Цели:
- Показать истоки становления Пастернака как
поэта; раскрыть своеобразие его личности, его
философской концепции, основные мотивы его
творчества; определить его место и роль в поэзии
ХХ века.
- Анализируя пастернаковскую поэтику,
формировать у обучающихся представления о
синтетичности видов искусства.
- Воспитывать у обучающихся преклонение перед
красотой поэтического образа и величием
творческого духа, наполняя реальным смыслом
формулу Ф.М.Достоевского "Красота спасет мир”.
Ход урока
(На доске записаны тема и эпиграфы)
Преподаватель: На сегодняшнем уроке мы с вами
познакомимся с творчество поэта ХХ века Бориса
Леонидовича Пастернака, попытаемся увидеть то,
что так заставляло поэта творить замечательные
шедевры и то, что вело его по нелегкой жизни,
которая складывалась в эпоху ХХ века.
Борис Леонидович – крупнейший русский
писатель и поэт ХХ века, поднявшийся над годами
забвения, над неприязнью и неприятием, над
нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно
входит в сокровищницу русской и мировой культуры
нашего века. Оно завоевало любовь и признание
самых взыскательных и строгих ценителей поэзии.
(Звучит финал 4 сонаты Скрябина)
– Когда-то Марина Цветаева в споре воскликнула:
"Где человек, до конца понявший Пастернака?” И
сама же пояснила: "Пастернак – это тайность,
иносказание, шифр. Пастернака долго читать
невозможно и невыносимо без напряжения
(мозгового и глазного), как когда смотришь в
чрезмерно острые стекла не по глазу”.
Это небольшое предупреждение для нас, потому
что мы отправляемся странствовать по морю,
название которому "Нить судьбы и творчества
Бориса Леонидовича Пастернака”.
Приедается всё.
Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят, и годы проходят,
И тысячи, тысячи лет.
В белой рьяности волн,
Прячась в белую пряность акаций,
Может, ты-то их, море, и сводишь,
И сводишь на нет!..
Сказанное Пастернаком о морской стихии очень
близко к его творчеству, при кажущемся
однообразии лирических приемов и отливов –
абсолютная неповторимость поэтических волн.
10 февраля 1890 года в Москве, в районе старых
Тверских-Ямских, в небольшом доме родился Борис
Пастернак. Его отец – Леонид Осипович Пастернак
– известный художник, академик живописи, мать –
Розалия Исидоровна Кауфман – известная
пианистка. Именно она внушила сыну долго
владевшую им любовь к музыке. Краски детства
многое определили в жизни и творчестве поэта.
(Звучит "Великое славословие” Струмского)
Чтец (в роли сестры поэта – Жозефины
Леонидовны Пастернак): Нас было четверо сестер
и братьев: Борис, сестра Лида, брат Александр –
архитектор; он, кстати, очень помогал в работах по
устройству Мавзолея Ленина. В двадцатые годы
наша семья разделилась: родители, я и Лида уехали
за границу – мама была больна, требовалось
хорошее лечение.
Уезжали по личному разрешению Луначарского:
отец никогда не отказывался от советского
гражданства, мечтал вернуться, но уже не
пришлось.
Сначала Германия, потом, во время разгула
нацизма, – Англия. Борис никогда не думал жить за
рубежом. У него всегда и во всем было русское
начало. И после нашего отъезда я видела его всего
два раза: в двадцатых годах и в последний раз – в
1935 году. Жизнь у нас была тогда сложной – а тут я
со своим иностранным гражданством…Сейчас все
они умерли: родители, братья, сестра. Я, ровесница
века, еще жива. Борис возвращается к нам своими
произведениями; может быть, вернется и отец, и мы
с Лидой – своими стихами?
Чтец 1 (читает стихотворение "Душа”)
(Звучит громче "Великое славословие”
Струмского, которое доигрывает до конца)
Чтец (в роли сестры поэта – Жозефины
Леонидовны Пастернак): Корни фамильного древа
Пастернаков недооценены и не исследованы. Я
считаю, что главные в нашем роду – родители.
(Появляется портрет отца писателя – Леонида
Осиповича Пастернака)
Отец работал много и одухотворенно.
(Появляется портрет матери писателя – Розалии
Исидоровны Кауфман)
Образ мамы у детей остался в памяти как образ
двух людей: на людях – сдержанная, отдавшая свою
жизнь мужу и детям, в музыке она была на какой-то
недоступной высоте. Она замечательно играла. К
ней можно отнести слова Михаила Лермонтова: "По
небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел…
И звук его песни в душе молодой остался без слов
– но живой… И звуков небес заменить не могли ей
скучные песни земли”…
У нас в семье у каждого был "свой” Лермонтов. У
Бори – "Демон”, у Лидочки – "Мцыри”, у мамы, как
я уже говорила, – "Ангел”. Один из лучших
портретов отца – портрет Лермонтова.
Преподаватель: Вот портрет отца писателя.
Борис Пастернак в своих письмах 1940-ых годов
писал: "Главное моё потрясение – папа, его блеск,
его фантастическое владение формой, его глаза,
как почти ни у кого из современников, легкость
его мастерства, его способность играючи
отхватывать по несколько работ в день. И –
несоответственная малость его признания…”.
Чтец (в роли сестры поэта – Жозефины
Леонидовны Пастернак): Я могу без лишней
скромности сказать: лучшие художники и музыканты
России бывали в нашем доме. Для нас их имена не
были отвлеченными. Мы видели, знали многих по
рассказам родителей. Я как сейчас помню сидящих
отца и Скрябина. Они спорили о новом рояле, где у
каждого звука будет свой цвет. Я помню немало
писателей, помню Врубеля, а также других
художников самых дерзких творческих манер. Мой
отец очень любил самых разных людей, но
непременно четких в позиции, убежденных. Очень
мои родители дружили с семьей Серовых. Моя мама и
супруга Серова были подругами, служили вместе в
консерватории и одновременно венчались. Папа и
Серов очень похоже воспринимали искусство,
только папа быстро писал, а Серов – медленно. Они
часто говорили о знаменитых художниках как о
друзьях: Рубенса, например, называли Петром
Павловичем. Мы зачастую жили бедно, но
достоинства никогда не теряли. Однажды только
папа сказал о Серове с горечью и болью, когда тот
умер: "У него такое выражение лица, будто он
радуется, что ушел из этой ужасной жизни”. Папа
дружил с Репиным, Шишкиным, Коровиным, Шаляпиным
– всех не перечислишь. Он первым Толстого
иллюстрировал, я помню, как приезжала супруга
Толстого, Софья Андреевна, чтобы вызвать отца к
смертному одру Льва Николаевича. Отец и мать
немедленно поехали. Отец взял с собой Борю.
Преподаватель: Все в этой удивительной семье
были необыкновенно талантливы, порой казалось –
излишне, сверх меры. Для юного Бориса источником
мук и колебаний была проблема – чему посвятить
себя.
Чтец (в роли Бориса Пастернака): … Музыка
была для меня культом, то есть той разрушительной
точкой, в которой собиралось всё, что было самого
суеверного и самоотреченного во мне… Жизнь вне
музыки я себе не представлял… Больше всего на
свете я любил музыку, больше всех в ней –
Скрябина…
У меня не было абсолютного слуха. Так
называется способность узнавать высоту любой
произвольно взятой ноты; отсутствие качества, ни
в какой связи с общей музыкальностью не стоящего,
но которым в полной мере обладала мать, не давало
мне покоя… Я узнал, что его нет у выдающихся
современных композиторов и, как думают… и
Вагнер, и Чайковский были его лишены…
Преподаватель: Скрябин-то всё и решил.
Скрябин и – вера в судьбу, в предопределение, в
то, что судьба человека проявляется во всем, и
более всего – в мелочах. Однажды Борис Пастернак
играл свои сочинения кумиру Скрябину.
Чтец (в роли Бориса Пастернака): Всё это
ему нравилось. Я поспешил кончить. Он сразу
пустился уверять меня, что о музыкальных
способностях говорить нелепо, когда налицо
несравненно большее.
Преподаватель: Так выбор был сделан:
человечество потеряло, может быть, великого
композитора – и приобрело великого поэта. Но
музыка навсегда осталась для Пастернака высшей
святыней; сколько стихов навеяно ею, в скольких
упомянуты её творцы!
(Звучит музыка второго концерта для фортепиано
Брамса)
Чтец 2 (читает стихотворение "Годами
когда-нибудь в зале концертной…”).
(Музыка доигрывает до первых тактов партии
рояля)
Преподаватель: Но… "нет” музыке еще не
означало "да” поэзии. Путь к поэзии шел через
Марбург, куда Борис поехал на подаренные матерью
двести рублей (заработанные репетиторством и
жестокой экономией) изучать философию. Он ехал в
Берлин с искренним желанием всего себя вложить в
науку – не замечая, что взгляд его на всё, в том
числе и на маленький, древний город, – взгляд
поэта, а не ученого. Во всё, что он делал, он
вкладывал всего себя. И вдруг – прозренье, крутой
поворот: ученые труды убраны со стола, с
философией покончено. Рождаются удивительные,
истинно пастернаковские строчки. Поэзию в нем
пробудила любовь. В той, первой, любви он получил
отказ – поэзия осталась с ним навсегда.
Чтец 3 (читает стихотворение "Свидание”).
Чтец 4 (читает стихотворение "Марбург”).
Преподаватель: Любовь… Как это похоже на
Пастернака: получен отказ, но – "как жаль её
слез!” – жаль не себя – её. И тут же – через
страдания – чувство всепоглощающего счастья.
Таким он будет всегда. В 1922 году поэт женится на
художнице Евгении Владимировне Лурье, которая
родила ему сына Евгения.
(Появляется портрет жены и сына)
Но счастье оказалось недолгим: жена с сыном
выезжают за границу, где Евгения Владимировна
должна была пройти лечение, а сын проводил время
у бабушки с дедушкой.
Чтец 5 (читает стихотворение "Любить иных –
тяжелый крест…”).
Преподаватель: 1946 год – один из труднейших
для Пастернака: голодный, неустроенный, душный. А
он пишет…
Чтец (в роли Бориса Пастернака): Ко мне
полностью вернулось чувство счастья и живейшая
вера в него, которая переполняет меня весь
последний год…
Я год за годом тружусь, как каторжный, и всегда
мне всех… до слез жаль. Словно все кругом
несчастные, и только я один позволяю себе быть
счастливым и, значит, у всех как бы на шее. И,
действительно, я до безумия, неизобразимо
счастлив открытою, широкой свободой отношений с
жизнью, таким мне следовало или таким мне лучше
бы было быть в восемнадцать-двадцать лет, но
тогда я был скован, тогда я еще не сровнялся в
чем-то главном со всем на свете… И не знал-то
хорошо языка жизни, языка земли, как их знаю
сейчас.
Чтец (в роли сестры поэта – Жозефины
Леонидовны Пастернак): Борис всегда и ко всем
относился со строгим соблюдением правил. В своей
собственной жизни, со своей собственной жизнью
он мог делать всё, что заблагорассудится, – мог в
один миг принимать какие-то решения или поражать
друзей неожиданными действиями. Но он терпеть не
мог вмешательства, кого-то обижать, короче говоря
– быть раздражающим фактором… Его поэзию иногда
называют эгоцентричной. Я бы так не сказала,
несмотря на создающееся от стихов впечатление,
что автор находится в большей гармонии с
природой, нежели с людьми. Собственное отношение
Пастернака – сочувствие до степени физической
боли, полное сопереживание.
Преподаватель: Это чувство полного
сопереживания – и сопереживания деятельного –
отмечали все. Если окунуться в переписку поэта с
Варламом Тихоновичем Шаламовым, то можно понять
следующее: Шаламов писал Пастернаку из
"архипелага ГУЛАГ”, где жил на поселении, писал
с великой благодарностью за поддержку.
Обратим внимание на дату их переписки: 1952 год.
Еще не умер Сталин. Сам Пастернак – в немилости,
под наблюдением; что уж говорить о вчерашнем
заключении Шаламова! Переписка с ним опасна, тем
более, если тема ее – стихи о лагере.
В те годы, когда пишутся в письмах опасные
слова, Пастернак попадает в число "опальных”
поэтов. Ему не дают печатать своих произведений,
не дают работы – он живет переводами и
случайными статьями. Такая же судьба была у
Ахматовой, Цветаевой.
Одного за другим теряет Пастернак близких по
духу людей.
Чтец 6 (читает стихотворение "Во всем мне
хочется дойти до самой сути…”).
Чтец (в роли Бориса Пастернака): Часто
жизнь рядом со мной была революционирующе,
возмущающее мрачна и несправедлива, это делало
меня чем-то вроде мстителя за неё или защитником
её чести, воинствующе усердным и проницательным,
и приносило мне имя и делало меня счастливым,
хотя, в сущности говоря, я только старался за них,
расплачивался за них.
Так умер Рильке через несколько месяцев после
того, как я списался с ним, так потерял я своих
грузинских друзей. Потом вдруг повторилось
потрясение в судьбе Цветаевой, необычайно
талантливой, смелой, образованной, прошедшей
перипетии нашей эпохи, близкой мне и дорогой, и
приехавшей из очень большого далека затем, чтобы
в начале войны повеситься в совершенной
неизвестности в глухом захолустье.
(Появляется портрет Марины Ивановны Цветаевой)
Преподаватель: Марина Цветаева. Она как никто
другой понимала Пастернака. В 1922 году между
поэтом и Цветаевой завязывается переписка.
Марина Ивановна в то время жила во Франции.
Именно она оказала огромное влияние на развитие
творческих взглядов поэта. Цветаева написала
статью "Световой ливень”, в которой вот что
говорит о Пастернаке: "Это не отзыв: попытка
выхода, чтобы не захлебнуться. Единственный
современник, на которого мне не хватило грудной
клетки. … Первое, что в круговой поруке
пастернаковских первизн нас поражает: быт.
Обилие его, подробность его – и "прозаичность”
его. Не только приметы дня – часа!.. Быт для
Пастернака – что земля для шага: секунду
придержи – отрыванье. Быт у него почти всегда в
движении: пульсирующий висок.
Быта как косности, как обстановки вы не найдете
вовсе. Его быт на свежем воздухе. Кто у нас писал
природу? Не хочу ворошить имен, но – молниеносным
пробегом – никто… Писали – много, и прекрасно –
о себе в природе, так естественно, когда –
затмевая природу, писали о природе в себе, писали
о событиях в природе, отдельных её ликах и часах…
И вот – Пастернак… Разгадка: пронзаемость. Так
даёт себя пронзить листу, лучу, – что уже не он, а
– лист, луч. – Перерожденье. – Чудо. Земные
приметы, его Гениальный "Великий Бог Деталей”.
(Звучит хоральная прелюдия фа-минор Баха)
Чтец 7 (читает стихотворение "Давай ронять
слова…”).
Преподаватель: 1940–1950-е годы. Мрачная эпоха
безвременья. Мертвое молчание. В 1952 году 9 июля
Пастернак пишет Шаламову:
Строки из письма:
"Даже обладая даром Блока или Гёте и кого бы то
ни было, нельзя останавливаться на написании
стихов, но от всех этих бесчисленных неудач и
недомолвок надо рвануться вперед и шагнуть к
какому-то миру, который служит объединяющей
мыслью всем этим мелким попыткам; надо что-то
сделать в жизни; надо написать философию
искусства, новую и по-новому реальную, а не мнимую
и кажущуюся; надо написать повесть о жизни,
заключающую какую-то новость о ней,
действительную, как открытие и завоевание, надо
построить дом, которому все эти плохо написанные
стихи могли бы послужить плохо притёсанными
оконными рамами: надо после этих стихов, как
после многих неисчислимо шагов, оказаться на
совсем другом конце жизни, чем до них”.
– Он пишет роман, он торопится: он стар, он
боится не успеть.
Чтец (в роли Бориса Пастернака): В каком
непомерном долгу я перед жизнью, как щедра и
милостива она ко мне. но как мало времени, как
много надо нагнать и наверстать!.. Я уже стар,
скоро, может быть, умру, и нельзя до бесконечности
откладывать свободного выражения настоящих
своих мыслей.
Преподаватель: Он пишет роман, главное дело
своей жизни, урывками: много времени отнимает
черновая работа, нужная для поддержания жизни, –
переводы, статьи. Но Пастернак не был бы
Пастернаком, если бы дела что-то спустя рукава. И
переводы его – пьеса "Фауст” Гёте, произведения
Шекспира – так же прекрасны, как оригиналы. Два
Гамлета встречаются во времени: Гамлет Шекспира
и Гамлет Пастернака из его романа "Доктор
Живаго”.
Чтец 8 (читает стихотворение "Гамлет”).
Преподаватель: Мы восхищаемся переводами
Пастернака. А поэт в минуту отчаяния напишет в
письме: "Переводы отняли у меня лучшие годы моей
деятельности”. В английской газете он прочтет
"Пастернак мужественно молчит” и вспыхнет:
"Откуда они знают, что я мужественно молчу? Я
молчу, потому что меня не печатают…”.
А между тем уже наступил 1955 год, и закончен
роман "Доктор Живаго”, писавшийся 10 лет, и
разослан в списках друзьям, и получены первые
отзывы.
Чтец (в роли Бориса Пастернака): Главной
бедой, корнем будущего зла была утрата веры в
цену собственного мнения. Вообразили, что время,
когда следовали внушениям собственного чутья,
прошло, что теперь надо петь с общего голоса и
жить чужими, всем навязанными представлениями.
Стало расти владычество фразы…
… Только в плохих книжках живущие разделены на
два лагеря и не соприкасаются. А в
действительности всё так переплетается! Каким
непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы в
жизни одну только роль играть, занимать одно
только место в обществе, значить всегда одно и то
же!
Преподаватель: Роман написан. Роман читается
в списках. Но… разрешения на напечатание его нет.
Наступает 1956 год. Редакции молчат. Тишина – как
затишье перед бурей. Пастернак отдал свой роман в зарубежное
издательство. Так началась борьба
семидесятилетнего человека с огромным
государством – Россией.
Нет, он не был железным.
Не железный? Но…
Когда Михаил Зощенко был для всех отщепенцем,
"мерзавцем”, Пастернак открыто называл его
"милый Михаил Михалыч”, пытаясь помочь, чем мог.
А письмо Шаламову? Он открыто в своих
разговорах говорил: "Сталин – убийца”, "когда
же кончится раздолье подхалимам, которые ради
своей выгоды готовы шагать по трупам?”
Это считали бравадой и рисовкой те, кто не знал
Пастернака или плохо знали его. Те, кто знал,
понимали: это – его естество, такое же, как
дыханье. В нечеловеческую эпоху он продолжать
жить по человеческим законам, как будто ничего не
произошло. Потому что лицемерить не мог. Сам
Сталин сказал о нем, как о юродивом: "Оставьте в
покое этого небожителя”.
Пастернак всегда чувствовал неловкость,
мучился оттого, что другие сидят, а он – на
свободе, не подозревая, как близко подошел к краю
пропасти.
Пастернак всегда чувствовал неловкость,
мучился оттого, что другие сидят, а он – на
свободе, не подозревая, как близко подошел к краю
пропасти.
Свою Голгофу он обрел уже после смерти Сталина.
Вот что о писателе говорила Анна Ахматова:
"Началось… Вызовы в ЦК, письма писателей с
идеологическими обвинениями. Требования забрать
рукопись у итальянцев. Ноябрь 1957 года.
Роман вышел в свет в Италии. Через два года он
был переведен на 24 языка! Борис был счастлив, мы –
ждали взрыва…”.
Действительно – началось.
23 октября 1957 года Шведская Академия
словесности и языкознания объявила о
присуждении Пастернаку Нобелевской премии по
литературе. Борис Леонидович тут же послал
секретарю Академии растроганную телеграмму:
"Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен,
смущен”.
31 октября 1958 года он пишет Хрущеву об отказе от
Нобелевской премии, потому что от Пастернака
требовали отречения, угрожая разрывом с родиной.
Одно за другим он подписал два письма о
"добровольном” признании своих ошибок. До этого
подумывал о самоубийстве, после – стал спокоен.
Шутил, смеялся. Говорят, так иногда ведут себя
после операции или шока, когда боль еще не
подошла.
Чтец (в роли Бориса Пастернака):
От огромного большинства из нас требуют
постоянного, в систему возведенного криводушия.
Нельзя без последствий для здоровья изо дня в
день проявлять себя противно тому, что думаешь.
Я расскажу о той из века в век повторяющейся
странности, которую можно назвать последним
годом поэта. Вдруг кончаются не поддававшиеся
завершению замыслы. Часто к их незавершенности
ничего не прибавляют, кроме новой и теперь
допущенной уверенности, что они завершены. И она
передается потомству. Меняются привычки, носятся
с новыми планами, не нахвалятся подъемом духа, и
вдруг – конец, иногда насильственный, чаще
естественный, но и тогда, по нежеланью
защищаться, очень похожий на самоубийство. И
тогда спохватываются и сопоставляют…
Чтец 10 (читает стихотворение "Нобелевская
премия”).
Чтец 11 (читает стихотворение "Быть
знаменитым некрасиво…”).
Преподаватель: 30 мая 1960 года Бориса
Леонидовича Пастернака не стало.
(Звучит песня Галича "Памяти Бориса
Пастернака”)
Чтец (в роли сестры поэта – Жозефины
Леонидовны Пастернак): Мы знали, что Борис был
болен и что он часто говорил, что хотел бы видеть
Лиду перед концом… Мы старались получить визу в
Москву. Здешнюю получили. 30 марта разрешение
наконец пришло. Лида приехала в Переделкино
через три дня… Она увидела из окна Бориса
большое поле и обсаженную по сторонам деревьями
дорогу к речке. На кладбищенском холме у трех
сосен была могила, покрытая полуувядшими
цветами.
Чтец (в роли Бориса Пастернака): Смерть не
по нашей части. А вот вы сказали талант, это
другое дело, это наше, это открыто нам. А талант –
в высшем широчайшем проявлении и есть дар жизни…
(Звучит песня семьи Никитиных "Снег идет” на
стихи Пастернака, которая переходит в
"Великое славословие” Струмского”)
Преподаватель: Закончить урок хочется
словами из поэмы "Братская ГЭС” Евгения
Евтушенко:
Поэт в России – больше чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться лишь тем,
В ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней – образ века своего
И будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
Итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
И дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь,
Готовый и для смерти и победы,
Прошу смиренно помощи у вас,
Великие российские поэты…
Дай, Пастернак, смещенье дней,
Смущенье веток,
Сращенье запахов, теней
С мученьем века,
Чтоб слово, садом бормоча,
Цвело и зрело,
Чтобы вовек твоя свеча
Во мне горела…
|