Цели и задачи урока: Наглядности: Задания к уроку:
Выразительное чтение наизусть стихотворений Есенина о Родине («В хате»,
«Гой ты, Русь моя родная…», «Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт
деревни…», «Неуютная, жидкая лунность…» - 8 учеников по желанию или по
выбору учителя). Чтение стихотворений Есенина о Родине. Ход урока. I. «Полетный» опрос. 5 минут 1. Где родился Есенин? 2. Кем он является по происхождению? 3. Кто воспитывал поэта? 4. Какие факторы оказали влияние на творчество поэта? 5. В каком возрасте Есенин начинает писать стихи? 6. С какого возраста начинается, по его словам, сознательное творчество? 7. Где учился Есенин? 8. В каком году состоялся литературный дебют поэта? 9. Кто из поэтов, современников Есенина, оказал влияние на его творчество? (Блок, Белый, Клюев). 10. Кого из классиков русской литературы Есенин называл своими любимыми писателями? (Пушкина, Гоголя). 11. Каково отношение Есенина к войне? 12. Как отнесся поэт к революции? 13. В какую литературную группировку входил Есенин? 14. Что выдвигали на первое место в поэзии члены этого направления? 15. Какие мотивы характерны для есенинской поэзии начала 1920-х гг.? 16. Какие впечатления вынес поэт из путешествия по Европе и Америке? 17. Какие чувства и мысли характерны для стихотворений последнего периода творчества Есенина? 18. Сколько браков было у Есенина? 19. Какое событие предшествовало самоубийству поэта? 20. Какой теме посвящено большинство произведений Есенина, как сам поэт формулировал отношение к данной теме? II. Слово учителя. 1 минута
-Итак, сердцевину всей поэзии Есенина, то, что он сам так точно и емко
определил как главное в своем творчестве – это чувство родины. «Тема
родины, России, - подчеркивал Есенин неоднократно, - основная в моих
стихах…» О чем бы он ни писал, образ родного края неизменно присутствует
в его творчестве. Сегодня на уроке мы попытаемся проследить,
каково отношение Есенина к родине, меняется ли это отно-шение вследствие
революции, какие мотивы являются ведущими в стихах поэта о родном крае
и, самое главное, какая родина ближе поэту – крестьянская Русь или Русь
Советская. III. Крестьянская Россия в поэзии Есенина. 1. Ассоциативное поле. 3 минуты -Как вы представляете себе крестьянскую деревню? Запишите несколько ассоциаций (быт, пейзаж, одежда, запахи и др.) На доске записываются ассоциации учащихся. -Давайте послушаем, какой видит крестьянскую Русь поэт Сергей Есенин. 2. Анализ стихотворений. 15 минут «В хате» (1914). Выразительное чтение наизусть.
- Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? (Лично мне
захотелось попасть в эту хату, вы-пить парного молока, поиграть с
есенинскими кудлатыми щенками, проснуться на заре с первым криком
петухов, пройти по мокрой от росы траве - пожить хоть один день
размеренной понятной жизнью простого крестьянина, в жизни которого, как и
в этом стихотворении Есенина, все ясно и понятно). - В этом
стихотворении нет привычных ярких образов, характерных для ранних стихов
Есенина, но оно чем-то притягивает, заставляет прямо-таки мечтать
попасть в эту деревенскую избу. В чем сила притягательности данного
стихотворения? (В стихотворении говорится об обыденной крестьянской
жизни, о простой избе, которая описана поэтом очень достоверно благодаря
точному воспроизведению деталей крестьянского быта: тараканы, сажа,
шелуха яиц, кот, который крадется к молоку, куры, щенки и т.д. И именно
эта простота, спокойная интонация, откровенность и доверительность
стихотворения завораживают читателя). «Гой ты, Русь моя родная…» (1914), «Запели тесаные дроги…» (1916). Выразительное чтение наизусть.
- Какой предстает перед нами Россия в этих стихотворениях? (Образ
Родины – образ гармоничного мира, в котором лирический герой
стихотворения счастлив, ощущает себя неотделимой частью прекрасных
просторов родной земли). - Какие зрительные образы являются
составляющими Родины поэта? (хаты, простор, поля, околицы, тополя,
церкви, дроги, часовни, поминальные кресты, колокольни, степи). -
Исследователь А.А.Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков,
запахов, красок… Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез,
вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются
бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то
тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах
ладана. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный
песок, кадит черемуховый дым». - Согласны ли вы с тем, что ранние
стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Обоснуйте свой ответ
примерами (звуки: «квохчут куры», «обедню стройную запевают петухи»,
«пугливая шумота», «звонно чахнут тополя», «гудит…веселый пляс»,
«прозвенит девичий смех», «запели тесаные дроги», «звенят родные степи»;
запахи: «пахнет рыхлыми драченами», «пахнет яблоком и медом», краски:
«только синь сосет глаза», «о Русь – малиновое поле и синь, упавшая в
реку», и это единство звуковых, зрительных и обонятельных впечатлений
передает есенинское «чувство Родины»). - Найдите в стихотворениях
примеры церковной лексики («обедню стройную запевают петухи», «»хаты – в
ризах образа», «богомолец», часовни, поминальные кресты,
«молитвословный ковыль»). Какую роль для понимания отношения поэта к
Родине играет употребление этих слов? (Они раскрывают религиозное
чувство лирического героя к Родине, в целом религиозное мировосприятие
Есенина, ведь даже к крестьянской избе поэт относится как к храму.
Вспомним факты биографии поэта, отношение к религии в семье деда). -
Литературовед Н.В.Чубукова утверждает, что ранние стихи Есенина о
природе «уже нельзя назвать пей-зажными. Это уже не природа сама по
себе, а часть единого целого, она неразрывна с человеком». -
Согласны ли вы с тем, что ранние стихи поэта нельзя назвать чисто
«пейзажными»? Почему? Верно ли, что в этих стихах природа «неразрывна с
человеком»? Если да, то как эта «неразрывность» создается? (Природа
воспринимается поэтом как живое существо, неотъемлемая часть
человеческой жизни. Природа и Родина для поэта не просто однокоренные
слова, это неразрывные понятия. Очеловечивание родной природы
подчеркивает единение Есенина с родным краем). - Одинаково ли настроение этих стихотворений? Подтвердите примерами. (В первом стихотворении настроение приподнятое, праздничное – Спас, веселый пляс, «побегу по мятой стежке», «девичий смех».
Второе стихотворение пронизано грустью, уже первая строчка задает тон
всему произведению: «Запели тесаные дроги». Это поэтическое «запели» -
по сути дела «заскрипели». Лирический герой «теплой грустью болен». –
Откуда эта грусть? Перечитайте третью и четвертую строфы стихотворения.
(Эта грусть и скорбь оттого, что Родина на «туманном берегу» - в
неизвестности. Будущее Родины поэт не в силах предугадать, он
предчувствует перемены, что-то новое, но это новое непонятно, смутно,
наводит на грустные раздумья). - Что общего в этих стихотворениях?
(Конечно же, концовка - восторженное признание в любви к родине, которую
лирический герой не променяет даже на рай: «Не надо рая, Дайте родину
мою…» («Гой ты, Русь моя родная…»), и снова неразрывное единство с
Родиной: «Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу. И не отдам
я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном…» («Запели тесаные дроги…»). 3. Обобщение. - Каково отношение поэта к крестьянской России? (Есенин ощущает себя частью своей Родины, нежно и преданно любит ее). IV. Русь уходящая. 5 минут «Я последний поэт деревни…» (1920). Выразительное чтение наизусть.
- В чем отличие сельского пейзажа, нарисованного поэтом в этом
стихотворении, от пейзажа, изображаемо-го в ранних стихах? (Поэт смотрит
на родную деревню новым, «прощальным» взглядом, он понимает, что
деревенская Русь больше никем не будет воспета: «скромен в песнях
дощатый мост», нужно писать о чем-то более грандиозном и актуальном,
нежели какие-то там березы). - Вспомните, что говорит Есенин о
своем отношении к революции. (Поэт «был всецело на стороне Октября»,
себя называет большевиком, революцию – весной, Ленина – солнцем).
Попробуем разобраться, так ли однозначно отношение поэта к переменам в
стране. - Какой мотив пронизывает стихотворение? (Мотив ухода,
прощания). Какие средства художественной вы-разительности помогают в
создании этого мотива? (Эпитеты: последний поэт, прощальная обедня,
кадящие листвой березы, развернутая метафора (2 строфа): «из телесного
воска свеча» - человек, человеческая жизнь, луна-часы; железный гость,
колосья-кони, религиозная образность и мотив панихиды). - Выделите
основной художественный прием стихотворения. (Это антитеза «голубого
поля» и «железного гостя»). Какая же Русь ближе, роднее поэту? (Конечно
же, отношение к новой реальности очевидно: «черная горсть» «железного
гостя», «неживые, чужие ладони», при которых не жить песням Есенина,
«колосья-кони», которые будут тужить о старом хозяине – это панихида по
старой Руси). - Какую роль в стихотворении играют повторы во второй
и последней строфах: «луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый
час»? (Мы уже говорили о неразрывной связи Есенина с Родиной, и в этом
стихотворе-нии предощущение неминуемой гибели прежнего жизненного
уклада, столь дорогого поэту, связано с предчувстви-ем собственной
гибели, если не физической, то моральной, гибели песенного таланта,
оказавшегося ненужным в новой стране, с течением времени Есенин
осознает, что мечта о новой России была всего лишь утопией). V. Русь Советская. 8 минут Поэма «Русь советская» (1924). Выразительное чтение (если есть время).
- В раздумьях о борьбе нового со старым, России советской и уходящей,
рождаются «маленькие поэмы» Есенина. Среди них особое место занимает
«Русь Советская». Фабула поэмы: герой после долгого отсутствия
возвращается в родную деревню, встречается с односельчанами и
убеждается, что он всем чужой, идет новая жизнь и выросло новое
поколение. Это противопоставление становится идейным и композиционным
стержнем «Руси Советской». Как раскрывается этот конфликт в
стихотворении? (Конфликт раскрывается посредством противопос-тавления
героя новой деревне, в которой он – чужой: «Я никому здесь не знаком»,
«…некому мне шляпой поклониться», «Язык сограждан стал мне как чужой, В
своей стране я словно иностранец». В этом противопоставле-нии слышится
горькая ирония автора по отношению к самому себе: «И это я! Я, гражданин
села, Которое лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба
родила Российского скандального пиита», «Вот так страна! Какого ж я
рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не
нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен» - комсомольцы «поют
агитки Бедного Демьяна», стихам Есенина в новой реальности места нет).
- Как связаны с общим замыслом произведения его стилистические
особенности: установка на разговор-ность, употребление просторечных
междометий, неполных синтаксических конструкций и т.д.? (Автор стремится
показать «новую» деревню, которая, по сути, мало отличается от старой,
ведь крестьяне остались крестьянами, его монолог обращен к новому
поколению, занявшему все пространство горячо любимой поэтом родины, не
оставив места для старого, это в какой-то мере крик души поэта, как
будто отставшего от поезда жизни (и, наверняка, по своей воле). -
Раскройте смысл эпитетов: «край осиротелый», «пилигрим угрюмый», «по
выбитым следам», «душой бунтующей» (1 – родимый край осиротел без
прежнего хозяина-крестьянина, всю душу отдававшего земле, на смену ему
пришел «железный гость», равнодушный и чужой; 2 - это сам Есенин –
странник, разочарованный тем, что видит вокруг, его мечты о новой жизни
не совпали с тем, что произошло на самом деле; 3 – герой готов идти по
дороге, проторенной новым поколением, потому что другого пути для поэта в
те годы быть не могло, на эмиграцию же Есенин никогда бы не согласился;
4 – и именно поэтому он вынужден усмирить свою бунтующую душу и принять
жизнь такой, какая она есть, ведь изменить что-либо не в его власти.
Единственное, что остается поэту – «лира милая», его творчество, этого у
него никто не отнимет). - Почему пейзаж в стихотворении занимает
так мало места по сравнению с описанием нового быта деревни? Чем он
отличается от привычного есенинского пейзажа? Какова его роль здесь?
(Описания природы уходят на второй план, в данном стихотворении их
практически нет: «жидкая позолота» заката, «серые поля», «клены
морщатся» - эмоциональная окраска деревенского пейзажа стала унылой,
природа, как и сам герой, недовольна тем, что происходит в деревне. Эта
перемена подчеркивает конфликт героя и нового мира). - Как вы
понимаете мысль о том, что лирический герой, чувствуя себя как бы в роли
героя романного, перестал совпадать с самим собой»? (Алла Марченко). В
чем заключается внутренний разлад героя? (Лирический герой ощущает
чуждость тому, с чем когда-то чувствовал неразрывную связь. Умом он
осознает необходимость перемен, смены поколений, но сердцем не может
принять нового облика родной деревни, остро ощущает разрыв с ней, готов
принять революционные изменения, но осознает невозможность подчинить им
свою поэзию). - Можно ли сказать, что пафос заключительной строфы
стихотворения связывает «Русь советскую» со всем предшествующим
творчеством Есенина? (Это очевидно, Есенин останется верен Руси несмотря
ни на что, неоднозначность отношения поэта к новому поколению и его
«песням», неприятие новой действительности не могут разрушить любовь к
родине в его сердце). (Анализ стихотворений «Письмо к женщине» и «Неуютная, жидкая лунность…» - в «Есенин»). Обобщение.
- Что вы можете сказать об отношении Есенина к Руси советской?
Изменилось ли его отношение к родине? (По сути, поэт не может принять
новую Россию, умом осознает необходимость перемен, но сердцем принять их
не может, чувствует себя чужим, никому не нужным, вынужден быть
попутчиком, но, тем не менее, «лиры милой» не отдаст никому. Таким
образом, в данных стихотворениях слышится протест поэта, неприятие
перемен, разочарованность в происходящем, несоответствие реальности и
мечты о новой жизни). VI. Рефлексия. 6 минут - Как вы
считаете, изменилось ли отношение Есенина к родине в связи с переменами,
произошедшими в стране? Действительно ли «чувство Родины – основное» в
творчестве Есенина? Можно ли не любить Родину? Сочинение - миниатюра: «Люблю ли я свою Родину так, как любил Россию Сергей Есенин?» - Прочитайте, пожалуйста, несколько сочинений. Можно предложить доработать миниатюры дома. VII. Домашнее задание:
|