Цель урока: объяснить детям значение понятия "право", его соотношение со словами "правила", "правильный".
Основные понятия: правила, права, желания.
Дидактические материалы: корзинка (коробка и
т. п.), бумажные лепестки разного цвета и один большой лист ватмана или
плотной бумаги; текст рассказа Э.Машковской "Маленький Великан".
ЭТАПЫ УРОКА
I.Знакомство
Учитель:
–– Давайте познакомимся поближе, потому что нам предстоит проводить
вместе много времени. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Каждый по
очереди будет называть свое имя и вспоминать слово, которое начинается с
той же самой буквы. Например, меня зовут Саша, а слово – сказка (Валя –
весна и т.д.).
Затем учитель достает корзинку с разноцветными бумажными лепестками,
предлагает каждому из ребят вытянуть из корзинки по одному лепестку и
написать на нем свое имя.
–– Теперь на большом листе бумаги нарисуем сердцевину цветка и будем по
очереди прикреплять свои лепестки, называя свое имя и немного
рассказывая о себе.
Когда все приклеят свои листки на доску, учитель просит по одному
добровольцу от каждого ряда, которым дается задание с закрытыми глазами
указать пальцем на один из лепестков. Затем дети открывают глаза, видят,
чье имя написано, и вспоминают, что именно тот рассказывал о себе.
II. Беседа
— Сегодня к нам в гости пришел Маленький Великан. Слышали ли вы когда-нибудь про маленьких великанов? (Нет).
— А про обычных великанов? (Да. Шрэк, людоед; каменный великан).
–– Что делают, какие поступки совершают обычные великаны? (Делают добро людям, помогают им, например, переносят тяжести).
–– Так вот, сегодня к нам пришел именно Маленький Великан. Хотите про
него послушать? (Учитель читает рассказ Э. Машковской "Маленький
Великан").
"Жил-был Великан. Все великаны были как великаны. Большие-большие.
Просто огромные! А тот был маленький. Уж такой он уродился. Он приходил и
говорил:
— Здравствуйте, я Великан. Но ему не верили, а только смеялись:
— Ха-ха-ха, вот шутник!
И он подумал: "Наверное, нужно доказать, что я все-таки Великан".
Учитель:
Ребята, что необходимо было сделать нашему герою, чтобы все поверили,
что он великан? (Сшить одежду большого размера, ходить на ходулях.
Приделать к рукам деревяшки, чтобы они были длиннее. Выпить элексир, как
в "Алисе в стране чудес" и стать большим. Помогать людям и быть добрым с
ними).
— Давайте послушаем, что было дальше, как же решил поступить наш гость:
"И он стал поднимать такие тяжести, какие может поднимать только
великан. И он не плакал, когда ему было больно. Это тоже могут только
великаны. И он никогда не жадничал. Он был добрый, очень добрый, потому
что так полагается у великанов. И вот тогда все поверили. Поверили, что
он Великан.
Да! Просто он был Маленький Великан!"
Вопросы к детям:
–– Почему вначале Маленькому Великану не поверили? (Он был не похож на великана.)
— Почему потом поверили? (Стал поступать так, как все другие великаны: был добрым, не жадничал, помогал, не капризничал.)
— Поступал ли Маленький Великан по общим правилам великанов до того, как
он решил доказать, что он великан? Как вы думаете? (Наверное, нет.)
— Вот они и не замечали, что он тоже великан. Обращали внимание только
на его рост. Может быть, он был не совсем добрым, может быть, иногда
жадничал?
— Какое же главное правило он понял и стал выполнять? (Быть добрым, очень добрым во всем, помогать всем, а не кому-то одному.)
— Хотели бы вы дружить с Маленьким Великаном? Или быть таким, как он? (Да.)
— Давайте продолжим путешествие с Маленьким Великаном в волшебную
страну. Вот что произошло дальше: "Маленький Великан отправился в
волшебную страну, где сбываются все желания, а по дороге спрашивал у
встречных, что им хочется больше всего, и записывал. Долго он шел,
наконец, добрался. Достал список желаний и увидел, что все ему не унести
за один раз, многое придется оставить до следующего раза. Стал он
думать, какие желания исполнить в первую очередь. Кате хочется новую
куклу, Диме — машинку, как у Сережи, и т.д. Если их не принести, то
ничего страшного не случится, без этого можно жить, немного подождать.
Но есть и другие просьбы. Если их не выполнить, случится беда со всеми,
невозможно будет жить никому, в том числе и Диме, и Кате, и мне, хотя мы
и не просили ничего у Маленького Великана. Вот что было дальше в
списке: дышать свежим воздухом, пить чистую воду, ходить в школу, иметь
книжки, тетрадки, сделать так, чтобы никого не обижали, не били, не
обзывали и др.
— Как вы думаете, какие желания исполнил Маленький Великан в первую
очередь: чтобы было всем хорошо или кому-то одному? (Конечно, те, без
которых всем нельзя жить.)
– Это правило для всех великанов, и очень правильно, что он решил
сначала сделать добрые дела для всех (и для нас с вами). Вот они и
называются права. Наш Маленький Великан приглашает нас всех в волшебную
страну, где сбываются все мечты и желания. И сейчас у каждого есть
возможность подумать, что он больше всего желает и что хотел бы
очень-очень попросить у Маленького Великана. Давайте, теперь каждый
назовет свое одно желание.
(Ребята по очереди говорят о своих мечтах).
–– Как вы считаете, какие наши желания исполнит наш гость в первую очередь?
–– Теперь давайте представим, что все мы — большие великаны. Выйдите
из-за парт и встаньте в "круг великанов". Ведь нам хорошо вместе и мы
будет делать добрые дела, правда? (Повторить хоровод с иными
движениями.)
–– Хорошо быть великаном? (Да.)
III. Подведение итогов.
Учитель:
–– О каком правиле для всех великанов вы сегодня узнали? (Великан – это
тот, кто делает добрые дела для всех, а не только для одного себя.)
–- Где никак нельзя обойтись без выполнения правил поведения? (На
дорогах, на проезжей части, в транспорте, в кинотеатре, на уроке, дома
на кухне и пр.)
–- Как называются правила, которые нужно выполнять всем, чтобы никто
никому не мешал, всем нормально жилось, и не случалось никакой беды?
(Правами).
–-В следующий раз мы подробнее поговорим о том, какие самые главные права есть у всех людей, у всех детей. |