адачи урока:
- Образовательные: углубление понятия «ветер», раскрытие причин его
образования; классификация ветров: суточные и сезонные, значение ветра для
человека.
- Развивающие: продолжить работу с эвристическими операциями: метод
аналогий, метод сравнений, метод причин и следствий, метод реконструкции
целого по частям и наоборот.
- Воспитательные: уважение к мнению других, умение слушать товарищей,
отстаивать свою точку зрения.
Тип урока (по целям): изучение нового материала.
Вид урока по форме проведения: нетрадиционный (эвристическая беседа.)
Оборудование:
- Карты: физическая карта мира.
- Учебник: начальный курс географии 6 класс Т.П. Герасимова, Н.П.
Неклюкова М.: Дрофа, 2005 г.
- Наглядные пособия:
- рисунки (ветров Борей, Зефир, Нот),
- разборный макет бриза (дневного и ночного),
- иллюстрации к вопросу: «Значение ветра для человека»,
- макет флюгера, к/фр «Посеешь ветер».
Ход урока
I. Выявление темы с учащимися через разгадывание
загадок по группам.
1 группа:
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
С ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
2 группа:
Неизвестно, где живет
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
3 группа:
Я березу качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?
|
4 группа:
Летит без крыльев и поет
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
5 группа:
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
6 группа:
Без рук, без ног,
Под окном стучится,
В избу просится.
7 группа:
Все ломаю,
Все срываю,
Никому пощады нет.
|
8 группа:
Без рук, без ног,
А ворота отворяет
И нас подгоняет.
|
Учитель: Тема урока: Ветер – это ....... . В конце урока вы
должны продолжать эту фразу и создать свой образ ветра. В течении урока на доске
постепенно появляется определение ветра.
II. Выявление целей урока.
Учитель: На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?
Учащиеся:
- Что такое ветер?
- Как образуется ветер?
- Какой бывает ветер?
- Зачем необходим ветер? (Т.е. значение ветра для человека) и т.д.
III. Объяснение нового материала.
1) Рассмотрение первого вопроса.
Под руководством учителя в ходе беседы учащиеся составляют определение ветра
поэтапно. Постепенно оно появляется на классной доске.
Ветер – горизонтальное движение воздуха относительно земной
поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и
направленное от высокого давления к низкому.
Ветер характеризуется силой, скоростью и направлением.
Сила и скорость ветра зависит от перепада давления (выражается в м/с, км/ч,
или приближенно в баллах по шкале Бофорта), а направление определяется той
частью горизонта, откуда он дует (по 16 румбам горизонта).
Различают суточные ветры – бриз, сезонные – муссон.
2) Рассмотрение второго вопроса.
- Как образуется ветер?
Учитель: Возьмите распечатку. Вам предлагается 6 предложений, из них
мы должны составить логическую цепочку и тогда ответим на вопрос. Работа
проводится в парах.
1 вариант.
Холодный воздух с моря двигается в горизонтальном направлении на сушу.
В течении дня суша нагревается от солнечных лучей быстрее и сильнее.
Море нагревается и отдает тепло медленно.
Днем ветер дует с моря на сушу – это дневной бриз.
Воздух прозрачный, солнечные лучи проходят не нагревая его.
От суши нагревается воздух и поднимается кверху.
Учитель: Я вам предлагаю 2 цифры. Что они означают? Как их правильно
разместить на схеме.
- 763 мм. рт. ст.
- 757 мм. рт. ст.
2 вариант.
Холодный воздух с суши двигается в горизонтальном направлении на море.
Ночью суша остывает быстрее, чем вода.
От воды нагретый воздух поднимается кверху.
Ночью ветер дует с суши на море – это ночной бриз.
Ночью солнечные лучи не проникают на Землю.
Вода сохраняет тепло и отдает его воздуху.
Учитель: Я вам предлагаю цифры. Что они означают? Как их правильно
разместить на схеме.
- 759 мм. рт. ст.
- 761 мм. рт. ст.
Проверка осуществляется у доски при составлении схемы образования «бриза» и
«муссона»
Учитель: Какой вывод можно сделать после расстановки этих чисел.
Учащиеся: Ветер дует из области высокого давления в область низкого
давления.
3) Рассмотрение третьего вопроса.
- Какой бывает ветер?
Учитель: Какова разница между давлениями воздуха в первом случае?
Учащиеся: 6 мм. рт. ст.
Учитель: Какова разница между давлениями воздуха во втором случае?
Учащиеся: 2 мм. рт. ст.
Учитель: На какую характеристику ветра повлияет эта разница между
давлениями воздуха?
Учащиеся: Силу ветра.
4) Сила ветра.
Учитель: Для определения силы и скорости ветра существует специальная
шкала – шкала Бофорта (см. форзац учебника).
- Штиль (0 баллов, меньше 1 м/с) – безветрие, слабый шелест листвы.
- Слабый (3 балла, 4-5 м/с) – шелест листьев, раскачиваются тонкие ветки,
отклоняется дым из трубы, поднимается пыль.
- Сильный (6 баллов, 11-12 м/с) – шумят верхушки деревьев, листья с
деревьев могут быть сорваны, раскачиваются толстые сучья.
- Шторм (9 баллов, 19-22 м/с) – ломает ветви деревьев и мелкие постройки.
- Ураган (12 баллов, 29 м/с) – выворачивает с корнем деревья, ломает
крупные постройки, катастрофический ветер.
Рекорд. Самый сильный ветер зарегистрирован в Антарктиде – 87 м/с. (см. карту
мира).
Учитель: Возьмите распечатку. О какой силе ветра сказано в
приведенных поэтических строках?
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)
А.С. Пушкин.
И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)
С. Михалков.
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)
М.Ю. Лермонтов.
Буря воет в саду, буря ломиться в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)
Н.А. Некрасов.
Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)
А.Н. Плещеев.
Учитель: Какой вывод можно сделать после рассмотрения этого вопроса.
Учитель: Обратите внимание на порядок ответов и воспользуйтесь ключом,
записанным ниже. В ответе вы получите метеорологический прибор в названии,
которого 6 букв.
Первая буква: сосчитайте количество гласных букв в слове, обозначающее
газ, которого в воздухе содержится 4/5 части от общего количества.
Вторая буква: сосчитайте общее количество букв в названии газа,
который находится в атмосфере и защищает Землю от губительных ультрофиолетовых
лучей.
Третья буква: количество цветов в радуге умножьте на число букв в
слове, означающее прибор измерения температуры воздуха.
Четвертая буква: сосчитайте количество согласных букв в названии газа,
который поддерживает горение и дыхание.
Пятая буква: из слова, которое означает прибор для определения
атмосферного давления, возьмите третью букву с конца.
Шестая буква: сосчитайте количество букв в названии газа, который
содержится в воздухе, плохо растворяется в воде и придает ей кисловатый вкус.
Код ответа: ФЛЮГЕР. В переводе с голандского – «крыло». Изобретен в 19
веке в Петербурге Людвигом Ивановым Вильдом.
Учитель: Что такое флюгер? Какое отношение имеет этот прибор к нашей
теме?
Учитель: Какой частью прибора определяется сила ветра?
Учащиеся: Флюгарка.
Учитель: Какой еще характеристикой обладает ветер?
Учащиеся: Направление ветра.
5) Направление ветра.
Многие любят зефир – такой он легкий, воздушный, сладкий. Не случайно
кондитеры дали своему изделию это имя, взятое из древнегреческих мифов. Греки
так называли бога западного ветра. Бога этого они очень чтили, ведь легкая,
освежающая воздушная струя несла на раскаленные солнцем земли влагу, прохладу,
она ласкала и навевала спокойствие. Совсем иначе видели греки бога северного
ветра – Борея. Это длинноволосый, бородатый, могучий великан, живущий в темных
горных пещерах и налетающий без жалости и пощады. Бога южного ветра Нота
называли не иначе как быстрым.
Учитель: Как определяется направление ветра?
Учащиеся: Направление определяется той частью горизонта, откуда он
дует (по 16 румбам горизонта).
Учитель: Помогите мне на схеме проставить направление ветров.
Учитель: На линиях соответствующих направлений отложите число дней с
ветрами этого направления.
- Северный ветер дул в течении – 12 дней.
- С-З – 3 дня.
- З – 4 дня.
- Ю-З – 2 дня.
- Ю-В – 6 дней.
- Без ветра – 3 дня.
Учитель: Полученный график называют розой ветров. Какой вывод можно
сделать после рассмотрения этого вопроса.
6) Рассмотрение четвертого вопроса.
Учитель: Какую пользу и вред приносит ветер человеку? (См. к/ф.
Посеешь ветер.)
После просмотра к/фр учитель проводит беседу с использованием иллюстраций.
Учитель: Какой вывод можно сделать после рассмотрения этого вопроса.
IV. Домашнее задание (комментирует учитель).
- Почитайте и ответьте на вопросы § 38.
- Объясните пословицу:
- Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы холодит.
- Без ветра дерево не шатается.
- Сочините смешную или грустную фантастическую историю на тему: «А что
было бы, если бы ветров не стало?»
- Определите направление ветра по своим схемам с учетом направления на
север.
V. Закрепление изученного материала.
Учитель: Для закрепления и проверки изученного материала проведем
блиц. Вам будет задано 5 вопросов на которые вы должны ответить «да» или «нет»
поднятием сигнальной карточки.
Блиц:
- Бриз – это ветер, который дважды меняет свое направление в течении
суток.
- Барометр – это прибор для определения силы и направления ветра.
- Направления ветров, господствующих в местности, можно узнать по графику
– роза ветров.
- Главная причина возникновения ветра – разница в атмосферном давлении.
- Ветер – это бесполезное для человека явление природы.
Код ответа. 1 – да, 2 – нет, 3 – да, 4 – да, 5 – нет.
Учитель: Какой образ ветра у вас возник? (Учащиеся делают вывод по
всему уроку.)
Учитель: Я вам предлагаю разгадать и объяснить пословицу. Для этого
вам нужно найти ключ ответа по первой строке и использовав этот ключ отгадать
зашифрованное слово.
Код ответа. Прямое дерево ветра не боится. Ребята, какой смысл заложен
в этой пословице?
Учитель: Рефлексия урока. Ребята если вам понравился урок, если вы
узнали новые факты, то закрепите веселые листочки и пусть наше дерево знаний
распустится.
|