Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 18:20:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

«Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…» (Е.Евтушенко). Творчество Б.Л. Пастернака
05.09.2011, 11:23:12

Цели:

  • Показать истоки становления Пастернака как поэта; раскрыть своеобразие его личности, его философской концепции, основные мотивы его творчества; определить его место и роль в поэзии ХХ века.
  • Анализируя пастернаковскую поэтику, формировать у обучающихся представления о синтетичности видов искусства.
  • Воспитывать у обучающихся преклонение перед красотой поэтического образа и величием творческого духа, наполняя реальным смыслом формулу Ф.М.Достоевского "Красота спасет мир”.

Ход урока

(На доске записаны тема и эпиграфы)

Преподаватель: На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с творчество поэта ХХ века Бориса Леонидовича Пастернака, попытаемся увидеть то, что так заставляло поэта творить замечательные шедевры и то, что вело его по нелегкой жизни, которая складывалась в эпоху ХХ века.

Борис Леонидович – крупнейший русский писатель и поэт ХХ века, поднявшийся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии.

(Звучит финал 4 сонаты Скрябина)

– Когда-то Марина Цветаева в споре воскликнула: "Где человек, до конца понявший Пастернака?” И сама же пояснила: "Пастернак – это тайность, иносказание, шифр. Пастернака долго читать невозможно и невыносимо без напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла не по глазу”.

Это небольшое предупреждение для нас, потому что мы отправляемся странствовать по морю, название которому "Нить судьбы и творчества Бориса Леонидовича Пастернака”.

Приедается всё.
Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят, и годы проходят,
И тысячи, тысячи лет.
В белой рьяности волн,
Прячась в белую пряность акаций,
Может, ты-то их, море, и сводишь,
И сводишь на нет!..

Сказанное Пастернаком о морской стихии очень близко к его творчеству, при кажущемся однообразии лирических приемов и отливов – абсолютная неповторимость поэтических волн.

10 февраля 1890 года в Москве, в районе старых Тверских-Ямских, в небольшом доме родился Борис Пастернак. Его отец – Леонид Осипович Пастернак – известный художник, академик живописи, мать – Розалия Исидоровна Кауфман – известная пианистка. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке. Краски детства многое определили в жизни и творчестве поэта.

(Звучит "Великое славословие” Струмского)

Чтец (в роли сестры поэта – Жозефины Леонидовны Пастернак): Нас было четверо сестер и братьев: Борис, сестра Лида, брат Александр – архитектор; он, кстати, очень помогал в работах по устройству Мавзолея Ленина. В двадцатые годы наша семья разделилась: родители, я и Лида уехали за границу – мама была больна, требовалось хорошее лечение.

Уезжали по личному разрешению Луначарского: отец никогда не отказывался от советского гражданства, мечтал вернуться, но уже не пришлось.

Сначала Германия, потом, во время разгула нацизма, – Англия. Борис никогда не думал жить за рубежом. У него всегда и во всем было русское начало. И после нашего отъезда я видела его всего два раза: в двадцатых годах и в последний раз – в 1935 году. Жизнь у нас была тогда сложной – а тут я со своим иностранным гражданством…Сейчас все они умерли: родители, братья, сестра. Я, ровесница века, еще жива. Борис возвращается к нам своими произведениями; может быть, вернется и отец, и мы с Лидой – своими стихами?

Чтец 1 (читает стихотворение "Душа”)

(Звучит громче "Великое славословие” Струмского, которое доигрывает до конца)

Чтец (в роли сестры поэта – Жозефины Леонидовны Пастернак): Корни фамильного древа Пастернаков недооценены и не исследованы. Я считаю, что главные в нашем роду – родители.

(Появляется портрет отца писателя – Леонида Осиповича Пастернака)

Отец работал много и одухотворенно.

(Появляется портрет матери писателя – Розалии Исидоровны Кауфман)

Образ мамы у детей остался в памяти как образ двух людей: на людях – сдержанная, отдавшая свою жизнь мужу и детям, в музыке она была на какой-то недоступной высоте. Она замечательно играла. К ней можно отнести слова Михаила Лермонтова: "По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел… И звук его песни в душе молодой остался без слов – но живой… И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”…

У нас в семье у каждого был "свой” Лермонтов. У Бори – "Демон”, у Лидочки – "Мцыри”, у мамы, как я уже говорила, – "Ангел”. Один из лучших портретов отца – портрет Лермонтова.

Преподаватель: Вот портрет отца писателя. Борис Пастернак в своих письмах 1940-ых годов писал: "Главное моё потрясение – папа, его блеск, его фантастическое владение формой, его глаза, как почти ни у кого из современников, легкость его мастерства, его способность играючи отхватывать по несколько работ в день. И – несоответственная малость его признания…”.

Чтец (в роли сестры поэта – Жозефины Леонидовны Пастернак): Я могу без лишней скромности сказать: лучшие художники и музыканты России бывали в нашем доме. Для нас их имена не были отвлеченными. Мы видели, знали многих по рассказам родителей. Я как сейчас помню сидящих отца и Скрябина. Они спорили о новом рояле, где у каждого звука будет свой цвет. Я помню немало писателей, помню Врубеля, а также других художников самых дерзких творческих манер. Мой отец очень любил самых разных людей, но непременно четких в позиции, убежденных. Очень мои родители дружили с семьей Серовых. Моя мама и супруга Серова были подругами, служили вместе в консерватории и одновременно венчались. Папа и Серов очень похоже воспринимали искусство, только папа быстро писал, а Серов – медленно. Они часто говорили о знаменитых художниках как о друзьях: Рубенса, например, называли Петром Павловичем. Мы зачастую жили бедно, но достоинства никогда не теряли. Однажды только папа сказал о Серове с горечью и болью, когда тот умер: "У него такое выражение лица, будто он радуется, что ушел из этой ужасной жизни”. Папа дружил с Репиным, Шишкиным, Коровиным, Шаляпиным – всех не перечислишь. Он первым Толстого иллюстрировал, я помню, как приезжала супруга Толстого, Софья Андреевна, чтобы вызвать отца к смертному одру Льва Николаевича. Отец и мать немедленно поехали. Отец взял с собой Борю.

Преподаватель: Все в этой удивительной семье были необыкновенно талантливы, порой казалось – излишне, сверх меры. Для юного Бориса источником мук и колебаний была проблема – чему посвятить себя.

Чтец (в роли Бориса Пастернака): … Музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которой собиралось всё, что было самого суеверного и самоотреченного во мне… Жизнь вне музыки я себе не представлял… Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина…

У меня не было абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты; отсутствие качества, ни в какой связи с общей музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала мать, не давало мне покоя… Я узнал, что его нет у выдающихся современных композиторов и, как думают… и Вагнер, и Чайковский были его лишены…

Преподаватель: Скрябин-то всё и решил. Скрябин и – вера в судьбу, в предопределение, в то, что судьба человека проявляется во всем, и более всего – в мелочах. Однажды Борис Пастернак играл свои сочинения кумиру Скрябину.

Чтец (в роли Бориса Пастернака): Всё это ему нравилось. Я поспешил кончить. Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее.

Преподаватель: Так выбор был сделан: человечество потеряло, может быть, великого композитора – и приобрело великого поэта. Но музыка навсегда осталась для Пастернака высшей святыней; сколько стихов навеяно ею, в скольких упомянуты её творцы!

(Звучит музыка второго концерта для фортепиано Брамса)

Чтец 2 (читает стихотворение "Годами когда-нибудь в зале концертной…”).

(Музыка доигрывает до первых тактов партии рояля)

Преподаватель: Но… "нет” музыке еще не означало "да” поэзии. Путь к поэзии шел через Марбург, куда Борис поехал на подаренные матерью двести рублей (заработанные репетиторством и жестокой экономией) изучать философию. Он ехал в Берлин с искренним желанием всего себя вложить в науку – не замечая, что взгляд его на всё, в том числе и на маленький, древний город, – взгляд поэта, а не ученого. Во всё, что он делал, он вкладывал всего себя. И вдруг – прозренье, крутой поворот: ученые труды убраны со стола, с философией покончено. Рождаются удивительные, истинно пастернаковские строчки. Поэзию в нем пробудила любовь. В той, первой, любви он получил отказ – поэзия осталась с ним навсегда.

Чтец 3 (читает стихотворение "Свидание”).

Чтец 4 (читает стихотворение "Марбург”).

Преподаватель: Любовь… Как это похоже на Пастернака: получен отказ, но – "как жаль её слез!” – жаль не себя – её. И тут же – через страдания – чувство всепоглощающего счастья. Таким он будет всегда. В 1922 году поэт женится на художнице Евгении Владимировне Лурье, которая родила ему сына Евгения.

(Появляется портрет жены и сына)

Но счастье оказалось недолгим: жена с сыном выезжают за границу, где Евгения Владимировна должна была пройти лечение, а сын проводил время у бабушки с дедушкой.

Чтец 5 (читает стихотворение "Любить иных – тяжелый крест…”).

Преподаватель: 1946 год – один из труднейших для Пастернака: голодный, неустроенный, душный. А он пишет…

Чтец (в роли Бориса Пастернака): Ко мне полностью вернулось чувство счастья и живейшая вера в него, которая переполняет меня весь последний год…

Я год за годом тружусь, как каторжный, и всегда мне всех… до слез жаль. Словно все кругом несчастные, и только я один позволяю себе быть счастливым и, значит, у всех как бы на шее. И, действительно, я до безумия, неизобразимо счастлив открытою, широкой свободой отношений с жизнью, таким мне следовало или таким мне лучше бы было быть в восемнадцать-двадцать лет, но тогда я был скован, тогда я еще не сровнялся в чем-то главном со всем на свете… И не знал-то хорошо языка жизни, языка земли, как их знаю сейчас.

Чтец (в роли сестры поэта – Жозефины Леонидовны Пастернак): Борис всегда и ко всем относился со строгим соблюдением правил. В своей собственной жизни, со своей собственной жизнью он мог делать всё, что заблагорассудится, – мог в один миг принимать какие-то решения или поражать друзей неожиданными действиями. Но он терпеть не мог вмешательства, кого-то обижать, короче говоря – быть раздражающим фактором… Его поэзию иногда называют эгоцентричной. Я бы так не сказала, несмотря на создающееся от стихов впечатление, что автор находится в большей гармонии с природой, нежели с людьми. Собственное отношение Пастернака – сочувствие до степени физической боли, полное сопереживание.

Преподаватель: Это чувство полного сопереживания – и сопереживания деятельного – отмечали все. Если окунуться в переписку поэта с Варламом Тихоновичем Шаламовым, то можно понять следующее: Шаламов писал Пастернаку из "архипелага ГУЛАГ”, где жил на поселении, писал с великой благодарностью за поддержку.

Обратим внимание на дату их переписки: 1952 год. Еще не умер Сталин. Сам Пастернак – в немилости, под наблюдением; что уж говорить о вчерашнем заключении Шаламова! Переписка с ним опасна, тем более, если тема ее – стихи о лагере.

В те годы, когда пишутся в письмах опасные слова, Пастернак попадает в число "опальных” поэтов. Ему не дают печатать своих произведений, не дают работы – он живет переводами и случайными статьями. Такая же судьба была у Ахматовой, Цветаевой.

Одного за другим теряет Пастернак близких по духу людей.

Чтец 6 (читает стихотворение "Во всем мне хочется дойти до самой сути…”).

Чтец (в роли Бориса Пастернака): Часто жизнь рядом со мной была революционирующе, возмущающее мрачна и несправедлива, это делало меня чем-то вроде мстителя за неё или защитником её чести, воинствующе усердным и проницательным, и приносило мне имя и делало меня счастливым, хотя, в сущности говоря, я только старался за них, расплачивался за них.

Так умер Рильке через несколько месяцев после того, как я списался с ним, так потерял я своих грузинских друзей. Потом вдруг повторилось потрясение в судьбе Цветаевой, необычайно талантливой, смелой, образованной, прошедшей перипетии нашей эпохи, близкой мне и дорогой, и приехавшей из очень большого далека затем, чтобы в начале войны повеситься в совершенной неизвестности в глухом захолустье.

(Появляется портрет Марины Ивановны Цветаевой)

Преподаватель: Марина Цветаева. Она как никто другой понимала Пастернака. В 1922 году между поэтом и Цветаевой завязывается переписка. Марина Ивановна в то время жила во Франции. Именно она оказала огромное влияние на развитие творческих взглядов поэта. Цветаева написала статью "Световой ливень”, в которой вот что говорит о Пастернаке: "Это не отзыв: попытка выхода, чтобы не захлебнуться. Единственный современник, на которого мне не хватило грудной клетки. … Первое, что в круговой поруке пастернаковских первизн нас поражает: быт. Обилие его, подробность его – и "прозаичность” его. Не только приметы дня – часа!.. Быт для Пастернака – что земля для шага: секунду придержи – отрыванье. Быт у него почти всегда в движении: пульсирующий висок.

Быта как косности, как обстановки вы не найдете вовсе. Его быт на свежем воздухе. Кто у нас писал природу? Не хочу ворошить имен, но – молниеносным пробегом – никто… Писали – много, и прекрасно – о себе в природе, так естественно, когда – затмевая природу, писали о природе в себе, писали о событиях в природе, отдельных её ликах и часах…

И вот – Пастернак… Разгадка: пронзаемость. Так даёт себя пронзить листу, лучу, – что уже не он, а – лист, луч. – Перерожденье. – Чудо. Земные приметы, его Гениальный "Великий Бог Деталей”.

(Звучит хоральная прелюдия фа-минор Баха)

Чтец 7 (читает стихотворение "Давай ронять слова…”).

Преподаватель: 1940–1950-е годы. Мрачная эпоха безвременья. Мертвое молчание. В 1952 году 9 июля Пастернак пишет Шаламову:

Строки из письма:
"Даже обладая даром Блока или Гёте и кого бы то ни было, нельзя останавливаться на написании стихов, но от всех этих бесчисленных неудач и недомолвок надо рвануться вперед и шагнуть к какому-то миру, который служит объединяющей мыслью всем этим мелким попыткам; надо что-то сделать в жизни; надо написать философию искусства, новую и по-новому реальную, а не мнимую и кажущуюся; надо написать повесть о жизни, заключающую какую-то новость о ней, действительную, как открытие и завоевание, надо построить дом, которому все эти плохо написанные стихи могли бы послужить плохо притёсанными оконными рамами: надо после этих стихов, как после многих неисчислимо шагов, оказаться на совсем другом конце жизни, чем до них”.

– Он пишет роман, он торопится: он стар, он боится не успеть.

Чтец (в роли Бориса Пастернака): В каком непомерном долгу я перед жизнью, как щедра и милостива она ко мне. но как мало времени, как много надо нагнать и наверстать!.. Я уже стар, скоро, может быть, умру, и нельзя до бесконечности откладывать свободного выражения настоящих своих мыслей.

Преподаватель: Он пишет роман, главное дело своей жизни, урывками: много времени отнимает черновая работа, нужная для поддержания жизни, – переводы, статьи. Но Пастернак не был бы Пастернаком, если бы дела что-то спустя рукава. И переводы его – пьеса "Фауст” Гёте, произведения Шекспира – так же прекрасны, как оригиналы. Два Гамлета встречаются во времени: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака из его романа "Доктор Живаго”.

Чтец 8 (читает стихотворение "Гамлет”).

Преподаватель: Мы восхищаемся переводами Пастернака. А поэт в минуту отчаяния напишет в письме: "Переводы отняли у меня лучшие годы моей деятельности”. В английской газете он прочтет "Пастернак мужественно молчит” и вспыхнет: "Откуда они знают, что я мужественно молчу? Я молчу, потому что меня не печатают…”.

А между тем уже наступил 1955 год, и закончен роман "Доктор Живаго”, писавшийся 10 лет, и разослан в списках друзьям, и получены первые отзывы.

Чтец (в роли Бориса Пастернака): Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям собственного чутья, прошло, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы…

… Только в плохих книжках живущие разделены на два лагеря и не соприкасаются. А в действительности всё так переплетается! Каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы в жизни одну только роль играть, занимать одно только место в обществе, значить всегда одно и то же!

Преподаватель: Роман написан. Роман читается в списках. Но… разрешения на напечатание его нет. Наступает 1956 год. Редакции молчат. Тишина – как затишье перед бурей.

И буря грянула.

Пастернак отдал свой роман в зарубежное издательство. Так началась борьба семидесятилетнего человека с огромным государством – Россией.

Нет, он не был железным.
Не железный? Но…

Когда Михаил Зощенко был для всех отщепенцем, "мерзавцем”, Пастернак открыто называл его "милый Михаил Михалыч”, пытаясь помочь, чем мог.

А письмо Шаламову? Он открыто в своих разговорах говорил: "Сталин – убийца”, "когда же кончится раздолье подхалимам, которые ради своей выгоды готовы шагать по трупам?”

Это считали бравадой и рисовкой те, кто не знал Пастернака или плохо знали его. Те, кто знал, понимали: это – его естество, такое же, как дыханье. В нечеловеческую эпоху он продолжать жить по человеческим законам, как будто ничего не произошло. Потому что лицемерить не мог. Сам Сталин сказал о нем, как о юродивом: "Оставьте в покое этого небожителя”.

Пастернак всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он – на свободе, не подозревая, как близко подошел к краю пропасти.

Пастернак всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он – на свободе, не подозревая, как близко подошел к краю пропасти.

Свою Голгофу он обрел уже после смерти Сталина.

Вот что о писателе говорила Анна Ахматова: "Началось… Вызовы в ЦК, письма писателей с идеологическими обвинениями. Требования забрать рукопись у итальянцев. Ноябрь 1957 года.

Роман вышел в свет в Италии. Через два года он был переведен на 24 языка! Борис был счастлив, мы – ждали взрыва…”.

Действительно – началось.

23 октября 1957 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе. Борис Леонидович тут же послал секретарю Академии растроганную телеграмму: "Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен”.

31 октября 1958 года он пишет Хрущеву об отказе от Нобелевской премии, потому что от Пастернака требовали отречения, угрожая разрывом с родиной. Одно за другим он подписал два письма о "добровольном” признании своих ошибок. До этого подумывал о самоубийстве, после – стал спокоен. Шутил, смеялся. Говорят, так иногда ведут себя после операции или шока, когда боль еще не подошла.

Чтец (в роли Бориса Пастернака):

От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что думаешь.

Я расскажу о той из века в век повторяющейся странности, которую можно назвать последним годом поэта. Вдруг кончаются не поддававшиеся завершению замыслы. Часто к их незавершенности ничего не прибавляют, кроме новой и теперь допущенной уверенности, что они завершены. И она передается потомству. Меняются привычки, носятся с новыми планами, не нахвалятся подъемом духа, и вдруг – конец, иногда насильственный, чаще естественный, но и тогда, по нежеланью защищаться, очень похожий на самоубийство. И тогда спохватываются и сопоставляют…

Чтец 10 (читает стихотворение "Нобелевская премия”).

Чтец 11 (читает стихотворение "Быть знаменитым некрасиво…”).

Преподаватель: 30 мая 1960 года Бориса Леонидовича Пастернака не стало.

(Звучит песня Галича "Памяти Бориса Пастернака”)

Чтец (в роли сестры поэта – Жозефины Леонидовны Пастернак): Мы знали, что Борис был болен и что он часто говорил, что хотел бы видеть Лиду перед концом… Мы старались получить визу в Москву. Здешнюю получили. 30 марта разрешение наконец пришло. Лида приехала в Переделкино через три дня… Она увидела из окна Бориса большое поле и обсаженную по сторонам деревьями дорогу к речке. На кладбищенском холме у трех сосен была могила, покрытая полуувядшими цветами.

Чтец (в роли Бориса Пастернака): Смерть не по нашей части. А вот вы сказали талант, это другое дело, это наше, это открыто нам. А талант – в высшем широчайшем проявлении и есть дар жизни…

(Звучит песня семьи Никитиных "Снег идет” на стихи Пастернака, которая переходит в "Великое славословие” Струмского”)

Преподаватель: Закончить урок хочется словами из поэмы "Братская ГЭС” Евгения Евтушенко:

Поэт в России – больше чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться лишь тем,
В ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней – образ века своего
И будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
Итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
И дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь,
Готовый и для смерти и победы,
Прошу смиренно помощи у вас,
Великие российские поэты…
Дай, Пастернак, смещенье дней,
Смущенье веток,
Сращенье запахов, теней
С мученьем века,
Чтоб слово, садом бормоча,
Цвело и зрело,
Чтобы вовек твоя свеча
Во мне горела…

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 1071 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0