«Песнь о Роланде» (Chanson de Roland) в
8-м классе по программе МИРОСа —
мостик между блоками «Античная литература» и «Средневековый эпос», где
основное внимание, конечно же, будет уделено «Слову о полку Игореве».
Два урока для знакомства с произведением древнефранцузского эпоса — всё,
что могу себе позволить.
Лист из оксфордской рукописи «Песни о
Роланде». XII век
Урок первый. На доске запись: «Героический
эпос Средневековья». Прошу в формулировке темы выделить
уже известное понятие (с жанром героического эпоса познакомились в
начале года, изучая «Илиаду» Гомера) и составить кластер. После
двух-трёх минут индивидуальной работы в тетрадях составляем коллективный
вариант кластера на доске, вспоминая и поясняя такие понятия, как эпическое
время (славное историческое прошлое какого-либо народа); эпическое
событие (реальное историческое событие, но изображённое так,
чтобы создать образ подлинного величия); эпический фон
(обычно борьба двух племён или народностей); эпический герой (богатырь,
воин, в котором воплощаются лучшие черты народного характера); эпический
стиль (торжественный, величественный, высокий;
отражающий широкий охват событий во времени и пространстве, отличающийся
вниманием к многочисленным подробностям и деталям, а также
объективностью авторского взгляда).
После этого на доске открывается скрытая до поры информация.
Героические поэмы Средневековья:
«Беовульф» — англо-саксонский героический эпос. Х
век. Действие происходит в Дании.
«Песнь о Роланде» — французский героический эпос. XI
век. Действие в основном происходит на границе Франции и Испании.
«Песнь о Нибелунгах» — немецкий героический эпос
(около 1200 г.). Действие происходит в Бургундском королевстве.
«Песнь о моём Сиде» — испанский героический эпос
(рукопись 1207 г. о событиях 1094 г.). Действие происходит на
Пиренейском полуострове.
Ребята получают задание рассмотреть записи и сформулировать вопросы,
которые побудили бы к размышлениям по теме нашего занятия. Выбираем
наиболее часто повторяющиеся варианты формулировок и записываем в
тетради:
• Почему в Средневековье так популярен жанр героического эпоса?
• Претерпевает ли изменения этот жанр со времён античности?
Предлагаю искать ответы в ходе обсуждения древнефранцузской
героической поэмы. На развороте тетради вверху посередине записываем «Песнь
о Роланде» (оксфордский текст — приблизительно 1170 г.),
левую часть разворота озаглавливаем «Сюжет героической
поэмы», и ребята переносят в тетрадь схему сюжета,
изображённую на доске.
В течение 5–7 минут им предстоит заполнить эту схему, выделив
события, описанные в героической поэме, их участников и обстоятельства,
при которых они происходили. Учитель в это время получает возможность,
пройдя по рядам, увидеть уровень домашней подготовки (кто и как читал).
Далее следует обсуждение, в процессе которого восстанавливается общая
схема сюжета и корректируются записи в тетрадях.
Завязка (предательство Ганелона)
Карл, Марсилий, Бланкандрин, Роланд, Ганелон |
а) посольство Бланкандрина |
б) посольство Ганелона |
Кульминация (сражения в Ронсевальском
ущелье)
Роланд, Оливер, архиепископ Турпин, 12 пэров, сарацины |
а) первая рать Марсилия (гибель сарацин) |
б) вторая рать Марсилия (гибель франков) |
Развязка (возмездие)
Карл, Ганелон, Пинабель, Тьери |
а) наказание сарацин (изгнание их из Испании) |
б) наказание Ганелона (суд и казнь) |
Потом делим на две колонки правую часть разворота тетради, название
первой — «Исторические реалии», а второй —
«Авторская позиция». На этом этапе урока восьмиклассники
слушают сообщение учителя — историческую справку о событиях, которые
легли в основу сюжета героической поэмы «Песнь о Роланде», — и вносят
записи в колонку «Исторические реалии».
Вот как звучит описание исторического
события, положенного в основу «Песни о Роланде», в биографии императора
Карла Великого, написанной его младшим современником Эйнгардом: "Не
прекращая почти непрерывной и упорной войны против саксов, Карл оставил
прикрытие в тех местах границы, где было нужно, а сам сколь возможно
тщательнее снарядился к походу и вторгся в Испанию. Преодолев
Пиренейский хребет и приняв изъявление покорности от всех городов и
крепостей, к каким он подступал, Карл двинулся в обратный путь с войском
целым и невредимым. Однако, возвращаясь и переваливая через горы, он
испытал на себе вероломство васконов. Когда большое войско Карла сильно
растянулось, как это всегда бывает в горных теснинах, васконы устроили
засаду на высокой вершине, а для засады тамошние края, густо поросшие
лесом, весьма удобны. Напав сверху, васконы стали сбрасывать в лежащую
под горой долину последнюю часть обоза и воинов, которые шли в
арьергарде, чтобы охранять передних с тыла. Завязалось сражение, и
васконы перебили всех этих воинов поголовно, разграбили обоз и
рассеялись под покровом уже наступившей ночи. Взять верх в этом деле им
помогли как лёгкость оружия, так и условия местности, где происходила
битва; напротив, франков тяжёлые доспехи и неблагоприятная местность
ставили в невыгодное положение. В этом бою пали Эгихард, королевский
стольник, пфальцграф Ансельм и Хруодланд, префект Бретонской марки.
Злодеяние же васконов доныне осталось ненаказанным, ибо, свершив его,
они рассеялись так быстро, что их и след простыл, и никто не знает, где
их искать”.
Теперь есть возможность обменяться
мнениями и выяснить, какие исторические факты претерпели изменения (как и
с какой целью была деформирована историческая реальность), при этом
интересные наблюдения и выводы записываются в колонку «Авторская
позиция»:
- поход, начавшийся и закончившийся в 778 году, превращён в
семилетнюю войну;
- баски (васконы-христиане) заменены на сарацин (мусульман,
неверных).
Первый вывод: борьба за веру, сокрушение
неверных выражает идею средневековых крестовых походов: героическая
поэма «Песнь о Роланде» — это эпос христианской идеи.
- Бесславный военный эпизод превращён в героическую борьбу немногих
против многих, с блестящими подвигами и поединками;
- исчезли самые видные и именитые участники события, Эгихард и
Ансельм, но введён целый ряд лиц: Турпин, Оливьер, Ганелон;
- никому не известный Хруоланд, превратясь в Роланда, возведён на
вершину общепризнанной славы, стал племянником императора и покорителем
всей Западной Европы;
- в исторической реальности (в отличие от поэмы) поражение франков
осталось неотомщённым.
Второй вывод: эпическое событие должно быть ярким и
запоминающимся (пусть даже вопреки реальным фактам) — таковым становится
бой арьергардного отряда в мрачном горном ущелье, когда
немногочисленный отряд франков, возглавляемый отчаянным храбрецом и
патриотом, до последнего сражается против тьмы неверных "за милую
Францию”. Таким образом, «Песнь о Роланде» — это эпос нарождающейся
государственности, в основе которого лежит национальная идея.
Здесь уместно предъявить вторую часть исторической справки о трёх
исторических датах, соответствующих эпическому времени, отражённому в
сюжете поэмы:
732 год — битва при Пуатье, дед Карла Великого —
Карл Мартелл — положил предел экспансии арабов в Европу.
778 год — в Ронсельвальском ущелье васконы
уничтожили арьергардный отряд войска Карла Великого.
859 год — в этом году королём Карлом Лысым (внуком
Карла Великого) был предан смертной казни за предательство архиепископ
Санский Ванило. Принято считать, что он послужил прототипом для
предателя Ганелона.
О
твечая на вопрос: "Почему в одном сюжете
совмещены три реальных исторических события?”, восьмиклассники тем
самым подводят итог урока.
Для домашней подготовки предлагается тезисно
записать в тетради ответы на вопросы: "Как в героической поэме «Песнь о
Роланде» обрисованы её основные герои? Какие черты характера определяют
поведение каждого из них?” Подобрать цитаты. Индивидуальное
задание: сравнить заглавного героя средневековой эпической
поэмы с античным эпическим героем Ахиллом из «Илиады» Гомера
(сопоставить характеры, поступки, авторское отношение к героям).
Ко второму уроку доска оформлена следующим образом:
на ней написана тема «Образы эпических героев в героической
поэме "Песнь о Роланде”» и нарисованы два овала. Предлагаю
вспомнить содержание прошлого урока и вписать в овалы два основных
вывода, к которым мы пришли в ходе первого занятия по теме. Затем прошу
расположить имена основных героев «Песни о Роланде» между двумя овалами
так, чтобы было очевидно, в какой степени они воплощают христианскую и
национальную идеи героической средневековой поэмы.
В центре учащиеся единодушно помещают Карла Великого. Опорными
точками для обсуждения становятся:
- портрет в 8-й тираде: "Сидит на троне золота литого //
Прекрасной нашей Франции король. // Волной седые кудри ниспадают, // А
борода его белее снега. // Прекрасен Карл, горда его осанка…” и его
сопоставление с реальными фактами испанского похода 778 года, согласно
которым Карлу было всего тридцать восемь лет и императором он ещё не
был. Ребята приходят к выводу, что автору важно было создать образ
идеального правителя, седобородого патриарха, сочетающего в себе
государственную мудрость и христианское благонравие, являющегося
собирателем как национальных, так и христианских сил;
- сюжетная роль (объединяет вокруг себя весь цвет нации; а в
развязке осуществляет справедливое возмездие);
- сны, чудеса (незаходящее солнце) и видения (явления архангела
Гавриила), доказывающие богоизбранность короля Карла и побуждающие его к
постоянной борьбе за христианскую веру.
Вывод. В этом образе, несомненно, воплощаются как
христианская, так и национальная идеи. Напомним ребятам, что в
исторической реальности государственность формировалась при поддержке
Церкви: политическое собирание Европы происходило под знаменем Христа, и
свою имперскую корону в 800 году Карл получил из рук римского
первосвященника.
Образ архиепископа Турпина — отважного воина — всё же, по мнению
восьмиклассников, оказывается ближе к идее христианской: его молитва
вдохновляет франков перед битвой, и уже тяжело раненный, он исполняет
свой последний христианский долг — благословляет погибших в сражении.
Интересным оказывается разговор о
Роланде. Каков этот герой?
Читаем ответ Роланда Оливьеру на сообщение о наступлении
бесчисленного войска мавров в тираде 79: "Ну, что же, слава Богу
(сначала обращение к Творцу — добрый христианин); // За короля должны мы
храбро биться (верный вассал короля): // …Товарищи! Сплеча рубите
мавров, // Чтоб песнь о нас позорную сложить // Не мог никто”
(рыцарь, отстаивающий свою честь, храбрый воин). Не забываем упомянуть
многократно повторяемые им слова: "За милую Францию!” (патриот). Круг
вопросов для дальнейшей беседы: "Чем объяснить первоначальный отказ
Роланда трубить в рог Олифан, чтобы вернуть ещё недалеко ушедшего Карла с
основными силами? Средневековый рыцарь Роланд и античный герой Ахилл: в
чём их сходство и различие? Как соотносятся героическое неистовство и
гордыня в желании добыть славу с такими христианскими добродетелями, как
благоразумие и смирение? Какова роль Оливьера, зачем понадобился этот
образ рядом с Роландом? В чём символичность описания смерти Роланда
(прижимает к груди меч и рог, поворачивается лицом к Испании,
протягивает перчатку к небу)?”
Вывод. Трагическая ошибка, которую совершил жаждущий
славы и страшащийся бесчестья Роланд, не отменяет его героизма и
свидетельствует о его самоотречении во имя Франции. Пылкость Роланда,
напоминающая античное неистовство Ахилла, противопоставлена благоразумию
и осторожности Оливьера как более соответствующим христианским нормам
поведения, но значим последний жест Роланда, освобождённого смертью от
служения Карлу, — он протягивает свою перчатку в знак вассальной
преданности Богу. Поэтому для понимания образа Роланда значимы как
патриотическая, так и христианская идеи.
Нельзя обойти вниманием и образ эпического злодея — Ганелона.
Восьмиклассники подмечают неоднозначность этого героя. Так, в 20-й
тираде автор рисует чрезвычайно привлекательный портрет будущего
предателя: "Прекрасен был могучий Ганелон: // Широкобёдр и статен, —
ярким светом // Его глаза лучистые горели, // И весь гроза, величествен
и горд // стоял он там, и взоров восхищённых // С него свести бароны не
могли”, а в 34-й — говорит о его храбрости, когда он, находясь в
стане мавров, готов сражаться один против окружающих его неверных (да и
феодальный суд его первоначально оправдывает). Пытаясь понять причины
его поступка, анализируем феодальные и родственные отношения между
Ганелоном, Карлом и Роландом. Ганелон — вассал короля Франции, и
формально он не нарушил своей вассальной верности, что и подтвердил суд
баронов, состоявшийся по повелению Карла. Роланд — племянник Карла, а
Ганелону пасынок, то есть согласно родовым законам должен подчиняться
именно Ганелону, Роланд же выбирает службу Карлу. За это, полагая себя
оскорблённым, и мстит Ганелон Роланду. Спор о том, что есть месть, а что
предательство, какое — родовое или феодальное — право приоритетней,
разрешается на Божьем суде — поединке между Пинабелем и Тьедри, где
победу одерживает Тьедри, что даёт право королю франков покарать
предателя.
Так, помимо внешнего конфликта между христианской и мусульманской
религиями, в средневековом эпосе ощутим внутренний конфликт, в
основе которого лежит идея вассальной преданности как основной доблести
феодального общества.
В заключение предлагаю вернуться к вопросам, сформулированным в
начале изучения темы, и письменно дать на них дома аргументированные
ответы.
Примечания
МИРОС — Московский институт развития
образовательных систем; о его Программе литературного образования (авт.
Е.Абелюк, З.Блюмина, А.Княжицкий) мы неоднократно писали. — Прим.
ред.
При подготовке уроков были использованы материалы
статьи И.Шайтанова «Героический эпос» // Литература. 1998. № 36.
Марина
Цветаева
Роландов Рог
Как нежный шут о злом своём уродстве,
Я повествую о своём сиротстве...
За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких, как он,
Чтоб, пошатнувшись, — на живую стену
Упал и знал, что — тысячи на смену!
Солдат — полком, бес — легионом горд,
За вором — сброд, а за шутом — всё горб.
Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: перст и назначеньем: драться,
Под свист глупца и мещанина смех —
Одна из всех — за всех — противу всех! —
Стою и шлю, закаменев от взлёту,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог! (Март 1921)
|