"Творческим считается любое действие,
которое эффективно и вызывает удивление».
Дж. Брунер
Цель:
выработать умение пользоваться справочниками,
таблицами, дополнительной литературой.
Задачи: образовательная:
формирование
умения находить необходимую информацию, используя учебную и
дополнительную
литературу.
развивающая:
развивать
умение быстрого чтения; развитие творческих способностей;
воспитательная:
развитие
культуры общения и культуры ответа на вопрос.
Тип занятия (по форме проведения): урок – «Математическое
сочинение».
Оборудование: справочники по математике; дополнительная
литература,
содержащая исторические и современные сведения о числе p, о
квадратных уравнениях.
Структура занятия.
Этапы
занятия
|
Содержание изучаемого материала
|
Методические рекомендации
|
I этап
Организационный
момент.
|
Цель:
Заключение. Число p.
Инструментарий математика. Работа со
справочниками, таблицами, дополнительной литературой.
|
Ознакомление
с темой занятия, постановка цели.
|
II этап
Итоги
теста.
|
Провести
анализ результатов тестирования.
|
Объявить
итоги или передать их письменно каждому ученику класса.
|
III этап
Сочинение «Число
p»
|
Как написать математическое сочинение о числе p ?
Процесс
написания сочинения.
Практическая работа. «Что такое p ?». С помощью нитки и
линейки измерить длину
окружности данного круга С. Измерить диаметр круга d. Вычислить С/ d. Сравнить
все полученные значения. Сделать
вывод.
Исторические сведения.
p=3,1415926535897932384626433832975028841971…
О числе p с улыбкой. Пистолет
– промежуток времени в 314 лет. Питон – разновидность тритона. Пирог
– не очень ветвистый рог. Пижон – мужчина, у
которого
несколько больше трех жен.
|
Можно
провести практическую работу, если учащиеся данного класса ее не
выполняли
такую работу в процессе обучения. Иначе просто о ней напомнить.
Одной
из возможных форм творческой работы учащихся
при обучении математике являются математические сочинения. Речь
идет о
написании именно математического сочинения. А не о литературной
обработке
изученного математического материала. Прочитать сочинение «Число
p».
|
IVэтап
Введение
нового материала.
Инструментарий математика.
|
Привести
примеры математических сочинений разных типов.
Чем
пользоваться при написании сочинений (рефератов, исследовательских
работах и
т. п.).
Составить
(устно и всем вместе) математическое сочинение на тему: «Квадратное
уравнение».
Литература.
1).Учебник
«Алгебра – 8» под редакцией Макарычева.
2).За
страницами учебника алгебры.
3).Биография
Франсуа Виета. Научная библиотека, серия «Знание».
4).
Эварист Галуа. Серия «Знание».
|
При
написании матем. сочинений ученики выполняют разные виды деятельности:
– самостоятельное
изучение
литературы;
– отбор материала по
выбранной теме;
– связанное изложение
материала;
– подбор задач и (или)
самостоятельное
составление и их
решение.
Сделать
вывод о том , что необходимо иметь математику.
|
Vэтап
«Математическая
мозаика».
|
Математический
фокус «Быстрое сложение»
Назовите
любое четырехзначное число (записать на доске).
Теперь
я пишу свое число (подобрать число так, чтобы сумма цифр в каждом
столбике
была равна 9).
Повторить
первых два пункта еще раз.
Назовите
последнее число.
Результат
записать так: рассмотреть последнее число, из последней цифры вычесть 2
и
приписать ее впереди.
Фокус
можно начать с числа своего, потом –
учеников, потом – учителя, снова – учеников, учителя. Результат
записывать по
первому числу (алгоритм тот же).
|
Использовать
занимательные задания, например фокус, основан на свойстве девятки.
1
4 9 5
8 5 0 4
+ 7 6 2 0
2 3 7 9
6 5 4 7
-------------
2 6 5 4 5
|
VI этап
Диагностика
учащихся (по профориентации).
|
Заполните
анкету.
Анкета.
Класс
…
Фамилия,
имя …
Где
и кем работают родители?
Отношение
родителей к математике (Имеют математическое образование; применяют
математику в своей работе; увлечены математикой; не любят математику;
совсем
не интересуются ею). Подчеркнуть нужное.
Есть
ли в домашней библиотеке математические книги, но не учебники по
математике
для средней школы? (да, нет). Подчеркнуть нужное.
Сколько
времени занимает подготовка к математике?
Почему
ты учишь математику? (Желательно ответить откровенно и полно).
Хочешь
ли ты знать больше, чем дают на уроке? (Да, нет).
Как
дается тебе математика? (Легко, много надо заучивать, трудно).
Подчеркнуть нужное.
Твое
отношение к математике? (Люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку;
чтобы не
ругали дома; скучно на уроках; не хочу ее учить). Подчеркнуть нужное.
Какого
вида задания по математике тебе нравятся больше? (Задачи; примеры;
задачи и
примеры). Подчеркнуть нужное.
Мечтаешь
ли ты связать свою жизнь с математикой? (Буду математиком; хочу
поступить в
вуз, где нужно будет сдавать математику; хочу знать как можно больше о
разном, не только о математике; нет). Подчеркнуть нужное.
|
В
следующем учебном году учащиеся 9-х классов должны будут принять
решение о
профиле дальнейшего образования. Предыдущие годы обучения в средней
школе
ученики подвергались наблюдениям и диагностике. Для получения большей
информации учащемся предлагается заполнить анкету.
|
VIII этап
Подведение
итогов.
|
Зачитать
математические сочинения учащихся.
|
Подвести
итог всей работы |
|