Цели: · Познакомить уч-ся
с такими нравственными категориями, как уважение, достоинство,
сострадание тем, кто в нем нуждается; · сформировать умение видеть общую тему
в разностилевых произведениях; · вести беседу с элементами дискуссии; · расширить
словарный запас; ·
расширить
представление о способах выражения авторского отношения к персонажам. 1. Вступительное слово. Сегодня на уроке мы продолжим
разговор о правилах, которые позволяют защитить людей и каждого
отдельного человека от неблагоприятных жизненных обстоятельств. Мы уже знаем, что · правила
необходимы для всех; · что все их должны выполнять неукоснительно; · они нужны тем,
для кого они написаны. Сегодня же мы попробуем разобраться в том, что лежит в основе
этих правил, правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Мы сами попытаемся найти ответ на эти
вопросы, очень важные и очень сложные, и поможет нам в этом рассказ
Е.Н. Носова «Трудный хлеб». На прежде, чем начнем читать его,
познакомимся с газетным сообщением, которое, думаю, вас не оставит
равнодушными. 2.
Чтение отрывка. 3.
Аналитическая беседа. · Что вы думаете о поступке этого охотника? · Кто оказался
добрее, собака или люди? (Поступок бессердечный, бесчеловечный, он еще
страшнее оттого, что собака пожалела лося, а хозяева ее – нет. Они цинично, то есть
бесстыдно, нагло утверждают, что любили собаку, поэтому и сшили из ее
шкуры коврик). 4.
Вопрос перед чтением рассказа: что объединяет этот рассказ и фрагмент
из газеты? 5. Чтение
текста. 6. Беседа. - повторим вопрос (эти 2 текста на
одну тему: охотник и собака, обе собаки далеко не безупречные помощники,
у хозяев проблема: что делать с собакой, от которой мало проку?) · Какой эпизод
произвел на вас самое сильное впечатление? Почему? (продемонстрировал,
что собака не видит). · Как в диалоге охотника и рассказчика
передается это удивление ( см. знаки препинания, слова «пристально»,
«недоверчиво», «повернулся от изумления», повтор слов «слепой,
совершенно слепой»). · Как хозяин обращался со слепой собакой во время
охоты (спокойно, даже ласково: «хозяин ласково провел ладонью по черному
жилету спаниеля»)? ·
Как
охотник относится к Чангу? (по-доброму, заботливо, ласково, уважительно,
с состраданием) ·
Ощущалось
ли со стороны, что собака слепая? · Давал ли хозяин почувствовать собаке,
что она неполноценная (нет, он уточняет команду, подбадривает собаку)? · Почему охотник
продолжает брать собаку на охоту? (хотел, чтобы Чанг чувствовал себя
собакой, настоящей собакой!) Это не сразу понял рассказчик и потому неосторожно спросил, зачитайте этот фрагмент. · Как могла бы
сложиться судьба Чанга, попади он к другому хозяину? (может
показаться, что собака это понимает: «спаниель благодарно чиркнул по
нему обрубком хвоста»… «я с уважением посмотрел на Чанга»). · Чем пес заслужил
это уважение? (он ест свой хлеб, трудный, но честный, а, главное, - свой). · Можно ли за это
уважать собаку? ·
Но кто в
рассказе все-таки заслуживает большего уважения? (хозяин) · А почему? (можно
сказать, что он знает основное правило, какое же? А теперь мы это правило сформулируем:
в основе отношения ко всему живому должно лежать уважение и
сострадание.) Прочитайте,
что такое уважение. А
что такое сострадание? (жалость, сочувствие, вызываемое чьим-либо
несчастьем). ·
Как вы
думаете, уважения заслуживают только сильные, здоровые, полезные для нас
люди и животные? Вывод:
нет! Все заслуживают право на жизнь, на нормальные условия
существования, на уважение своего достоинства.
|