Планирование темы
Периоды жизни мужчины и женщины
(дополнительная информация)
В зависимости от деятельности половых
желез в жизни человека различают следующие
периоды.
1. Детство. Этот период длится от
рождения до наступления полового созревания (у
девочек в среднем до 12–13 лет, у мальчиков – до
13–14 лет).
2. Период полового созревания. У мальчиков он
проходит с 13–14 лет до 18–20 лет, у девочек с 12–13 до
15–17 лет.
3. Период половой зрелости наступает после
полового созревания и продолжается у мужчин в
среднем до 50–60 лет, у женщин – до 47–50 лет. Этот
период характеризуется активностью всех функций
полового аппарата, направленных на деторождение.
4. Переходный (климактерический) период –
постепенное угасание функций половых желез –
обычно продолжается в течение 2–4 лет.
5. Старость. Это физиологическое состояние
характеризуется постепенным угасанием всех
жизненных функций.
Сравнительная характеристика женского и
мужского организма
Половые клетки
Яйцеклетка имеет диаметр 0,2 мм. В
яичниках новорожденной девочки заложено около 500
тыс. граафовых пузырьков (фолликул). Однако лишь
небольшая часть из них созревает. В период
половой зрелости регулярно, один раз в месяц, в
фолликуле созревает одна яйцеклетка. За всю
жизнь у женщин образуется 500 яйцеклеток. Мужчина
за свою жизнь извергает до 800 000 млн
сперматозоидов, которые развиваются в яичке в
течение 75 дней и движутся со скоростью 3 мм/мин.
Урок 1.
Система органов размножения.
Оплодотворение. Внутриутробное развитие ребенка
Содержание урока
1. Значение полового размножения в
живой природе. (Зачем природе понадобилось два
пола?)
2. Способность продолжить свой род –
прекрасный дар, которым обладают все живые
организмы, в том числе человек.
3. Функции половых желез:
а) генеративная (детородная);
б) эндокринная.
4. Формирование половых клеток, отличительные
особенности сперматозоида и яйцеклетки.
5. Оплодотворение, его биологическая сущность.
Роль хромосом в передаче наследуемых признаков
обоих родителей. Влияние алкоголя на потомство.
6. Зародышевый период внутриутробного
развития. Питание и дыхание зародыша. Гигиена
беременной женщины.
7. Развитие плода. Закладка органов и тканей.
Обмен веществ через плаценту.
8. Наследственные и врожденные болезни. Роль
генетических консультаций «Семья и брак».
Ведущие понятия
Половые железы.
Половые клетки.
Оплодотворение.
Беременность – процесс развития в теле женщины
зиготы в зародыш, а затем в плод.
Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, начальная
стадия зародыша.
Зародыш (эмбрион) – организм в ранний период
развития.
Плод – зародыш млекопитающих после закладки у
него основных органов и систем, т.е. уже
развившийся эмбрион.
Справка
Развитие зародыша человека
Урок 2.
Рождение ребенка. Рост и развитие
организма человека
Содержание урока
1. Роды – окончание периода
вынашивания ребенка и начало периода его
выхаживания.
2. Психологический климат семьи в послеродовой
период.
3. Понятия «новорожденный» и «грудной»
ребенок:
а) новорожденный – в течение месяца после
рождения;
б) грудной – с месяца после рождения и до года.
4. Развитие грудного ребенка. Значение
грудного вскармливания. Особенности ухода за
грудными детьми:
а) режим кормления и сна;
б) двигательный режим;
в) чистота тела;
г) профилактика инфекционных заболеваний;
д) общение с близкими.
5. Возрастные особенности ребенка:
а) в ясельном возрасте (1–3 года);
б) в школьном возрасте (6–8 лет – 16–18 лет).
6. Половое созревание:
а) сущность полового созревания;
б) признаки полового созревания;
в) понятие о менструации и поллюции.
7. Развитие речи, мышления, психики в школьном
возрасте. Отрицательное влияние на развитие и
психику школьников алкоголя, никотина и других
наркотических веществ.
Ведущие понятия
Роды – физиологический процесс выхода
плода из тела матери.
Рост – увеличение массы организма, его органов.
Развитие – необратимый, закономерно
направленный процесс количественных (рост) и
качественных изменений.
Половое созревание – период, когда организм
становится способным к половому размножению.
Психическое развитие – рефлекторная
деятельность, в основе которой лежат процессы,
происходящие в коре больших полушарий.
Программированный опрос
Названы факторы, вызывающие нарушения
нормального развития ребенка. От родителей
зависят:
1 – употребление алкоголя;
2 – стрессовые состояния будущей матери;
3 – загрязнение воздуха тяжелыми металлами;
4 – употребление пищи, содержащей нитраты;
5 – проживание в зоне повышенной радиации;
6 – неправильное питание;
7 – нарушение режима сна и кормления;
8 – большая физическая нагрузка кормящей матери;
9 – отсутствие общения с малышом;
10 – санитарное состояние помещения;
11 – гиподинамия;
12 – сильный шум: а) на улице; б) в квартире.
Ответ: 1; 2; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12–б.
Урок 3.
Человек как биологическое и
социальное существо
Содержание урока
1. Свойства человека как
биологической системы:
– наследственность;
– изменчивость;
– клеточное строение;
– саморегуляция;
– раздражимость;
– обмен веществ;
– самовоспроизведение;
– рост и развитие;
– ритмичность;
– энергозависимость (человек – «открытая
система»).
2. Физиологические потребности человека.
Значение природной среды в жизни человека:
– состав воздуха;
– наличие пресной воды;
– наличие питания как источника энергии.
3. Действие социальных факторов на здоровье и
психику человека:
– культура общения;
– режим труда и отдыха;
– психологический климат в семье и на службе;
– заболевания и их профилактика;
– состояние окружающей среды;
1.Потребности физиологические, социальные,
духовные.
2. Регулирование потребностей.
3. Охрана окружающей среды
– образ жизни;
– воспитание и образование.
4. Регулирование социальных потребностей.
Самоконтроль и самоанализ.
* * *
...И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.
На берегу другом – добыча,
Для всей семьи его – еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада...
Себе представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.
И вдруг – голодный, низколобый –
Он встал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев – гнилье! –
Он стал раскачивать ее.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешел другой.
И пот со лба отер усталой –
Уже не лапой, а рукой.
В.Шефнер
* * *
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
В.Шефнер
* * *
Стали люди сильными,
как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного дара на боках.
Мы давно «освоили» планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?
А.Плотников
|