Урок.
Органы чувств
Содержание урока
1. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Значение рецепторов и коры больших полушарий
головного мозга.
2. Определение понятия «органы чувств».
Значение органов чувств для ориентировки
животных и человека во внешней среде.
3. Анализатор – система, состоящая из:
а) рецептора;
б) нервных путей;
в) зоны коры больших полушарий.
Виды анализаторов.
4. Внутренние рецепторы (в мышечной
ткани, стенках кровеносных сосудов, сердце,
кишечнике и др.).
5. Кожное чувство. Мышечно-суставное чувство.
6. Органы вкуса и обоняния.
7. Роль ощущений в жизни человека, в познании
мира.
Ведущие понятия
Орган чувств.
Анализатор.
Рецептор.
Зона коры больших полушарий.
Нервные пути.
Вопросы для обсуждения
1. Какая разница между понятиями
«анализатор» и «орган чувств»?
2. Почему слепые могут «читать пальцами»?
3. Почему при насморке изменяется вкус пищи?
4. Где находятся рецепторы, воспринимающие
раздражения из внутренних органов организма?
5. Почему иногда боль помогает сохранить
здоровье?
Справка. Особое место среди
ощущений занимает чувство боли. Исследования
показали, что не существует специального
болевого органа, подобного другим органам
чувств. Человек может испытывать боль в суставах,
мышцах, сердце. Она возникает при повреждении
внутренних органов. Во всех случаях боль служит
сигналом отклонения от нормы течения
физиологических процессов в том или другом
органе. Таким образом, чувство боли является
защитным приспособлением, средством
предупреждения возможной опасности.
Урок.
Строение и функции органа зрения
Содержание урока
1. Роль зрения в жизни человека:
а) трудовая деятельность;
б) обучение;
в) эстетическое развитие;
г) передача социального опыта;
2. Зрительный анализатор:
а) рецепторы глаза;
б) зрительный нерв;
в) зрительная зона коры больших полушарий.
3. Строение глаза и его функции:
а) защитные приспособления глаза, мышцы,
двигающие глаза, ресничная мышца;
б) строение белочной и сосудистой оболочек;
в) свойства роговицы, радужной оболочки,
зрачка, хрусталика, стекловидного тела;
г) строение и функции сетчатки.
Рецепторы глаза – колбочки и палочки; желтое и
слепое пятно.
4. Фокусирование изображений предметов на
сетчатке, получение изображения и
преобразование света в нервные импульсы в
сетчатке.
5. Передача возбуждения в зрительную зону коры
больших полушарий. Зрительное восприятие.
Ведущие понятия
Оптическая система глаза.
Сетчатка.
Палочки. Колбочки.
Желтое пятно.
Зрительный анализатор.
Рецепторы.
Зрительный нерв.
Зрительная зона.
Задание
Доказать, что на периферии сетчатки
мало колбочек. Испытуемого сажают на стул лицом к
классу и просят смотреть прямо перед собой.
Двигать головой или скашивать глаза на предмет,
который ему будут показывать, не разрешается.
После этого предупреждения испытуемому
показывают ручку, окрашенную в красный, желтый,
зеленый или другой цвет. Предмет демонстрируют в
движении и короткое время с таким расчетом, чтобы
он проецировался на боковую поверхность
сетчатки. На вопрос: «Какой предмет был показан?»,
испытуемый обычно отвечает правильно: «Ручка». А
на вопрос: «Какого цвета был предмет?» – обычно
ответить не может, гадает, часто ошибается.
Изображение проецируется на боковую поверхность
сетчатки. Колбочки, воспринимающие цвет объекта,
находятся преимущественно в центральной части
сетчатки, в области желтого пятна. На периферии
сетчатки колбочек мало, там сосредоточены
палочки, которые не воспринимают цвет предметов.
Поэтому испытуемый различает форму предмета, но
не может определить его цвет. (По Л.Г. Воронину,
Р.Д. Машу.)
Урок.
Гигиена зрения
Содержание урока
1. Схема хода световых лучей в глазу.
2. Врожденные и приобретенные недостатки
зрения – близорукость и дальнозоркость.
3. Причины нарушения зрения. Коррекция
недостатка зрения очками.
4. Гигиена зрения:
а) освещение;
б) чтение в транспорте;
в) позы при чтении;
г) инфекционные заболевания.
5. Профилактика близорукости.
6. Профилактика травм глаз и первая помощь при
бытовых и производственных травмах.
7. Достижения медицины в области хирургии
глаза и лечении глазных заболеваний.
Ведущие понятия
Гигиена.
Близорукость.
Дальнозоркость.
Профилактика.
Вопросы для обсуждения
1. На схемах покажите, чем отличается
близорукость от дальнозоркости и нормального
зрения.
2. Предложите схему коррекции недостатков
зрения очками при:
а) близорукости;
б) дальнозоркости.
3. Почему глаз отдыхает при рассматривании
звездного неба?
4. Как объяснить, что надев очки, человек с
нормальным зрением ничего не увидит?
5. Почему мы не можем одновременно видеть два
предмета, находящиеся от нас на разном
расстоянии?
6. Как предохранять глаза от травм и почему
травмы глаз могут осложняться инфекционными
заболеваниями?
Урок.
Органы слуха и равновесия
Содержание урока
1. Значение слуха в жизни человека:
а) общение;
б) трудовая деятельность;
в) обучение;
г) восприятие музыки.
2. Слуховой анализатор:
а) рецепторы (в органе слуха);
б) слуховой нерв;
в) слуховая зона коры больших полушарий.
3. Строение и функции уха:
а) наружное, среднее, внутреннее ухо;
б) слуховые рецепторы – начальное звено
слухового анализатора;
в) передача звуковых колебаний из окружающей
среды к слуховым рецепторам;
4. Профилактика заболеваний органа слуха, его
гигиена. Вредное влияние шума на слух и нервную
систему.
5. Чувство равновесия. Вестибулярный аппарат
внутреннего уха:
а) определение анализатором положения тела в
пространстве;
б) раздражение рецепторов при изменении
положения головы, тела; морская болезнь;
в) тренировка космонавтов; состояние
невесомости.
Ведущие понятия
Система передачи звуковых колебаний.
Система восприятия звуковых колебаний.
Рецепторы внутреннего уха.
Улитка.
Полукружные каналы и мешочки.
Вопросы для обсуждения
1. Под влиянием ритмичной музыки
рефлекторно повышается напряжение мышц.
Объясните, почему в армии во время движения
строем предлагают петь.
2. Что такое «морская болезнь»?
3. Почему тренировка вестибулярного аппарата
важна для летчиков и космонавтов?
4. В медицинской практике объединяют лечение
уха, горла, носа. Как вы это объясните?
Урок.
Высшая нервная деятельность
Содержание урока
1. Роль И.М. Сеченова и
И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной
деятельности:
а) роль И.М. Сеченова в разработке
рефлекторной теории, ее значение для развития
науки о мозге;
б) развитие И.П. Павловым рефлекторной
теории и создание учения о высшей нервной
деятельности.
2. Безусловные рефлексы – врожденная форма
нервной деятельности:
а) передаются по наследству;
б) отличаются большим постоянством;
в) многие из них осуществляются низшими
отделами центральной нервной системы (спинным,
продолговатым мозгом);
г) находятся под контролем больших полушарий.
3. Инстинкты. Роль инстинктов и безусловных
рефлексов в относительно постоянных условиях
окружающей среды и при резком изменении условий.
4. Условные рефлексы – основа высшей нервной
деятельности:
а) приобретаются каждым в течение жизни;
б) изменяются в связи с условиями окружающей
среды;
в) могут относительно быстро появляться и
совсем исчезать или тормозиться на время;
г) осуществляются корой больших полушарий.
5. Понятие высшей нервной деятельности:
а) условно-рефлекторная функция коры больших
полушарий;
б) обеспечивает индивидуальное
приспособление поведения человека и высших
животных к меняющимся условиям окружающей среды;
в) проявляется в виде сложной системы условных
рефлексов.
Ведущие понятия
Рефлекс.
Безусловный рефлекс.
Инстинкт.
Условный рефлекс.
Торможение условных рефлексов.
Высшая нервная деятельность.
Самостоятельная работа
Заполните свободные графы таблицы (как
показано на первом примере), приведя примеры
раздражителей и ответной реакции организма на
них. Какой из приведенных рефлексов головного
мозга можно отнести к высшей нервной
деятельности? Дайте обоснованный ответ.
Рефлексы головного мозга
Урок.
Особенности высшей нервной
деятельности человека
Содержание урока
1. Рассудочная деятельность
животных как прообраз человеческого мышления.
2. Роль труда в развитии речи и мышления
человека.
3. Речь и мышление человека:
а) функции слова;
б) овладение языком – необходимая предпосылка
для развития мышления;
в) значение речи в абстрактном мышлении;
г) развитие речи.
4. Peфлeксы головного мозга – основа протекания
сложных психических процессов (память,
воображение, мышление, речь):
а) письменная и устная речь (три центра речи в
левом полушарии – слуховой, зрительный,
двигательный);
б) потеря памяти при ранениях и контузиях
мозга и др.
5. Необходимость общества людей для развития
психических качеств человека (примеры из жизни
детей, «воспитанных» животными, – Камала, Амала и
др.).
Ведущие понятия
Речь.
Мышление.
Память.
Вопросы для обсуждения
1. В чем проявляется сходство и
различие высшей нервной деятельности человека и
животных?
2. Приведите примеры, доказывающие связи
мышления с его материальной основой – мозгом.
3. Объясните смысл утверждения: «Чтобы человек
стал человеком, ему необходимо общение с другими
людьми».
4. Почему у опьяневшего человека невнятная
речь?
Урок .
Гигиена учебного труда
Содержание урока
1. Работоспособность. Изменение
уровня работоспособности в процессе трудовой
деятельности:
а) врабатывание;
б) оптимальная работоспособность;
в) утомление.
2. Гигиена умственного труда:
а) чередование умственной деятельности с
физической работой;
б) правильная организация учебной работы;
в) чередование труда и отдыха.
3. Правила выполнения домашних заданий:
а) работать в одно время в одном и том же месте;
при этом образуется рефлекс на время и место и
включение в учебный процесс происходит быстро;
б) сначала следует выполнять письменные
задания средней трудности, а потом переходить к
самым трудным;
в) каждые 40–45 мин необходимо делать перерыв и
физическую разминку;
г) вредно во время выполнения заданий смотреть
телевизор, слушать радио;
д) при заучивании текста наизусть важно
повторить его утром.
Ведущие понятия
Умственный труд.
Физический труд.
Работоспособность.
Режим дня.
Гигиена умственного труда.
Самостоятельная работа
Дайте физиологическое обоснование
правилам гигиены умственной работы.
Вопросы для обсуждения
1. Почему перерывы в работе лучше
делать короткими?
2. Почему физические упражнения
восстанавливают работоспособность?
3. Поясните понятия «активный отдых» и
«пассивный отдых».
Урок.
Сон и его гигиена
Содержание урока
1. Суточные природные ритмы на Земле
и смена сна и бодрствования.
2. Фазы сна; медленный и быстрый сон.
3. Сон – состояние, необходимое для
восстанавления работоспособности нервной
системы, а следовательно, и всего организма.
4. Центры головного мозга, регулирующие
наступление сна и бодрствования.
5. Сновидения – деятельность мозга, связанная
с нормализацией психического и физиологического
состояния человека.
6. Гигиена сна. Предупреждение нарушений сна:
а) потребность во сне в разном возрасте;
б) повышение потребности во сне во время
заболеваний, напряженной умственной работы, при
тяжелых психических переживаниях;
в) отрицательное влияние на сон сильного
возбуждения нервной системы;
г) благоприятное воздействие свежего воздуха,
свободной одежды, тишины.
Ведущие понятия
Медленный сон.
Быстрый сон.
Сновидения.
Вопросы для обсуждения
1. Чем вредна бессонница?
2. Почему трудно заснуть, если что-то болит?
3. Во сне происходит активная перестройка ряда
функций органов. Докажите это, охарактеризовав
медленный и быстрый сон.
4. Дайте научное обоснование основным правилам
гигиены сна.
5. Почему важен достаточный сон? |