школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Вторник, 06.12.2016, 09:07:21

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [419]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [502]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [219]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [830]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [13]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » ГЕОГРАФИЯ

Чернобыль. Это не должно повториться...
28.10.2010, 20:27:31

Насилие над природой  и её разрушение не прекращаются, а всё сильнее усугубляются. Антропогенное  влияние  коренным образом изменяет лик Земли.  Наша планета больна, и её болезнь – это следствие экологической безграмотности человека. Одним из способов  воздействия цивилизации на окружающую среду является атомная энергетика. Даже при малейших авариях на АЭС возникают опасные экологические  последствия, захватывающие обширные территории и огромные массы людей.  В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что охрана природы является первоочередной задачей Экологическое воспитание  должно быть непрерывным и сопровождать человека всю его жизнь. Важным этапом экологического воспитания в школе является просветительская работа. Одной из форм, расширяющей и углубляющей экологические знания, является хорошо спланированная работа учителя во внеурочное время.

Мероприятие «Чернобыль. Это не должно повториться!» проводилось в апреле, в день памяти страшных событий на Чернобыльской АЭС. Мероприятия подобного рода способствуют углублению экологической грамотности старшеклассников.

Успешному проведению способствовало использование компьютерных технологий. Презентация позволила наглядно продемонстрировать масштабы экологической катастрофы 1986 года, глубоко и ярко осветить экологические проблемы после аварии на ЧАЭС.

Мероприятие проходило в два этапа:

  1. Подготовительный: Изучение источников (в том числе ИНТЕРНЕТ), обработка информационного материала, создание презентации.
  2. Основной: Представление литературной композиции, посвящённой событиям на ЧАЭС 26 апреля 1986 года с использованием компьютерной презентации.

Цель: повысить экологическую грамотность обучающихся на примере последствий аварии на Чернобыльской АЭС, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья человека.

Основные задачи:

  • активизировать эмоциональную сферу личности учащихся;
  • развивать творческую самостоятельность обучающихся и их интерес к экологическим проблемам;
  • воспитывать  чувство уважения к природе и желание  её охранять.

Продолжительность мероприятия: 40 минут.

Оборудование: выставка книг, журналов, рисунков по данной теме, фотографии чернобыльских пожарных ставших первыми жертвами аварии, презентация, стихи российских поэтов, цветы, зажженная свеча.

Ход мероприятия

Обучающиеся занимают свои места в зале. На экране высвечивается название «Чернобыль. Это не должно повториться!» и эпиграф

Жизнь – беззащитна
И любовь – нежна.
И разум Землю
Облагает данью.
И точная ответственность
Великому познанию

(Надпись на ядерном реакторе. 1985 г. М. Дудин)

Звучит музыка. Объявляется минута памяти.


Первый ученик:

26 апреля 2016 г. человечество отметит 30 лет Чернобыля! 30 лет! Чёрный юбилей трагедии. Юбилей, который не празднуют, но который нужно помнить. Хотя те, кого это коснулось напрямую, этот день не забудут никогда. Об этой дате нужно помнить всем, для кого слово «чернобылец», вдруг стало прошлым, а Чернобыль – бедой, которая миновала.

Второй ученик:

К началу 90-ых годов в мире существовало 417 атомных реакторов и 120 ещё строились. Атомные электростанции дают  нужную людям энергию. Реакторы устанавливаются и на ледоколах, спутниках, подводных лодках. Атомная энергетика прочно входит в нашу жизнь со своими «плюсами» и «минусами». 

Третий ученик:

Впервые человечество увидело атом в действии в 1945 году. Когда США сбросили на Хиросиму и Нагасаки водородные бомбы. Погибла треть населения этих городов, радиация вызвала у многих людей лейкозы. Люди умирали и продолжают умирать до сих пор. 

Четвёртый ученик:

Ряд испытаний ядерного оружия Соединёнными Штатами на острове Бикини в 1946–1958 гг. привели к тому, что в результате взрыва исчезли с лица Земли два соседних острова, а сам остров стал непригодным для жизни. 

Пятый ученик:

В 1966 году в Испании столкнулись два американских военных самолёта с ракетами на борту. Одному пришлось сбросить четыре атомные бомбы. К счастью, взрыва не было, но в результате выбросов пришлось вывести 1,5 тыс. тонн почвы для захоронения. 

Первый ученик:

Но самая крупная по своим масштабам и последствиям катастрофа произошла 26 апреля 1986 года в 1 ч. 24 мин на Чернобыльской атомной электростанции. Суммарный выброс радиоактивных веществ составил 77 кг (при взрыве бомбы в Хиросиме – 740 г). Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты.

Второй ученик:

Первые сведения о Чернобыле можно найти еще в Ипатьевской летописи, датированной концом ХІІ века. Известно, что в один из осенних дней князь Ростислав охотился возле Чернобыля: «Сын великого князя Киевского Рюрика ехал с ловом от Чернобыля во Торцийский». Видала эта земля и татар, и поляков. Потоптал ее и Богдан Хмельницкий. 

Но известность этот скромный полесский городок получил за другие «заслуги» – 30 года назад взрыв на Чернобыльской атомной электростанции взбудоражил мир.

Третий ученик:

Красивый город, берег Припяти,
Слегка шумит сосновый бор,
Как будто грудь крутую выпятив,
Весну встречает крошка-порт.
А там, вдали, там за деревьями,
Трубою высится АЭС.
Вокруг поля, поля с деревнями,
И речка и зеленый лес.
Весенний день уже кончается,
Еще один апрельский день.
И ночь тихонько подбирается,
На город, опуская ТЕНЬ. (А. Белкин)

Четвертый ученик:

До утра не дожив,
Тишина раскололась,
На зловещий тот взрыв.
В темноте напоролась.
И, пошла! Все крушить,
Раскаленная каша.
Суд великий вершить.
Над беспечностью нашей.
Полетело все вверх:
Перекрытия, блоки.
И огонь заплясал.
На разрушенном блоке.
По дорогам уже завывают сирены.
Прямо в лоб им летят
Невидимки-рентгены. (А. Белкин)

Первый ученик:

Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар в зоне сильнейшей радиации – над реактором. 

Где все пылает, там не до правил.
На кровле, в битуме – две пары ног.
Лихие парни вы – Владимир Правик,
И друг твой Витька – Виктор Кибенок.
Вы первыми пожарные расчеты.
К машинам бросили в костюмах в эту ночь.
Вам времени не дали на расчеты,
Вы знали – надо станции помочь.
Огонь на блоке бушевал, зверея,
Реактор все выплевывал графит,
А вы тушили, силы не жалея.
Не думая, про собственную жизнь.
И лишь к утру огонь вы одолели,
Всю ночь рентгенный дождь людей косил.
Перед глазами потемнело все – вы сели,
Спуститься с крыши не хватило сил. (А. Белкин)

Второй ученик:

А через две недели, в День Победы, многих из них уже не стало – они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали смерть, спокойно, без слёз прощались друг с другом и тихо умирали… Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей. А спустя двадцать лет чернобыльская трагедия унесла жизни десятков тысяч человек. 

Третий ученик:

Чернобыль в переводе с украинского – «чёрная полынь». В Библии сказано о том, что «наступят на Земле горькие времена, когда упадёт на неё звезда по имени Полынь». 

Третий ангел вострубил,
И упала с неба большая звезда,
Горящая подобно светильнику,
И пала на третью часть рек
И на источники вод.
Имя той звезде Полынь.
И третья часть вод сделалась полынью,
И многие из людей умерли от вод,
Потому что они стали горьки. (Откровения Святого Иоанна Богослова)

Страшное предсказание сбылось.

Четвертый ученик:

 «Чернобыль» по-украински – «полынь», и в украинской столице сразу вспомнили о «звезде Полынь», которая, согласно пророчеству, должна возвестить наступление Апокалипсиса. 

Известно, что существует 90 видов травы полынь и только один – чернобылка – произрастает на Полесье. Отсюда, с XII века, название поселения Чернобыль.

А потом сбылось библейское пророчество о падении звезды Полынь на воды, которые станут горькими... 

У человека на радиацию нет органа чувств. В заражённой местности сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация поражает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

Пятый ученик:

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Правительство СССР долгое время скрывало информацию об аварии. Нельзя было находиться в зараженной местности, на открытом воздухе, а тем более загорать, купаться, удить рыбу. Люди этого не знали. Лица виновные в трагедии пытались скрыть её истинно чудовищные масштабы. И только спустя 36 часов жителей  стали эвакуировать. Пустыми оставались города и сёла.

Первый ученик:

Возле Припяти мёртвой стоит дерево – крест,
Рядом с братской могилой и рванувшей ЧАЭС
Рыжий лес хоронили от зари до зари,
Только "крест" сохранили для потомков земли.
Из глазниц мёртвых окон город смотрит на нас, 
Хиросимой далёкой, морем плачущих глаз.
Сколько тысяч – не знаю – свой покинули кров,
Жизнь без родины детства – это мука без слов.

Рядом с братской могилой и рванувшей ЧАЭС.
Возле Припяти мёртвой стоит дерево – крест.
Преклонись перед теми, кто погиб и исчёз,
Просит дерево – память, просит дерево – крест. (С. Жигульских.)

Второй ученик:

Название города Припять, как известно, происходит от названия реки, на берегу которого и был построен первый в Украине атомоград. 

Биография города Припять начинается 4 февраля 1970 года, когда строителями был вбит первый колышек и был извлечен первый ковш земли для строительства фундаментов строений. Выбор места расположения города был наиболее оптимальным, поскольку рядом были железнодорожная станция, автотрасса, очень кстати было наличие реки.

В первый день после аварии жизнь в Припяти – городе, построенном для атомщиков и их семей в двух километрах от ЧАЭС, – продолжалась, как ни в чем, ни бывало. Большинство людей провели субботу на свежем воздухе – это был первый теплый и солнечный день холодной весны. В городе отпраздновали 16 свадеб.

Третий ученик:

Уже 27 апреля была проведена образцовая операция: за 3 часа было эвакуировано все население Припяти – 47 тысяч человек. А в первые дни мая были эвакуированы все люди, жившие в зоне 30 км вокруг станции, – 116 тысяч человек, десятки населенных пунктов.  

Четвертый ученик:

Стал мертвым город, берег Припяти,
И не шумит сосновый бор,
Весь доверху песком засыпанный,
Теперь стоит бедняга-порт.
Лишь кое-где деревья голые,
Пустые хаты в деревнях.
И только знаки треугольные.
Повсюду вдоль дорог стоят.
Что ж ты наделала, действительность?
Черною былью заросла.
Людская, та неосмотрительность,
Халатность, наша, слепота.
Сколько могил уже повырыто!
Сколько их выроют еще?
А жизнь идет, и надо выстоять,
И надо жить!… А что еще?… (А. Белкин)

Пятый ученик:

Защитная оболочка, которая получила название объект «Укрытие», была создана в очень короткий период времени – шесть месяцев. 

Грандиозность конструкторской мысли, которая воплотилась в этом защитном сооружении, можно охарактеризовать несколькими примерами. Так, для сооружения объекта «Укрытие» использовались краны с максимальной, на то время, грузоподъемностью – 600 тонн. Для создания перекрытия над разрушенным реактором была дистанционно  установлена уникальная металлическая балка. Длина этого элемента будущей конструкции объекта «Укрытие» составляет 70 метров, высота 6, а вес –147 тонн. Благодаря своим размерам ее назвали балка «Мамонт».

По завершению работ по сооружению объекта «Укрытие» поступление радионуклидов в окружающую среду существенно уменьшилось. Создание защитной оболочки обеспечило защиту территорий, которые граничат с ЧАЭС, от поступления радиоактивных веществ из разрушенного реактора. 

Первый ученик:

Не прошло и полгода –
Саркофагом закрыли,
Тот четвертый реактор,
На проклятой АЭС.
Но за эти полгода.
Сколько жизней сгубили,
И поля и озера,
И речку и лес.
Стала выжженной зона,
Все вокруг опустело,
Только высится черный
Стальной саркофаг,
"Рыжий" лес захоронен,
Лишь сосна уцелела,
И стоит обелиском.
После этих атак. (А. Белкин)

Второй ученик:

Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. По данным наблюдений, 29 апреля 1986 года высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля – в Швейцарии и Северной Италии, 1-2 мая – во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Северной Греции, 3 мая – в Израиле, Кувейте, Турции...

Заброшенные на большую высоту газообразные и летучие вещества распространялись глобально: 2 мая они зарегистрированы в Японии, 4 мая – в Китае, 5-го – в Индии, 5 и 6 мая – в США и Канаде.

Радиоактивные следы достигли впервые атмосферы г. Новосибирска на 5 день после аварии – в ночь с 30 апреля на 1 мая 1986 года. Уровень содержания радионуклидов в атмосфере был превышен в 100 раз. И лишь в мае 1990 года практически закончилось вымывание Чернобыльских радиоактивных частиц из атмосферы города.

Третий ученик:

Для чернобыльской зоны характерно такое понятие как мародерство. 

Периметр зоны – 377 километров (73 – в Украине, 204 – в Беларуси), основные дороги блокируют КПП, саму зону патрулируют пять рот работников милиции. Но с площадью в 1672 километра, ветхим забором, местами отсутствующим напрочь (километров эдак на 8), – все меры предосторожности не способны остановить мародеров, вознамерившихся утащить что-нибудь из брошенных квартир Припяти или отстойников радиоактивной техники, так что Чернобыль сам мало-помалу расползается по миру – если не в виде летящих по ветру радиоактивных частиц, так, по крайней мере, в виде вывезенного из зоны зараженного металла, новогодних елок, выловленной в Припяти рыбы.

Четвертый ученик:

«Воры металла», разбивающиеся в других районах Украины при попытке срезать провода с электрических столбов, добрались и до Чернобыля. 

Даже с одного из вертолетов, с которых пожарные гасили в первые дни горящий реактор, и к которым ни один человек в своем уме приближаться не станет, кто-то умудрился срезать лопасти.

Пятый ученик:

Еще одна особенность Чернобыльской зоны – самоселы (самопоселенцы). Будущее у сообщества самосёлов довольно короткое – не более 10-15 лет – в силу возраста его членов. Сейчас в зоне насчитывается треть от их начального числа. Населённые пункты, где они проживают, условно делятся на три категории:

  1. «Периферия» – 8 сёл с населением до 10 человек в каждом.
  2. «Золотой треугольник» – 3 села с населением около 40 человек в каждом.
  3. Город Чернобыль – население 100 человек.

Вероятно, в начале опустеет периферия, а золотой треугольник и Чернобыль продержатся дольше. Но, в конце концов, будет перевёрнута и эта уникальная страница истории Полесья.

Первый ученик:

Посетить Чернобыльскую зону, посмотреть собственными глазами на брошенные села, оставленный людьми город Припять и увидеть Саркофаг над разрушенным четвертым блоком ЧАЭС сегодня стало возможным практически любому, совершеннолетнему человеку. В Чернобыль организуют экскурсионные туры!

Второй ученик:

Одна из фирм предлагает посетить «места самой страшной в истории экологической катастрофы».

Программа такова: выезд из Киева ровно в 9.00, прохождение контрольно-пропускного пункта «Дитятки» на границе тридцати километровой зоны, прибытие в Чернобыль, посещение ЧАЭС с внешним осмотром «саркофага», поездка в «спокойный город-призрак» Припять, обед (при чем «качество пищи гарантировано»), посещение сел Парышев, Опачичи, Куповатое, 17.00 отъезд в столицу.

Во время поездки турист может «увидеть растительность, которая уцелела после аварии – так называемый «рыжий лес», «осмотреть покинутые жилые здания, школы, гостиницы, детские сады», встретиться с «самоселами», побывать в парке Славы. За отдельную плату можно осмотреть объекты зоны отчуждения с воздуха, совершив воздушное путешествие на вертолете.

Третий ученик:

Кроме покинутого города и станции, экологи говорят, что в Чернобыльской зоне, действительно, есть на что посмотреть, ведь это настоящее путешествие в лоно дикой природы. Несмотря на тонны радиоактивных отходов, что захоронены под бетонным саркофагом, и зараженную радиацией местность, без вмешательства человека природа превратилась в уникальный природный парк. Здесь появились новые «чернобыльские» растения, возродились популяции вымиравших животных – к волкам, оленям, бобрам и коням Пржевальского добавились медведи и рыси. Без присутствия людей Чернобыльская зона стала почти естественным заповедником!

Четвертый ученик:

Звучит над миром колокол беды,
Тревожа память, поминая горе,
Жесток и страшен лик седой войны,
Как в шторм разбушевавшееся море.

Пятый ученик:

Япония скорбит уж много лет,
Известны людям Хиросима, Нагасаки,
Но не наложен на трагедии запрет,
Стоят повсюду ядерные плахи.

Первый ученик:

Не хочет человечество понять,
Что жизнь на свете самое святое,
Ее мгновенно можно оборвать
В горниле взрыва или гуще боя.

Второй ученик:

Всех жертв и испытаний нам не счесть,
Но целы арсеналы, полигоны,
Чернобыля убийственная весть
Предупрежденье поколеньям новым.

Третий ученик:

Тысячелетье начало отсчет,
Век двадцать первый по земле шагает,
Пусть его детям больше повезет.
И солнца луч их каждый день встречает. (Владимир Лаухтин)

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, поурочные планы, глобус, атлас, конспект урока, урок географии, Материк, педсовет, география в школе, Страны
Просмотров: 2107 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0