ель урока: дать представление о различиях между желаниями и правами. Основные понятия: права, желания. Дидактические материалы: кукла Маленького Великана (любая на выбор), раздаточный материал «Права и желания», «У меня есть право на...».
ЭТАПЫ УРОКА I. Практическое задание Учитель:
— Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в новую чудесную страну —
страну прав, где нашим экскурсоводом будет наш старый знакомый Маленький
Великан (учитель показывает куклу). В этой сказочной стране действуют
свои правила, а какие — зависит от нас с вами. Давайте попробуем
придумать такие правила, чтобы всем было хорошо.
Ребята называют правила, а учитель помогает их сформулировать и записывает на доске, например:
1. Не драться и не обижать друг друга.
2. Дружить и защищать друг друга.
3. Помогать друг другу.
4. Уважать друг друга и быть заботливыми.
5. Быть честными, не обманывать.
6. Слушать внимательно и не перебивать друг друга и др.
II. Беседа Учитель:
— Мы познакомились с правилами и теперь можем двинуться в глубь нашей
сказочной страны. Помните, Маленький Великан еще в прошлом году, когда
путешествовал с нами, собирал желания у всех встреченных на пути людей и
увидел, что желания бывают двух видов. Одни — просто желания, когда
очень сильно чего-нибудь хочется, но без этого можно прожить. Нельзя
иметь все, что хочешь, например, много конфет, много новых кукол, машин и
жевательных резинок. Другие желания обязательно надо исполнять, без них
нельзя жить никому, в том числе и большим любителям конфет. Всем
необходимо дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть полезную пищу,
ходить в школу, читать умные книги, быть в безопасности, чтобы никто не
обижал. И такие желания называются правами. Давайте сейчас посмотрим,
как хорошо вы различаете права и просто желания. Представьте, что в
волшебной стране первой нам встретилась сказка «Цветик-семицветик».
Учитель может поинтересоваться у ребят, насколько хорошо они помнят
содержание сказки. Если найдутся желающие, пусть перескажут сказку, если
никто не помнит, лучше зачитать нужные отрывки. Затем учитель
спрашивает:
— Если бы у вас был цветик-семицветик, какие желания вы бы загадали?
Можно сократить количество оставшихся в цветике-семицветике лепестков до
одного и предложить назвать самое большое желание. Дети читают
стихотворение:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели,
затем называют желания. Учитель их записывает или повторяет, чтобы
определить вместе с ребятами, можно ли это отнести к правам. Например,
если кто-то из ребят захотел иметь преданного и верного друга, учитель
спрашивает у детей:
— Как вы считаете, это право или желание? (Желание.)
— А что нужно делать, чтобы друзья были преданные и верные? (Наверное, самому быть таким.)
Точно так же обсуждаются другие желания детей (чтобы мама не болела;
чтобы не было таких войн, как в игрушке-стрелялке; чтобы было достаточно
игрушек; чтобы жить вечно; чтобы стать королевой, иметь много золота и
бриллиантов).
III. Практическое задание
«Дерево прав» и «Дерево желаний» (вариант: коробки раздаточного
материала с надписями «Права» и «Желания»). На листках бумаги написаны
права и просто желания. Каждый ребенок получает по два листка (см.
раздаточный материал на с. 152), и учитель выясняет все ли понятно, что
на них написано. Если встречаются непонятные слова или выражения,
учитель объясняет их значение. Затем ребята сами определяют, где
написано право, а где просто желание, сворачивают листок и вешают на
одно из «деревьев» (в качестве «деревьев» могут служить ветки,
прикрепленные к доске, нарисованное «дерево» на ватмане и т. п.). Затем
записки снимает учитель, зачитывает и вместе со всем классом выясняет,
верно ли выполнено задание.
IV. Подведение итогов Учитель:
— Мы сегодня вспоминали то, о чем узнали в прошлом году: о разнице между
правами и желаниями. Так чем они отличаются друг от друга? (Желания у
каждого разные и могут быть совсем не обязательными к исполнению. А
права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень
трудно жить.)
— На что бы вы истратили волшебную силу цветика-семицветика — на права
или просто желания? (Конечно, на права, ведь они важны для всех и для
меня тоже.)