Цель: • дать понятие о значении правильного ухода за зубами, о роли
пищи для сохранения зубов, о вред¬ной и полезной пище для здоровья
зубов; • развивать умение правильно чистить зубы, разделять продукты питания на полезные для зубов и вредные; • формировать здоровый образ жизни. Оборудование: карточки-исследования, предметные картинки, «Азбу¬ка здоровья», зубные щётки, паста, расчёска. Эпиграф: «Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам».
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия Два ученика разыгрывают сценку.
- Привет! - Привет! - Ты куда идёшь? - В школу. - Ты что, в этой школе учишься? - А что?
- Ничего. Вот моя школа крутая. У нас кру¬гом ковровое покрытие, а в
каждом классе му¬зыкальный центр, компьютеры, мягкие диваны. - А диваны
зачем? - А вот я вчера на математике запарился примеры решать, прилёг на перемене отдох¬нуть. Два урока проспал. А у вас такое есть? - Нет! У нас перемены подвижные!
- Ну ты даёшь! Я ж говорю, некрутая у вас школа. Слушай, а чем вас там
кормят? Вот у нас на завтрак - шоколадные булочки, на обед -курочка
жареная, а ещё в буфете такие пирож¬ные! Я по пять штук за раз съедаю.
Мама гово¬рит, что я скоро буду, как наш дедушка. - Такой сильный? - Нет, такой толстый. Толстый - значит солидный, большой человек.
-А мой дедушка стройный, подтянутый. Это и красивее, и для здоровья
полезней. Ладно, из¬вини, мне болтать некогда, я в школу опаздываю. Там у
нас кружок по здоровому образу жизни. - Тебе это надо? Лучше бы полежать на ди¬ванчике, отдохнуть. - Но ведь это интересно! - Ты знаешь, может, ты и меня возьмёшь к себе в школу на кружок? -Хорошо, пошли. Сегодня на занятии по ЗОЖ мы поговорим о том, как сохранить зубы здоровыми.
III. Изучение темы занятия
А теперь отгадайте загадку. Красные двери В пещере моей, белые звери Сидят у дверей. И мясо, и хлеб - всю добычу мою- Я с радостью белым зверям отдаю. О каких белых зверях идёт речь? Почему? (Ученики отвечают.) Правильно. Сегодня на на¬шем занятии мы поговорим с вами о зубах. ? Кто хочет рассказать о своих исследованиях?
? На плакате перечислены причины, по кото¬рым у ребят могут болеть
зубы. Прочитайте их внимательно, со всеми ли вы причинами со-гласны? • Много ел сладкого. • Редко или совсем не чистил зубы. • Много ел яблок. -
Ошибка - «Много ел яблок». Яблоки очень полезны для зубов. Чтобы зубы
были здо¬ровыми, надо есть фрукты и овощи. А какие -отгадайте. • Расту в земле на грядке я, красивая, длин¬ная, сладкая. (Морковь.) • Сто одёжек и все без застёжек (Капуста) • Ни окон, ни дверей - полна горница лю¬дей. (Огурец.) • Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.) - Молодцы! Красивые и крепкие зубы будут также у того, кто пьёт молоко, кефир, ест тво¬рог, мясо, рыбу.
Практическая деятельность
- Сейчас мы с вами выберем рисунки про¬дуктов, которые полезны для зубов. Разместим их с этой стороны, а вредные - с другой. ?Для чего нам с вами нужны зубы? ? Красивый ли человек, у которого нет зубов? ? Какая будет речь, если нет зубов? (Зубы
нужны для красоты, чтобы правильно и чётко говорить, а также
пережёвывать пищу. От нездоровых зубов портятся желудок, серд¬це, может
болеть горло. Это связано с тем, что в больных зубах живут вредные
бактерии.)
Работа с текстом «Пища и зубы» На парте каждого ученика распечатка текста «Пища и зубы». ~ Прочитайте текст и ответьте на вопросы. -Во рту бактерии размножаются очень быстро.
Там тепло и влажно, и они могут пи¬таться остатками пищи, которая
застрева¬ет у вас во рту на зубах. Росту бактерий помо¬гает сахар.
Бактерии выделяют кислоту. Твои зубы покрываются смесью сахара, бактерии
и кислоты. Это называется налётом. Кислота разъедает эмаль зубов.
Образуется дырочка. Бактерии проникают внутрь. Дырочка расши¬ряется - и
зуб портится. Это заболевание на-зывается кариесом. Когда кариес
достигает не¬рва, зуб начинает болеть. Зубной врач очища¬ет его от гнили
и ставит пломбу.
? Что нового узнали, прочитав текст?
?Какой можно сделать вывод из прочитанного? (о зубах нужно заботиться,
иначе на зубах поя¬вится кариес. Это и есть болезнь зубов.) ?Как же
сохранить зубы здоровыми? (Нель¬зя брать пpeдметы в рот; нужно
регулярно чистить зубы утром и вечером; прополаскивать после еды рот;
есть меньше сладостей.) - Так, зуб - это очень сложный орган.
Рас¬смотрите рисунок, на котором показано вну¬треннее строение зуба,
ведь во рту видна толь¬ко небольшая его часть. Когда ребёнок
рож¬дается, у него за дёснами уже есть зубы. В возрасте 6-7 месяцев у
ребёнка начинают про¬резаться молочные зубы. Они очень важны для
процесса жевания и для развития речи. В воз¬расте 6-7 лет корни молочных
зубов начина¬ют рассасываться, зуб расшатывается и выпа¬дает. Молочные
зубы заменяются постоянными. Взрослый человек обычно имеет З2 постоянных зуба. Эти зубы должны служить ему в тече¬ние всей его жизни.
Зуб состоит из коронки - части зуба, высту¬пающей из десны. Поверхность
зуба, предназна¬ченная для кусания и жевания, покрыта снару¬жи прочным
слоем эмали. Эмаль является са¬мым твёрдым веществом в теле человека.
Тело зуба состоит из дентина, который очень похож на кость. Мягкая
ткань, называемая пульпой, со¬держит кровеносные сосуды, снабжающие зуб
питанием и кислородом, и нервы, делающие зуб чувствительным к боли и
температуре. Ко¬рень укреплён в челюстной кости тонким слоем костной
ткани, который называется цементным веществом зуба. Поговорим о том, как помочь себе при острой зубной боли.
Скорая помощь при зубной боли 1.Полоскать больной зуб отваром шалфея (ромашки или мяты лимонной). 2.Мелко накрошить кусочек луковицы, за¬вернуть в марлю и положить в ухо, про¬тивоположное тому, где находится боль¬ной зуб. 3.Ломтик свиного сала положить на больное место между десной и щекой. (на доске составляется схема)
11. 12.
Средства для предупреждения заболевания зубов и их укрепления
1.Хорошо время от времени натирать зубы и дёсны смесью из измельчённой
мор¬ской соли (1 ст. ложка) и растительного масла (1 ст. ложка).
Натирать перед сном и не споласкивать. 2.В промежутках между едой полезно раз¬жёвывать листья мяты, смородины, подо¬рожника.
3.Полоскать зубы холодной водой с добав¬лением морской соли. При'
скоплении зуб¬ного налёта или зубного камня (минера¬лизация зубного
налёта) могут поражаться окружающие ткани зуба (периодонта). -
Первая стадия болезней периодонта ¬гингивит -- проявляется покраснением и
отёком десны, кровоточивостью при чистке зубов. Следующая стадия -
периодонтит ---- развивается при дальнейшем воспалении десны по ходу
корней зуба, разрушая периодонтальные связки, удерживающие зуб. Если
заболевание прогрессирует, то можно потерять зуб.
Чтобы сохранять зубы здоровыми, необходимо выполнять следующие правила ухода за зубами.
Правила •• Когда чистишь зубы, удаляй остатки пищи, которые способствуют размножению бактерий. •Ешь меньше сладостей. • После каждой еды полощи рот, чтобы удалить остатки пищи. • Помните! Здоровые зубы ¬здоровью любы. • После еды можно жевать жевательную резинку без сахара в течение 10-15 минут. Покупая жевательную резинку, убедитесь, что она без сахара. Только жевательная резин¬ка без сахара не повредит зубы. Обратите внимание на эти правила. Кто из вас их выполняет? (на доске размещаются правила напечатанные на листах)
Для чего нужно дружить с зубной щёткой?
- Вы знаете, какой должна быть зубная щёт¬ка? Щетина щётки должна быть
мягкой. Зубная щётка не только чистит зубы, но и делает мас¬саж дёсен.
Щётка быстро изнашивается, поэто¬му их надо менять через каждые три
месяца.
Правильный выбор зубной щётки
• Стоматологи
рекомендуют пользоваться специальной детской щёткой, достаточ¬но
маленькой для того, чтобы можно бы¬ло добраться до каждого зуба. • Детская зубная щётка должна иметь ней¬лоновые щетинки средней мягкости с за¬круглёнными концами.
?Когда мы чистим зубы, что накладываем на щётку? (Зубную пасту.) ?Какую зубную пасту вы используете? - Зубная паста должна содержать фтор. - В народе говорят: «На ночь зубы чистят для здоровья, а утром - для красоты».
Практическая работа
- А вы умеете правильно чистить зубы?
Представим, что расчёска - это наши зубы, а вата - зубной налёт. (Между
зубчиками расчёс¬ки продета вата.) Возьмём зубную щётку и бу¬дем
водить ею слева направо и справа налево. Что наблюдаете? (Вата остаётся
между зубчи¬ками расчёски.) Затем учитель проводит щётку снизу от осно¬вания расчёски вверх к свободным концам зу¬бьев. ? Что наблюдаете? (Вата легко удаляется.) - А сейчас давайте покажем, как мы умеем чистить зубы. Вы позавтракали вкусно? Зубы вам почистить нужно.
Поднимите
руки, кто чистит зубы один раз в день. Молодцы! А кто два раза чистил
зу¬бы - дважды молодцы! Кто полощет рот после каждого приёма пищи?
? Что нужно делать со своей зубной щеткой после чистки зубов? (Вымыть
тёплой водой с мылом, потом поставить в стаканчик. Нико¬му нельзя давать
пользоваться своей зубной щёткой).
Самостоятельная работа с тестовым заданием
Выбери правильные ответы.
За зубами надо тщательно ухаживать: • чистить зубы 1 раз вдень; • чистить зубы 2 раза в день; • полоскать рот после еды. Помогают сохранять зубы здоровыми: • сахар и сладости; • овощи и фрукты; • молоко и молочные продукты. Зубы портятся, если: • ешь очень горячую пищу; • ешь очень холодную пищу; • разгрызаешь зубами орехи; • ешь яблоко; • грызёшь морковку; • ковыряешь в зубах острыми предметами.
- А сейчас подготовьте свои ладоши: на не¬правильный ответ отвечайте «нет, нет, нет»!
1.Постоянно нужно есть Для зубов для ваших Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу. Если мой обед хороший, Вы похлопайте в ладоши.
2.Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем невкусный. Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет? Нет, нет, нет!
3.Говорила маме Люба: - Чистить зубы я не буду. И теперь у нашей Любы Дырка в каждом, каждом зубе. Каков будет ваш ответ: Нет, нет, нет.
4.Зубы вы почистили и идёте спать, Захватите булочку сладкую в кровать. Это правильный совет? Нет, нет, нет!
5.Навсегда запомните, Милые друзья: Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если наш совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
6.Чтобы зубы укреплять, Можно гвозди пожевать. Это правильный ответ? Нет, нет, нет!
7.Помните совет полезный: Нельзя грызть предмет железный. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
Я подготовила для вас ребята интересные, но не очень простые вопросы. Посмотрим кто в нашем классе самый эрудированный. Вопросы: 1.
Если зуб заболел, он начинает разрушаться: появляется пятнышко на зубе,
а затем дырочка. Это кариес. Сейчас врачи лечат наши зубы
пломбировочным материалом, а чем же много лет назад заполняли дырочки в
зубах? Внимание! Назовите это вещество. В слове 4 буквы. ( Ответ: воск )
2. Мы знаем, что зубы бывают молочные, которые меняются, и постоянные,
которые остаются на всю жизнь. К 18–20 годам, когда считается, что
человек становится самостоятельным, у него вырастают зубы мудрости.
Считается, что человек стал самостоятельным, мудрым. Внимание! Кто
впервые дал название этим зубам. В слове 9 букв. ( Ответ: Гиппократ ) 3. Как называется врач, который лечит зубы? В слове 7 букв. ( Ответ: дантист )
4. Сейчас щетинки для зубных щёток делают из различных синтетических
материалов. А раньше для этих целей использовалась щетина домашнего
животного. Какого? В слове 6 букв. ( Ответ:
Свинья)
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Что новое узнали на уроке? Что необходимо, чтобы сохранить до старости крепкие зубы? |