Урок 1.
Притча о блудном сыне в литературе Нового
времени
Повторение изученного материала
— Давайте вспомним определение жанра
притчи.
(Маленький нравоучительный рассказ, вроде
басни, но без морали, без прямого наставления.
Мораль каждый извлекает или не извлекает,
следует или не следует наставлениям. Два плана —
видимый и невидимый. Редко кому открывается
тайный, внутренний план.)
— Найдите в повести описание картинок,
которые были развешены по стене комнаты Самсона
Вырина.
— С какой целью так подробно
останавливается на них повествователь?
— Какую притчу они вам напомнили?
— О чём эта притча?
(Отец — это Бог, младший сын-грешник —
человек, который ушёл от Бога, сбился с пути,
указанного Богом, встал на путь греха. Это может
случиться с каждым из нас и случается ежедневно.
Но не погиб тот человек, а вовремя опомнился,
осознал грех — покаялся и вернулся к Богу.
Простил его Бог, принял как родного сына, как
готов принять и простить любого грешника, если
искренним будет его раскаяние в грехе и желание
вернуться. Но другой сын осудил отца и брата и тем
самым грех совершил, отошёл от Бога. Так
происходит и в жизни — то один, то другой человек,
совершая грех, отходит от Бога. Но терпелив Бог и
милосерден и готов принять каждого и простить.)
— Какую мысль на все времена Иисус Христос
хотел внушить людям?
(Если человек осознал свою вину, его с
радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что
он не прав или виноват, обязательно должен
признать свою вину, покаяться.)
Основная часть
Подача нового материала в форме дискуссии.
— Обращают ли внимание на картинки Дуня и
Самсон Вырин?
— Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?
— Для чего тогда картинки на стене комнаты?
(Для украшения.)
— Если спроецировать жизнь Выриных на
евангельский сюжет, что произойдёт?
(Зеркальное, перевёрнутое изображение.)
— Докажем это. Попробуйте сравнить текст
притчи и сюжет повести. (Работа в парах.)
Письменная самостоятельная работа
Письменная самостоятельная работа
Притча |
«Станционный смотритель» |
Сын уходит из дома |
Отец сам отправляет дочь из родного дома
(случайно, невольно) |
Никто не ищет его |
Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы
вернуть её домой |
Радостная встреча сына с отцом |
Отец умер. На печальном кладбище заканчивается
история |
Сын вернулся домой нищий и голодный |
Не вернулась, а зашла, проезжая мимо, богатая
барыня |
Примирение с отцом |
Невозможность встречи и примирения |
— Кто оказался счастливее: блудный сын в
рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
(Сын, потому что он успел вернуться к отцу, а
Дуня не успела.)
Закрепление материала. Выводы
И хотя ждут Дуню в карете сыновья — юные
барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни
ведётся рассказ, а о начале новой истории
блудного сына.
Возможно, повесть «Станционный смотритель» —
это предостережение писателя современникам,
людям XIX века, для которых евангельские притчи
утратили религиозный смысл, перестали быть живым
нравственным уроком, превращаясь лишь в часть
быта.
Домашнее задание
Перечитать «От издателя».
Уроки 2–3.
Писатель, автор-повествователь, рассказчик в
эпическом произведении
Повторение пройденного материала
Запишите тему урока. Вы видите на доске три
понятия. Давайте вспомним их значение.
— Кто такой писатель?
(Реальный человек, который живёт в реальном
мире.)
— Кто такой автор-повествователь? Это тоже
реальный человек?
(Нет, это персонаж художественного мира,
который представляет писателя в произведении.)
— А кто такой рассказчик? Это автор?
(Нет, ему писатель поручил рассказать о
событиях, происходящих с героями.)
Теперь давайте все наши рассуждения переведём
на повесть «Станционный смотритель».
Основная часть
Подача нового материала в форме дискуссии с
элементами исследовательской деятельности.
Работа с художественным текстом.
— Кто является писателем повести
«Станционный смотритель»?
(А.С. Пушкин.)
— Кто автор повести?
(И.П. Белкин.)
— Кто является рассказчиком в «Станционном
смотрителе»?
(История рассказана титулярным советником
А.Г.Н.)
— Что такое станционный смотритель?
("Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим
чином токмо от побоев, и то не всегда”.)
— Почему автор так хорошо знает многих
смотрителей? Что даёт это приём?
(Достоверность.)
— В каком произведении мы уже встречались с
созданием образа рассказчика?
(Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» — Рудый
Панько.)
— Повесть открывается рассуждением,
состоящим из вопрошаний и восклицаний. Кто может
говорить это?
(Автор-повествователь, образованный человек.)
— Затем рассказчик превращается в
конкретное лицо, живого участника и свидетеля
рассказанных им событий. Найдите это место в
повести.
("В 1816 году, в мае месяце…”
Появляется местоимение "я” — живое, реальное.
Это рассказчик и одновременно персонаж, такой же,
как сам Вырин, Дуня, Минский. Он не принимает
участия в событиях, но рассказывает о них.)
— Затем рассказ повествователя-персонажа
переплетается с прямым рассказом Вырина. Найдите
это в повести.
("Так вы знали мою Дуню…”)
— Докажите, что язык
персонажа-повествователя отличается от языка
автора. В чём состоит это отличие?
("Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была!
Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто
не осудит. Барыни дарили её, та платочком, та
серёжками…”
Речь Вырина — речь простого человека.)
Своеобразие языка прозы А.С. Пушкина
Работа с художественным текстом.
Используя в прозе разговорные средства, Пушкин
в то же время осмотрительно употребляет
просторечия, жаргонизмы, диалектизмы и т.п. Из
разговорного языка отбираются преимущественно
такие элементы, которые отличаются общим
литературным употреблением.
Вспомните ещё одну особенность языка прозы
Пушкина. Мы обратили на неё внимание при изучении
повести «Барышня-крестьянка». Он избегает всего
избыточного и второстепенного, всего, без чего
можно обойтись.
Проанализируем отрывок и попробуем выявить
другие особенности языка прозы Пушкина.
"Но смотритель, не слушая, шёл далее. Две
первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он
подошёл к растворённой двери и остановился. В
комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в
задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды,
сидела на ручке его кресел, как наездница на
своём английском седле. Она с нежностью смотрела
на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои
сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда
дочь его не казалась ему столь прекрасною; он
поневоле ею любовался”.
— Прочитайте первые три предложения. Можно
ли опустить хоть одно слово?
(Упоминание о том, что две первые комнаты были
темны, а в третьей — огонь, объясняет, почему
смотритель, оставаясь в тёмной комнате, мог
некоторое время наблюдать за Дуней и Минским,
находившимися в освещённой комнате, оставаясь
незамеченным.)
— Можно ли убрать определение "растворённой”
(о двери)?
(Нет, тогда смотритель не мог увидеть того, что
происходило внутри комнаты.)
Но дальше появляются второстепенные члены,
которые с точки зрения логики сообщения могли бы
быть опущены.
Сравним.
1. В комнате, прекрасно убранной,
Минский сидел в задумчивости.
2. В комнате сидел Минский.
Но эти второстепенные члены предложения
указывают на детали, очень важные с точки зрения
логики развёртывания художественного
повествования. Тут проявляется характерный для
Пушкина приём: передача целого комплекса понятий
и эмоций через деталь, выраженную чаще всего
несколькими словами.
— Почему нельзя убрать определение?
(Указывает на обстановку, в которой живёт
Дуня.)
А ведь автор вообще нигде не говорит о том, как
жила Дуня у Минского. Он только показывает это
через детали.
— Какая ещё деталь указывает на то, что Дуня
жила в роскоши?
("Дуня, одетая со всею роскошью моды…
Сверкающие пальцы”.)
Обратите внимание: Пушкин не пишет "пальцы,
унизанные перстнями с драгоценными сверкающими
камнями”. Эпитет, который указывает на
богатство.
— Объясните, почему "Минский сидел в
задумчивости”.
(Перед этим было объяснение с отцом,
задумчивость — результат этого объяснения.)
— "Дуня сидела на ручке его кресел, как
наездница на своём английском седле”. Почему
Дуня сравнивается с наездницей?
(Сравнение из области представлений,
свойственных миру Минского, подчёркивает, как
изменилась жизнь Дуни.)
— "Она с нежностью смотрела на Минского”.
О чём говорит эта деталь?
(Дуня любит Минского.)
Заканчивается отрывок описанием реакции
смотрителя на увиденную им сцену. Реакция эта
изображена с предельной сдержанностью, что
вполне соответствует образу Самсона Вырина. В
отношении к нему всякая чувствительность,
многословие были бы неуместны.
Самостоятельная работа
Попробуйте сами сформулировать особенности
языка прозы А.С. Пушкина. (Учащиеся работают
самостоятельно; проверяют записи. Если
необходимо, дописывают.)
Запись в тетради приобретает следующий вид.
1. Избегает в языке прозы всего избыточного и
второстепенного, всего, без чего можно обойтись.
2. Передача целого комплекса понятий и эмоций
через деталь, выраженную, как правило,
несколькими словами.
"Прелесть нагой простоты” является основой
выразительности языка Пушкина.
Домашнее задание
Проанализировать отрывок из повести, доказав,
что это пушкинская манера письма.
|