Цель урока: дать представление о соотношении желаний, потребностей и прав.
Основные понятия: потребности, права, желания.
Дидактические материалы: предметы, которые
можно использовать для изображения «инопланетянина», большой лист бумаги
или плакат, раздаточный материал «Алфавит в цифрах».
ЭТАПЫ УРОКА
I. Психотренинг «Ты — лев»
Учитель:
Ты — лев. Закрой глаза, представь льва, царя зверей, сильного и
могучего, уверенного в себе и мудрого. Он красив, сдержан, горд и
свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твои глаза, ноги,
руки, тело. Лев — это ты.
II. Игра «Разговор с инопланетянином»
Учитель ставит какой-нибудь обычный предмет в необычное положение или
неожиданно сочетает предметы (например, перевернутая корзина для мусора,
свернутый в трубку рулон или большой лист бумаги, где изображены три
глаза, ухо на лбу и др.) и говорит, что это «инопланетянин». Он недавно
прилетел на своей «тарелке» на Землю и никак не может разобраться, кто
такие люди, чем они отличаются друг от друга и от животных, что они
любят, чем занимаются и др. Дети начинают рассказывать «инопланетянину» о
людях, а учитель записывает из их рассказов те детали, которые можно
отнести к желаниям и потребностям. Затем он подводит итог:
— Значит, люди и животные похожи тем, что они живые. А рас¬тения живые? (Да.)
— А что людям, животным и растениям надо, чтобы жить? (Вода, питание, воздух.)
— А что необходимо людям, животным и растениям, чтобы жить хорошо?
(Свет, тепло, защита, пространство: растениям — чтобы было, где расти,
людям и животным — для свободы движения.)
— А кому больше всего этого нужно: животным или людям? (Людям.)
— Что необходимо людям, а животные не используют? (Одежда, мебель, книги, различные приборы, механизмы и др.)
III. Практическое задание
Учитель:
— Давайте распределим перечисленное вами на две группы: то, без чего
человек не сможет выжить или выживет, но не останется разумным существом
(потребности), и то, без чего он все-таки может обойтись (желания).
На доске или большом плакате записываются в две колонки потребности и
желания. Делается вывод, что права, правила, по которым живут люди,
составлены так, чтобы удовлетворять жизненные потребности (есть, пить,
дышать, т. е. жить) или очень сильные желания, важные для всех людей. И
чем дольше люди живут, тем больше прав у них появляется, потому что
жизнь становится все лучше и лучше. Именно так появились права детей на
семью, на учебу, на игру, на защиту, причем особую защиту самых слабых, и
др.
IV. Игра «Я уважаю твое право»
Ученики становятся в круг и обращаются по очереди к своим соседям справа и слева со словами: «Я уважаю твое право на:
• учебу, и не стану тебя отвлекать на уроке;
• безопасность, и не буду тебя бить;
• имя, и не буду тебя обзывать;
• свободу мнения, и не стану тебя перебивать;
• игру, и не буду тебе во время игры мешать;
• семью, и не стану плохо говорить о твоих родных;
• имущество, собственные вещи, и не стану их у тебя отбирать;
• тайну корреспонденции, и не стану читать чужие письма;
• достоинство, и не буду тебя обижать, оскорблять;
• образование, и не стану забирать у тебя книжки, мешать слушать учителя;
• защиту от эксплуатации, и не буду заставлять тебя делать свою работу;
• развитие, и не стану тебе подсказывать во время ответа;
• отдых, и не буду звонить тебе поздно вечером или рано утром;
• жизнь, и не стану тебе вредить».
V. Практическое задание
Ученики получают карточки раздаточного материала «Алфавит в цифрах» и читают зашифрованное высказывание.
VI. Подведение итогов
Учитель:
— Сегодня мы вспомнили, что такое право и какие права существуют, чем
они отличаются от желаний. Дальше мы с вами будем подробнее говорить о
тех правах, которые считаются самыми важными, и о том, как их защищать.
|