Цель урока: способствовать формированию у учащихся чувства ответственности перед другими и самим собой.
Дидактические материалы: фрагменты картинок, раздаточный материал с перечнем качеств характера (см. задание II).
ЭТАПЫ УРОКА
I. Беседа
Учитель:
— Как часто вы слышите от родителей, других взрослых слова: это красиво, а это некрасиво? (Достаточно часто.)
— Ребята, что вам кажется красивым, а что некрасивым в окружающей вас природе, в предметах (вещах)?
— А в чем заключается настоящая красота человека? (В его добрых поступках.)
— Почему одних людей мы называем добрыми, а других — злыми? (По разным
причинам: как человек ведет себя, смотрит, разговаривает.)
— Мы каждый день встречаемся со злыми и добрыми людьми. Что отличает
добрых людей? (Добрые люди улыбаются, всегда вежливы, готовы прийти на
помощь.)
— А чем отличаются злые люди? (Они громко разговаривают и даже кричат,
всех расталкивают по дороге, грубо отвечают, когда к ним обращаются.)
— Как вы считаете, кому легче жить на Земле — тому, кто приносит зло,
или тому, кто совершает добрые поступки? (Конечно, тому, кто делает
добро.)
— Почему? (Все его любят за отзывчивость, стараются помочь и поддержать, когда ему бывает плохо.)
— Как вам кажется, каких людей на свете больше: добрых или злых? (Наверно, добрых.)
— Да, если вы внимательно присмотритесь, то убедитесь, что добрых людей
гораздо больше. Считается, что на добрых людях мир держится. Во всех
сказках добрые герои побеждают, злые наказываются. Правда, жизнь — это
не сказка, может быть и по-другому. Но сейчас я расскажу притчу, которая
в разных вариантах бытует у многих народов: «Шел Охотник по лесу, вдруг
видит — на дорогу упало дерево и придавило Змею. Подошел Охотник, а
Змея стала просить: „Спаси меня, приподними дерево, я уже вторые сутки
здесь лежу, умираю". Сжалился Охотник, приподнял дерево, а Змея
выскользнула и тут же обвила ногу Охотника, чтобы укусить. Взмолился
Охотник: „Что же ты делаешь, я же тебя от смерти спас?!" „На то я и
Змея", — ответила она. Тут на счастье мимо пробегала Лиса, и стал
Охотник просить Лису рассудить, кто из них прав. А Лиса сделала вид, что
не поняла, как все произошло, и попросила Змею опять вернуться под
дерево. Придавил Охотник Змею деревом, поблагодарил Лису и пошел своей
дорогой, оставив Змею умирать».
— Как вы считаете, ребята, правильно ли сделали герои и почему? (И
Охотник, и Лиса поступили правильно, а Змея хотела совершить подлость.)
— Как еще можно назвать поступки Охотника и Лисы? (Справедливыми.)
— Вслушайтесь в это слово — «справедливость». С каким словом оно созвучно? (Право.)
— Да, Охотник с помощью Лисы отстоял свое право. Какое? (Право на жизнь.)
— А когда Охотник приподнял дерево, какое право он хотел помочь осуществить Змее? (Право на свободу.)
— И чем отплатила Змея Охотнику за его добро? (Злом.)
— Как вы думаете, в следующий раз Охотник будет помогать тем, кто в этом
будет нуждаться? (Конечно, ведь и Лиса ему помогла, просто он будет
более внимательным, но добрым и справедливым быть не перестанет.)
II. Практическое задание
Учитель:
— У добрых людей больше положительных качеств, а у злых — отрицательных.
Обведите на листках кружочком буквы, напротив которых написаны
качества, которые вы хотели бы видеть у ваших друзей.
А – активный А – агрессивный
Б – бодрый Б – безответственный
В – веселый В – вредный
Г – грамотный Г – грубый
Д – добрый Д – драчливый
Ж – жалостливый Ж – жадный
З – заботливый З – завистливый
— А теперь поставьте галочки там, где написаны те качества характера, которые, как вы думаете, у вас есть.
— Сравните, что у вас получилось. Вы поставили галочки и кружки около
одних и тех же букв? Надеюсь, что да. А если нет, то подумайте, какие
качества характера хотели бы видеть у вас ваши друзья. Мы дружим с
веселыми, добрыми девочками и мальчиками. Так давайте будем добрыми и
веселыми, и у нас всегда будет много друзей, таких же, как и мы.
— Какие добрые поступки вы совершили сегодня?
III. Подведение итогов
Учитель раздает детям предварительно разрезанные на 5—6 кусочков
картинки, служащие иллюстрациями к добрым поступкам. Ребятам нужно как
можно быстрее сложить картинку. Затем дети перечисляют, что у них
изображено на картинках, и объясняют, почему поступок героя можно
назвать добрым. В заключение учитель повторяет, что красивые поступки —
это добрые поступки. |