеке от рождения?)
3. Мини-сочинение в жанре
эссе. (4 мин. + 7 мин. + 2 мин.)
Мы живем в мире, где каждый день
сталкиваются взгляды, идеи, принципы существования. И очень важно в этом мире
быть толерантным, не теряя своего «я», четко отстаивая свою позицию. В
современных условиях, когда растет жестокость, насилие, отчуждение, очень важно
воспитать в себе толерантность. (Отказ от
насилия; добровольность выбора;ответственность; умение принудить себя, не принуждая других; принятие
другого, который может отличаться по признакам национальным, расовым,
культурным, религиозным…) Толерантность – это еще и убежденность в том, что
другие могут иметь свою позицию, точку зрения. Это испособность к принятию решения в трудной
ситуации, умение размышлять над проблемой.
Я думаю, что с каждым в жизни может
случиться ситуация, когда он окажется один против остальных, когда придется
сделать свой выбор, сказав «нет» влиянию большинства. Это может бытьсвязано с чем угодно: не готовиться к урокам
или выполнять домашнее задание регулярно; разбрасывать мусор по улице или
пользоваться для этого специальными контейнерами; курить или думать о своем
здоровье; принимать наркотики или верить в свое будущее; понимать, что все люди
– разные, или считать причиной всех бед лиц конкретных национальностей…
Этот ряд можно продолжать бесконечно, но
всегда следует помнить, что именно ответственные, думающие люди являются
полноценными гражданами своей страны.
–Самостоятельная работа.
В качестве своеобразного итога я предлагаю
вам написатьмини-сочинение в жанре
эссена тему:
«О времени и себе» (Всегда ли хорошо быть
таким, как все? или: Какого человека можно назвать толерантным?)
(«Сложно
жить нашему брату в сегодняшнем мире. Но жить надо, и не просто жить,…»)
На
доске слова: ответственность,
толерантность, нравственная позиция, воспитывать в себе, культура человека,
начни с себя.