Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 22:29:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ЦИКЛ УРОКОВ ПО ПОВЕСТИ ПУШКИНА "СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ"
14.01.2011, 12:20:15

Урок 1.
Притча о блудном сыне в литературе Нового времени

Повторение изученного материала

— Давайте вспомним определение жанра притчи.

(Маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает, следует или не следует наставлениям. Два плана — видимый и невидимый. Редко кому открывается тайный, внутренний план.)

— Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина.

— С какой целью так подробно останавливается на них повествователь?

— Какую притчу они вам напомнили?

— О чём эта притча?

(Отец — это Бог, младший сын-грешник — человек, который ушёл от Бога, сбился с пути, указанного Богом, встал на путь греха. Это может случиться с каждым из нас и случается ежедневно. Но не погиб тот человек, а вовремя опомнился, осознал грех — покаялся и вернулся к Богу. Простил его Бог, принял как родного сына, как готов принять и простить любого грешника, если искренним будет его раскаяние в грехе и желание вернуться. Но другой сын осудил отца и брата и тем самым грех совершил, отошёл от Бога. Так происходит и в жизни — то один, то другой человек, совершая грех, отходит от Бога. Но терпелив Бог и милосерден и готов принять каждого и простить.)

— Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям?

(Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)

Основная часть

Подача нового материала в форме дискуссии.

— Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

— Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

— Для чего тогда картинки на стене комнаты?

(Для украшения.)

— Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдёт?

(Зеркальное, перевёрнутое изображение.)

— Докажем это. Попробуйте сравнить текст притчи и сюжет повести. (Работа в парах.)

Письменная самостоятельная работа

Письменная самостоятельная работа

Притча «Станционный смотритель»
Сын уходит из дома Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно)
Никто не ищет его Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
Радостная встреча сына с отцом Отец умер. На печальном кладбище заканчивается история
Сын вернулся домой нищий и голодный Не вернулась, а зашла, проезжая мимо, богатая барыня
Примирение с отцом Невозможность встречи и примирения

— Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

(Сын, потому что он успел вернуться к отцу, а Дуня не успела.)

Закрепление материала. Выводы

И хотя ждут Дуню в карете сыновья — юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына.

Возможно, повесть «Станционный смотритель» — это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.

Домашнее задание

Перечитать «От издателя».

Уроки 2–3.
Писатель, автор-повествователь, рассказчик в эпическом произведении

Повторение пройденного материала

Запишите тему урока. Вы видите на доске три понятия. Давайте вспомним их значение.

— Кто такой писатель?

(Реальный человек, который живёт в реальном мире.)

— Кто такой автор-повествователь? Это тоже реальный человек?

(Нет, это персонаж художественного мира, который представляет писателя в произведении.)

— А кто такой рассказчик? Это автор?

(Нет, ему писатель поручил рассказать о событиях, происходящих с героями.)

Теперь давайте все наши рассуждения переведём на повесть «Станционный смотритель».

Основная часть

Подача нового материала в форме дискуссии с элементами исследовательской деятельности. Работа с художественным текстом.

— Кто является писателем повести «Станционный смотритель»?

(А.С. Пушкин.)

— Кто автор повести?

(И.П. Белкин.)

— Кто является рассказчиком в «Станционном смотрителе»?

(История рассказана титулярным советником А.Г.Н.)

— Что такое станционный смотритель?

("Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда”.)

— Почему автор так хорошо знает многих смотрителей? Что даёт это приём?

(Достоверность.)

— В каком произведении мы уже встречались с созданием образа рассказчика?

(Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» — Рудый Панько.)

— Повесть открывается рассуждением, состоящим из вопрошаний и восклицаний. Кто может говорить это?

(Автор-повествователь, образованный человек.)

— Затем рассказчик превращается в конкретное лицо, живого участника и свидетеля рассказанных им событий. Найдите это место в повести.

("В 1816 году, в мае месяце…”

Появляется местоимение "я” — живое, реальное. Это рассказчик и одновременно персонаж, такой же, как сам Вырин, Дуня, Минский. Он не принимает участия в событиях, но рассказывает о них.)

— Затем рассказ повествователя-персонажа переплетается с прямым рассказом Вырина. Найдите это в повести.

("Так вы знали мою Дуню…”)

— Докажите, что язык персонажа-повествователя отличается от языка автора. В чём состоит это отличие?

("Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили её, та платочком, та серёжками…”

Речь Вырина — речь простого человека.)

Своеобразие языка прозы А.С. Пушкина

Работа с художественным текстом.

Используя в прозе разговорные средства, Пушкин в то же время осмотрительно употребляет просторечия, жаргонизмы, диалектизмы и т.п. Из разговорного языка отбираются преимущественно такие элементы, которые отличаются общим литературным употреблением.

Вспомните ещё одну особенность языка прозы Пушкина. Мы обратили на неё внимание при изучении повести «Барышня-крестьянка». Он избегает всего избыточного и второстепенного, всего, без чего можно обойтись.

Проанализируем отрывок и попробуем выявить другие особенности языка прозы Пушкина.

"Но смотритель, не слушая, шёл далее. Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошёл к растворённой двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался”.

— Прочитайте первые три предложения. Можно ли опустить хоть одно слово?

(Упоминание о том, что две первые комнаты были темны, а в третьей — огонь, объясняет, почему смотритель, оставаясь в тёмной комнате, мог некоторое время наблюдать за Дуней и Минским, находившимися в освещённой комнате, оставаясь незамеченным.)

— Можно ли убрать определение "растворённой” (о двери)?

(Нет, тогда смотритель не мог увидеть того, что происходило внутри комнаты.)

Но дальше появляются второстепенные члены, которые с точки зрения логики сообщения могли бы быть опущены.

Сравним.

1. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости.

2. В комнате сидел Минский.

Но эти второстепенные члены предложения указывают на детали, очень важные с точки зрения логики развёртывания художественного повествования. Тут проявляется характерный для Пушкина приём: передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную чаще всего несколькими словами.

— Почему нельзя убрать определение?

(Указывает на обстановку, в которой живёт Дуня.)

А ведь автор вообще нигде не говорит о том, как жила Дуня у Минского. Он только показывает это через детали.

— Какая ещё деталь указывает на то, что Дуня жила в роскоши?

("Дуня, одетая со всею роскошью моды… Сверкающие пальцы”.)

Обратите внимание: Пушкин не пишет "пальцы, унизанные перстнями с драгоценными сверкающими камнями”. Эпитет, который указывает на богатство.

— Объясните, почему "Минский сидел в задумчивости”.

(Перед этим было объяснение с отцом, задумчивость — результат этого объяснения.)

— "Дуня сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле”. Почему Дуня сравнивается с наездницей?

(Сравнение из области представлений, свойственных миру Минского, подчёркивает, как изменилась жизнь Дуни.)

— "Она с нежностью смотрела на Минского”. О чём говорит эта деталь?

(Дуня любит Минского.)

Заканчивается отрывок описанием реакции смотрителя на увиденную им сцену. Реакция эта изображена с предельной сдержанностью, что вполне соответствует образу Самсона Вырина. В отношении к нему всякая чувствительность, многословие были бы неуместны.

Самостоятельная работа

Попробуйте сами сформулировать особенности языка прозы А.С. Пушкина. (Учащиеся работают самостоятельно; проверяют записи. Если необходимо, дописывают.)

Запись в тетради приобретает следующий вид.

1. Избегает в языке прозы всего избыточного и второстепенного, всего, без чего можно обойтись.

2. Передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную, как правило, несколькими словами.

"Прелесть нагой простоты” является основой выразительности языка Пушкина.

Домашнее задание

Проанализировать отрывок из повести, доказав, что это пушкинская манера письма.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотност, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 5095 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.2/5
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0