Цели: повторить и углубить знания о таком морфологическом признаке имени
существительного, как число; вспомнить при помощи чего образуется
множественное число имен существительных; провести сравнение с
английским и казахским языками; познакомить учащихся с именами
существительными, имеющими форму только множественного числа.
Наглядный материал: таблица «Имена существительные, имеющие только форму
множественного числа», географическая карта мира, карточки. Ход урока 1. Организационный этап. 2. Этап постановки цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени существительного.
Познакомимся ещё с одним морфологическим признаком имени
существительного - число. Вспомним, как образуется существительные
множественного числа. Узнаем, что существуют такие имена
существительные, которые имеют форму только множественного числа. 3. Этап опроса пройденного материала. А) Что такое имя существительное ? (Привести примеры) Б) С каким морфологическим признаком имени существительного мы познакомились на прошлом уроке? (Род имен существительных)
В) Определите род следующих имен существительных: мадам, тушь, папа,
дядя, пальто, какаду, Баку, фламинго, АТС, КазГУ, пони, метро, рояль,
мозоль, тюль, лебедь, шампунь, умница, бедняга. 4. Этап изучения новой темы. _ Что вам известно о числе имени существительного?
Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь
идет об одном предмете ( тетрадь, книга, мама, друг, папа). Имена
существительные употребляются во множественном числе, когда речь идет о
нескольких предметах ( тетради, книги, мамы, папы, друзья). А)
Работа в группах. Задание: образовать множественное число имен
существительных. Объяснить, при помощи чего образовались данные
существительные. 1 группа. Имена существительные русского языка Земля, город, страна, чудо, котёнок, человек, друг. 2 группа. Имена существительные английского языка A map(карта), a pen(ручка), a dress(платье) , a baby(дитя), a dish(блюдо), a city(город), a man(человек). 3 группа. Имена существительного казахского языка. Бала (мальчик), қыз(девочка), тіл (язык), әке (отец), әже (бабушка), мектеп (школа), қалам (ручка), сөз (слово).
Затем ребята приводят дополнительные примеры и самостоятельно делают
вывод о том, что для данных языков характерно образование формы
множественного числа имен существительного при помощи окончаний: В русском языке – и,-ы, -а, -я. В английском языке: -s, –es, -ies. В казахском языке: -дар, -дер, -лар, -лер, -тар,-тер. Б) Работа по таблице. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Парные предметы Названия веществ Имена собственные Отвлеченные сущ-ые Брюки Очки Грабли Лыжи Ножницы Белила Макароны Опилки Тефтели Чернила Карпаты Афины Саяны Березники Ливны (по карте) Будни Шашки Хлопоты Всходы Заморозки 5. Этап закрепления изученного. У существительных, имеющих только форму множественного числа, род и склонение не определяются. Задание: Выпишите существительные, имеющие форму только множественного числа, запишите в тетрадь. А) Названия орудий труда, инструментов: плоскогубцы, тиски, клещи, счеты. Б) Названия игр: жмурки, прятки, догонялки, горелки, «кошки-мышки» В) Названия веществ: дрожжи, очистки, консервы. Г) Географические названия: Афины (столица Греции),Гималаи(горы в Китае)
Задание: Образуйте именительный падеж множественного числа от следующих
существительных, обозначив ударение и выделив окончания. Инженер, шофер, офицер, договор. Доктор, сторож, паспорт, голос, адрес. Колос, перо, друг, прут. Словарная работа: тефтели, ворота, чернила, договор
6. Этап домашнего задания. Найти в «Словаре русского языка» Ожегова
имена существительные, имеющие только форму множественного числа (5-7
слов), записать в тетрадь и составить с ними предложения. |