ЦЕЛЬ:
продолжить знакомство с творчеством В.М.Шукшина. Воспитывать
доброту и духовность,
бережное отношение к прошлому Родины.
ОБОРУДОВАНИЕ:
портрет писателя, иллюстрации, фотографии,
информационно-коммуникационные средства, музыкальный центр.
ХОД УРОКА
Организационный
момент
Сообщение
темы и цели урока.
«Архитектура – та же летопись мира:
Она говорит тогда, когда уже молчат и
песни, и предания и когда уже никто не
говорит о погибшем народе. Пусть же
она является в таком виде, чтобы при
взгляде на неё осенила нас мысль о
минувшей жизни и вызвала бы у нас
благодарность за её существование».
Н.В.Гоголь.
Прекрасен
мир. История
стара.
И на
глазах истории веками,
Не
знающими устали руками
Всё в
мире создавали
мастера.
Сказать
спасибо мастеру
пора.
Он
мыслью не витал за
облаками,
И
шёл за мыслью, клал на камень
камень
И
строил мир, надёжный, как
гора.
Он
был весьма искусен и
силён,
И
опытом предчувствия умён,
И
чувством совершенства
наделён,
И красотой гармонии отмечен.
Он
нужен всем. Он
общечеловечен
Для
всех эпох, формаций и
времён.
М.Дудин.
-
Ребята, вы, конечно, уже поняли из эпиграфа, из стихотворения, о чём
пойдёт
речь на уроке.
Тема нашего урока :
«Чудики России. Василий
Макарович Шукшин. Рассказ «Мастер»
Наверное, нет в нашей
стране человека,
который не знал бы этого имени – Василий Макарович Шукшин…
Слово учащимся о биографии Шукшина
2.Слово учителя
Писал
Шукшин о том, что очень хорошо
знал, что пережил сам.
Рассказы
его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной,
но чаще
глубоко драматичный рассказ о русском мужике, о России. «Всю жизнь несу
родину
в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и
горько»,- говорил он.
Вы прочитали
несколько рассказов
писателя. Это… («Микроскоп», «Чудик», «Крепкий мужик» и рассказ
писателя, названный им «Мастер».) Вот
о рассказе «Мастер» мы сегодня с вами поговорим.
Дома я вас просила
подумать над некоторыми
вопросами к рассказу. Сегодня вы попытаетесь на них ответить. Но для
того чтобы
ещё раз проникнуться атмосферой рассказа, послушайте его
начало. (До слов «Он вылез из церкви и пошёл домой» На фоне музыки…)
Беседа
-
Герой рассказа – Сёмка Рысь – непревзойдённый столяр, мастер своего
дела.
Казалось бы, все должны его уважать, но в деревне называют его
уменьшительным
именем Сёмка. Почему?
(Сёмка
забулдыга, он пропивает все полученные «левые» деньги, не пользуется
своим
мастерством, чтобы улучшить своё благосостояние. Мастерство для него не
является источником процветания в жизни:
-
У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы мог как сыр в
масле
кататься, кабы не пил-то!
-
А я не хочу как сыр в масле. Склизко.) (№1)
-
А почему Сёмка пьёт? Как он сам это объясняет?
(Сам он объясняет это тем, что, выпив,
он лучше думает про людей. Душа героя ищет добра и красоты, но неумело).
- Но вот внимание героя
привлекла к себе талицкая церковь. Чем?
(Она показалась Сёмке необыкновенно
красивой – той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой
не
властно время)
- Давайте ещё раз почитаем
описание этой церкви.
(«Каменная,
небольшая она открывалась взору вдруг… она являлась вся, сразу»). (№2)
- Талицкая
церковь кажется Сёмке
поэтому особенно человечной, задушевной. А сколько таких церквей…
4.
Рассматриваем картины разных храмов. (Учитель МХК)
Ребята, давайте
рассмотрим
репродукции и фотографии церквей и храмов. Проникнемся в слова,
описывающие
талицкую церковь в рассказе Шукшина «Мастер». Попробуем определить,
какая же из
них по описанию очень похожа на талицкую (храм святой Софии в Киеве,
церковь
Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор во
Владимире, Софийский собор в Новгороде, церковь Петра и Павла в
Кожевниках
(Новгород), Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде,
Троице-Сергиева
лавра (Троицкий собор), Успенский собор Московского кремля,
Благовещенский
собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, собор
Василия
Блаженного в Москве.) (Учитель рассказывает на фоне «Валаамского
распева»)
-
Какая из церквей кажется вам больше похожей на талицкую.?
(Церковь Покрова на Нерли)
-
В чём её красота и притягательность?
УЧАЩИЕСЯ: Недалеко от
Владимира, на берегу реки Нерли, среди заливных лугов, стоит
белокаменный храм
Покрова Богородицы (1165) – гордость русского зодчества, одна из его
вершин,
гимн красоте и природе. Одни сравнивают этот храм с парусом, уносящимся
вдаль
по безбрежным волнам времени. Другие уподобляют церковь милой девушке в
подвенечном наряде или белой лебеди, голубке. Третьи называют это
удивительное
сооружение «поэмой из камня», «чудом русского зодчества». Нежность,
красота,
гармония, женское обаяние, грусть и печаль – всё слилось здесь воедино. В
простых формах зодчим удалось передать лёгкость, изящество и стройность
устремлённого ввысь собора.
УЧИТЕЛЬ МХК: Хочется
дополнить вашу информацию. Легенда гласит, что храм был посвящён
победоносному
походу владимирских полков (1164) на болгар. По другой версии он был
памятником
сыну князя Андрея Боголюбского Изяславу, который погиб в этом походе.
Владимирские князья без согласия киевского митрополита и патриарха
установили
праздник – Покрова Богородицы, что означало особое покровительство
«царицы
небесной». Посвящённый одновременно различным события храм стал
торжественным
монументом царственной красоты и силы.
УЧЕНИЦА:
( Звучит «Седее Адам» Валаамский
распев)
По какой ты скроена
мерке?
Чем
твой облик манит
вдали?
Чем
ты светишься
вечно, церковь
Покрова
на реке Нерли?
Невысокая,
небольшая,
Так
подобрана складно
ты,
Что
во всех навек
зароняешь
Ощущение
высоты –
Так в округе твоей очерк точен,
Так
ты здесь для всего
нужна,
Будто
создана ты не
зодчим,
А
самой землёй рождена.
Среди
зелени – белый
камень,
Луг, деревья, река, кусты
Красноватый
закатный
пламень
Набежал
– и зарделась ты.
И
глядишь доступно и
строго,
И
слегка синеешь вдали…
Видно,
предки верили в
Бога,
Как
в простую правду
земли.
Н.Коржавин..
5.
Слово учителя МХК об особенностях
древнерусской архитектуры,
её сокральном смысле, символике.
-
Скажите, а какие черты характерны для древнерусского искусства?
УЧАЩИЕСЯ: отсутствие авторства, каноничность, символизм.
УЧИТЕЛЬ: Архитектурное строительство приобрело на Руси
особый
размах с принятием христианства в 988 году. Учителями русских были
византийские
зодчие, но полного копирования византийских образцов не было практически
никогда. Так появился свой национальный стиль. Первые храмы были
многоглавы. В
отличие от традиционных византийских. Которые завершались пологим
куполом,
подобно краю солнца, показывающемуся над горизонтом, русские храмы
венчались
небольшими, слегка вытянутыми вверх куполами, поставленными на высокий
постамент. Форма главы претерпевает в истории русского зодчества
некоторые
изменения. Первоначально они были полуциркульные или шлемовидные, а в
16-17
веках на смену им приходят «маковки», или «луковицы». Завершение
русского храма
главой в виде луковицы символизирует как бы свечу, огненный язык,
увенчанный
крестом. Этот образ поддерживается ещё и тем, что когда позволяли
средства,
купола покрывали позолотой.
Широкое распространение на Руси получил крестово-купольный тип
храма,
разделённый на три или пять нефов. Для русского зодчества церквей и
храмов
характерна величавая простота крепостных сооружений и нарядная
декоративность.
Древнерусский зодчий не борется с природой, он лепит из
природного
материала нечто очень рукотворное – в первичном смысле этого слова.
Неровность
стен некоторых церквей делает их скульптурными, как бы вылепленными
руками.
6.
Учитель литературы.
-
В своём рассказе Светлана Геннадьевна часто использовала слово зодчий
Поберите
к этому слову синоним. (Архитектор)
-
Как вы думаете, если поразмыслить, можем мы найти отличие между этими
двумя
словами? (Над этим вопросом я вас
просила подумать дома, побеседовать со знающими людьми, посмотреть в
словарях…)
(Слово архитектор как бы
предполагает наличие
расчёта, чертежа, строго продуманного плана, в то время как зодчие
Древней Руси
работали «на глазок», без чертежей, по одному вдохновению, держа общий
план в
голове. Поэтому в древнерусских храмах практически не бывает
симметричных окон,
циркульно правильных арок, идеально прямых линий. Древние постройки,
выполненные из местного камня, органически сливались с окружающей
природой.
Шероховатость ПЛИНФЫ, рождающая размытость очертаний, скрывала
неровность
линий)
-
А что такое плинфа? (красный кирпич и
серый гранитный камень)
-
А к Сёмке какое слово больше подходит? АРХИТЕКТОР или ЗОДЧИЙ? Почему?
(Сёмка работает по
вдохновению, как дано от Бога)
-
А о чём же думает Сёмка, глядя на церковь? Найдите в тексте.
(«Тишина
и покой кругом… Так просила душа») (№3)
-
Близко к этому ощущению ощущение праздника, этого всплеска души,
необходимость
которого в жизни человека остро осознавалась Шукшиным. Душе нужны
моменты
взлёта, радости, освобождения. Необходимо раздвинуть клетку, как делает
это
обнаруженный Сёмкой прикладок. Чистый звук души – как колокол. (Раздаётся звон колоколов. Музыка. Театр.
Ростовский звон).
7.(О колоколах) (Учитель МХК)
Колокольня явление в русской
архитектуре
сравнительно позднее. Получило распространение только в 17 веке.
Звонница –
конструкция исконно русская – основана на горизонтали и арке. Соединяет в
себе
основательность связи с землёй и образ неба. Голос собора – колокол,
звучащий в
праздник и в годину бедствий. Созывающий на молитву и соединяющий людей.
Учитель литературы.
-
Какое чувство вызывает у вас звон
колоколов?
(вызывает
чувство радости, счастья, праздника, тревоги…)
-
Давайте продумаем, чем же вызвано решение Сёмки отреставрировать
талицкую
церковь. Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на
восточной
стене? (Над этим вопросом я просила вас
подумать дома)
(Сёмке показалось, что он проник в
замысел мастера, оставшийся неосуществлённым. Он на миг как бы слился
душой с
неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. И он представил,
как это
может быть красиво. Эти два момента подчёркивает Шукшин, когда пишет о
Сёмке
такими словами: «обеспокоенный красотой и тайной»)
-
Сёмка обращается за помощью – сначала к церкви, затем в облисполком,- но
всюду
получает отказ. Почему?
(
У служителей церкви – потому, что нельзя
открыть в Талице новый приход, а в исполкоме – потому, что, как
оказалось,
задание не представляет «исторической ценности», являясь поздней копией
Покрова
на Нерли).
-
Что общего во взгляде на проблему церкви и просвещённого человека?
(Все они смотрят на талицкую церковь с
утилитарной, то есть преследующей только практическое использование,
материальной точки зрения, взвешивая её
культовую или историческую ценность. И никого не волнует духовность и
красота)
-
Игорь Александрович говорит Сёмке, что обманулся так же, как и он.
№4 (зачитать)
- Но обманулся ли Сёмка?
(Над этим вопросом я просила вас подумать дома)
(Нет. Сёмка не обманулся. Он иначе
смотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать: «Но красота то
какая!»
Для него дорога была сама красота, чистая и бескорыстная. Сёмка пытается
обратиться ещё к писателю, которому когда-то отделывал кабинет
под избу 16 века, но тот оказывается
скрытым где-то за кулисами домашнего скандала. Вы просили обратить
внимание на
характерную чёрточку, вроде серебряного
лаптя на столе у Павла Петровича Кирсанова из произведения Тургенева
«Отцы и
дети». И Павел Петрович Кирсанов и герой
Шукшина, писатель, хотят показать свою близость с народом. Один поставил
на
письменный стол статуэтку – серебряный
лапоть. Другой отделал кабинет под избу 16 века. Но и тот и другой
далеки от
народа. Им чужды чаяния, интересы, горести и радости народные.)
8.
Учитель литературы:
Для
Шукшина принципиально важно, что герой обращается именно к этим людям –
священнику, писателю, представителю власти – и не получает от них
поддержки.
Ведь все они – своего рода пастыри народа. И они оказываются не в силах
спасти
разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ибо в небрежении
находится
храм, а храм – это душа народа, опора его нравственности. Посмотрите,
что
творится там, где нет нравственности, где нет духовности. Пьянки,
наркомания,
переполненные детские дома, терроризм…» (Перезвоны».
Молитва №17.)
-
Как вы думаете, сможет ли Сёмка, пьющий человек, забулдыга, убить,
бросить ребёнка,
обидеть старого больного человека, пройти мимо человеческого несчастья?
(Нет, у него есть в душе Бог)
-
Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер?
(Оказывается, что в рассказе их двое:
Сёмка и неизвестный создатель талицкой церкви)
-
Почему же слово стоит в единственном числе? К кому оно относится?
(Такое название, во-первых, говорит о
единстве, слиянии душ Сёмки и безвестного зодчего, общности их идеалов,
нравственных и эстетических; во-вторых, подчёркивает обобщающий смысл
слова «мастер»
как созидательного начала в человеке)
-
Почему же Сёмка перестал ходить к талицкой церкви? Как пишет об этом
Шукшин?
(Шукшин пишет об этом так: «Обидно было
и досадно. Как если бы случилось так: по деревне вели невиданной красоты
девку…
Все на неё показывали пальцами и кричали несуразное. А он, Сёмка,
вступился за
неё, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут
некие
мудрые люди отвели его в сторону и разъяснили, что девка та – такая-то
растакая, что жалеть её нельзя, что… И Сёмка сник головой. Всё вроде
понял, а в
глаза поруганной красавице взглянуть нет сил – совестно. И Сёмка, все
эти
последние дни сильно загребавший против
течения, махнул рукой…»)
-
Что это за течение, против которого устал загребать Сёмка?
(Это течение обыденной жизни,
и выносит оно его… «к ларьку»: «Он
взял на поповские деньги водки, тут же осаденил»… Невольно вспоминается
герой
Лескова «Левша»)
-
Чем они похожи?
(Оба талантливые мастера из народа,
которых неизбежно течение жизни несёт к гибельной бутылке. Похожи их
характеры).
-
Давайте сравним два рассказа Шукшина «Крепкий мужик» и «Мастер». И в
одном
рассказе и в другом церкви были заброшенные. Но почему же люди не хотели
их
разрушать? Ответьте словами матери Шурыгина, героя рассказа «Крепкий
мужик»
(Откуда бы ни шёл, а как её увидишь,
хоть и уставший страшно, а сразу сил прибавляется. Вот уже и дома)
-
Похожи или нет два главных героя рассказов «Крепкий мужик» и «Мастер»?
(Похожи тем, что оба живут в деревне,
оба выпивают. Вроде бы похожи. Но один из них, чтобы спасти церковь
тратит своё
время, деньги, нервы… А другой разрушает старую церковь, хотя
необходимости в
этом не было, и вся деревня была против этого вандализма. Шурыгин пьёт,
злобится на людей за то, что каждый встречный его ругает, говорит
обидные
слова. Сёмка тоже пьёт, злится на людей, на самого себя. Но пьёт, чтобы
уйти от
злобы: злобы на людей и на самого себя, бессильного и даже
совестившегося, что
не отстоял «поруганную красавицу»)
-
Но умерло ли в Сёмке чувство красоты? (Нет) Докажите строками из
рассказа. (№5 ) (Последний абзац)
( Уже потому, как зло реагирует Сёмка,
как обходит он стороной талицкую церковь, можно понять, что прежнее
чувство
живёт в нём, только теперь он пытается спрятать его от людей).
Людям Сёмка непонятен.
Не так уж много таких
людей, которые во имя красоты, памяти, духовности будут бесплатно
работать,
бегать по инстанциям, переживать… Но они всё же есть. Есть чудики. Такие
как
Василий из рассказа «Чудик», Андрей Ерин из рассказа «Микроскоп», Сёмка и
другие. И это здорово, что они есть!
9. Звучит стихотворение «Купола»
(«Седее Адам» Валаамский распев)
Помню, мне
рассказывал сосед-старик,
(А ведь врать сосед
мой не привык),
Как
в тридцатом с золочёных куполов
Много
было сброшено святых крестов.
Люди
плакали, тоска в плен забрала сердца,
Когда
на землю полетели золотые купола.
Даже
мать-Природа, увидав погром,
Бросилась
на землю проливным дождём.
Долго
выла, билась, за плечи всех трясла,
Слезами
обливая кресты и купола.
Но,
молча, все стояли, боясь поднять глаза,
Волненье
выдавала лишь горькая слеза.
Страшились
люди власти, страшились ВЧК,
Боялись
стука в двери и каждого щелчка.
А
мать-Земля кричала, скривив от боли рот:
«Будь
проклят и наказан трусливый тот народ!»
С
тех пор то смерть, то голод, то град, то недород…
Почти
весь век промыкался тот проклятый народ.
Но
долго в тюрьмах, в ссылках не продержать детей
Добрыни
и Никиты – защитников людей.
Народ
с колен поднялся, молитву сотворя,
И
снова засияли над ними купола.
С
тех пор, помыкав горя, весь люд решил тогда;
Чтобы
рабами сделать не смела вновь беда,
Пуще
всего на свете хранить те купола!
Ибрагимова Л.Л.(учитель литературы)
УЧИТЕЛЬ: Пусть стоят
церкви, пусть сияют золотом купола, пусть
возрождается Россия и
вершатся только добрые дела.
-
Звучит молитва «Седее Адам» Валаамский
распев (Проецируется храм Покрова на
Нерли)
-
Звучит стихотворение В.С.Шефнера «Храмы России» (На фоне молитвы)
Он
рвётся ввысь,
торжественен и строен,
Певучей
силой камень одарён,-
Для
Бога он иль не для Бога
строен,
Но
человеком был воздвигнут
он
И нет в
нём лицемерного
смиренья, -
Безвестный
зодчий, дерзостен
и смел,
Сам
стал творцом – и окрылил
каменья,
И
гордость в них свою
запечатлел…
УЧИТЕЛЬ
МХК: Хочется
сказать вам, что на протяжении всего урока у нас звучала музыка
русского композитора Валерия Александровича Гаврилина. Лейтмотивом стала
симфония-действо для солистов, хора и ударных «Перезвоны». Она имеет
подзаголовок «По прочтению В.Шукшина»
«Перезвоны» - это размышление композитора о любви к человеку, к
родной
земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий
Макарович
Шукшин.
(Проецируется портрет В.М.Шукшина)
УЧИТЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРЫ: Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что под
портретом
Василия Макаровича стоит только дата рождения. Даты смерти нет. И это не
случайно. Пока люди читают его
произведения, пока показывают фильмы с
участием этого великого, всесторонне одарённого человека, смерть
ему не
страшна. И не будет под его портретом даты смерти, а будут лишь цветы и
зажжённые свечи.
РЕФЛЕКСИЯ
ИТОГ
УРОКА
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ Прочитать
рассказ В.М.Шукшина «Даёшь сердце!"
|