Урок 30 Как принимать решения, делать правильный выбор
во благо здоровья
Задачи урока
Учить в ситуации выбора принимать
решения, способствующие сохранению и укреплению
своего здоровья, здоровья близких и друзей.
Содержание урока
1. Беседа с учащимися. Фронтальная
работа.
2. Решение проблемной ситуации: выбор
здорового образа жизни.
3. Работа в группах: тест на выбор правильного
варианта поведения, способствующего сохранению
здоровья.
4. Подведение итогов урока.
Информация для учителя
Урок начинается беседой с учащимися:
– Ребята, считаете ли вы себя здоровыми
людьми? Какое у вас самочувствие? Хорошее ли
настроение?
Учитель предлагает детям попробовать
самостоятельно оценить состояние своего
здоровья в процентах.
– Что же это значит – быть здоровым? (Хорошо
чувствовать себя физически и эмоционально, редко
болеть, не иметь вредных привычек.)
Затем педагог предлагает обсудить проблемную
ситуацию.
Лена и Оля очень дружны, хотя интересы у них
совсем разные. Лена любит заниматься спортом, она
веселая, жизнерадостная, редко жалуется на свое
здоровье. Соблюдает режим дня, чередуя учебные
занятия с отдыхом, и аккуратна в выполнении
правил личной гигиены. Оля ведет малоподвижный
образ жизни, не любит уроков физкультуры, не
соблюдает режим дня. Она часто болеет, у нее
постоянно меняется настроение. Гулять она не
любит, зато много читает и подолгу сидит за
компьютером.
– Ребята, знаете ли вы, что нужно делать, как
вести себя, для того чтобы иметь крепкое
здоровье?
Дети вспоминают задачу урока.
– Как вы считаете: кто из девочек сделал
правильный выбор образа жизни и поведения во
благо своего здоровья? А вы умеете делать свой
выбор? Чему же мы будем учиться на уроке? (Принимать
решения, которые принесут пользу нашему
здоровью.)
Работа в группах. Детям предлагается задание: из
каждой пары высказываний в диалоге двух
приятелей необходимо выбрать то, которое
отражает образ жизни, полезный для здоровья.
«Какое решение принять?»
Два мальчика разговаривают друг с
другом.
1. «Каждый день я делаю утреннюю
зарядку и водные процедуры». – «Умываться,
делать по утрам зарядку и водные процедуры мне
некогда, да и неохота».
2. «Два раза в день я чищу зубы, ухаживаю за
полостью рта. Один раз в полгода прохожу
профилактический осмотр у стоматолога». – «Я
не посещаю стоматолога – это очень страшно,
да и зачем? Чищу зубы один раз в день. Я считаю, что
этого достаточно».
3. «Чтобы быть здоровым, необходимо закаляться,
обливаться холодной водой, принимать солнечные и
воздушные ванны, заниматься спортом». –
«Обливаться холодной водой, да еще зимой, очень
вредно – можно простудиться, заболеть. А
заниматься спортом мне некогда, я люблю играть в
компьютерные игры до вечера!»
4. «В течение дня необходимо как можно чаще мыть
руки, особенно после посещения туалета и перед
едой. Это помогает защититься от инфекционных
болезней». – «Мыть руки перед едой я иногда
забываю, да и зачем? Ведь я никуда не выходил, и
кошка, которую очень люблю гладить, у нас
домашняя».
5. «При письме и чтении я сижу за столом правильно.
Телевизор смотрю не больше часа в день. Делаю
гимнастику для глаз, чтобы снять
напряжение». – «Придя из школы, я ложусь на
диван и листаю свой любимый журнал «Авто», читаю
всю интересную мне информацию. А когда выучу
уроки, люблю долго смотреть телевизор или играть
в компьютерные игры».
После того как дети выберут правильные
с их точки зрения ответы, необходимо выслушать их
доводы, выяснить, почему они сделали такой выбор.
– Какое же решение стоит принять этим
мальчикам? (Нужно помнить, что
здоровье – это величайшая ценность, от
которой многое зависит в нашей жизни. Поэтому
одному следует продолжать заботиться о своем
здоровье, а другому – принять решение о том,
что необходимо изменить свое поведение и начать
заботиться о своем здоровье.)
Вывод: наше здоровье во многом зависит от нас
самих, от нашего отношения к себе и от того, какое
поведение мы выбираем.
В заключение учитель предлагает классу вопросы:
– Чему сегодня мы учились на уроке? Умеете ли
вы теперь принимать решения таким образом, чтобы
делать свой выбор в пользу здоровья?
Домашнее задание: написать
небольшой рассказ о том, как ребята поступали в
тех или иных ситуациях раньше и как они поступают
теперь, когда знают, в пользу каких истинных
ценностей следует делать свой выбор, принимая
решения.
Урок 31 Как действовать, чтобы сберечь здоровье –
важнейшую жизненную ценность
Задачи урока
1. Углубить понимание, что
здоровье – важнейшая жизненная ценность
для каждого человека.
2. Учить принимать решения и действовать во
благо своего здоровья и здоровья других людей.
Содержание урока
1. Фронтальная работа: беседа о
здоровье как о важнейшей жизненной ценности.
Постановка проблемной ситуации.
2. Индивидуальная работа школьников над
анкетой-тестом по оценке факторов риска
ухудшения своего здоровья.
3. Работа в группах: подведение итогов
индивидуального анкетирования. Обсуждение
среднего балла факторов риска по классу в целом.
4. Работа в группах: «мозговой штурм» по
проблеме, как утвердить ценность здоровья.
5. Составление памятки «Как сохранить и
укрепить свое здоровье».
Информация для учителя
Урок начинается с постановки проблемы.
Детям предлагается послушать сказку.
Жил на свете король. И всего у него было вдоволь.
Да вот скучно стало жить на свете, и отправился он
в путешествие по своему королевству.
Ехал он день, ехал второй, а на третий день
подъехал к распутью. Впереди три дороги, и над
каждой указатель: направо пойдешь – клад ценный
найдешь и богат будешь; налево
пойдешь – развлечения найдешь; прямо
пойдешь – здоров будешь.
Думал, думал король и выбрал для себя дорогу
самую важную, верную...
Ребятам предстоит подумать, что выбрал король:
богатство, развлечения или здоровье? Почему? (Обоснование
ответа.) А что выбрали бы сами ребята?
Учитель может поставить перед детьми
провокационный вопрос:
– Король был богат, а мы нет. Так, может, нам
нужно выбрать первую дорогу – к богатству? (Дети
в ходе обсуждения приходят к выводу, что
здоровье – это одна из важнейших ценностей
человеческой жизни, оно дается человеку как
бесценный дар, его нельзя купить, поэтому оно
дороже богатства.)
Учитель просит ребят вспомнить и объяснить, в чем
же состоит основное различие между
материальными вещами и тем, что мы называем
главными жизненными ценностями. Проводится
экспресс-опрос: что еще, кроме здоровья, по мнению
ребят, является такой ценностью?
Далее учитель спрашивает детей, считают ли они
себя здоровыми? Все ли люди одинаково здоровы?
Почему? От чего это зависит? Учащимся
предлагается оценить факторы риска ухудшения
своего здоровья с помощью анкеты, разработанной
Н.К. Смирновым (2005).
Анкета
для оценки школьниками факторов риска
ухудшения своего здоровья
1. Я часто сижу сгорбившись или
лежу с искривленной спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не
ранец.
3. У меня есть привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой
(физзарядка, участие в спортивных секциях,
плавание).
6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
7. Я нередко читаю при плохом освещении, лежа.
8. Я беспечно, беззаботно отношусь к своему
здоровью.
9. Бывает, я пробую курить.
Дети отвечают на анкету индивидуально
и анонимно, выбирая нужный ответ из вариантов: да,
нет, иногда. Далее в группах проводится
обработка результатов. Все участники группы
(четыре-пять человек) анализируют свои ответы,
выявляя наиболее часто встречающиеся варианты
по группе в целом.
Следующий этап – подведение общих итогов
на доске.
Далее учитель предлагает поработать в группах и
в режиме «мозгового штурма» составить
конкретный план действий, направленных на
утверждение ценности здоровья в нашей жизни.
После обсуждения все решения выносятся на доску
и на основе их составляется памятка.
Как сохранить и укрепить свое
здоровье
Соблюдать режим дня.
Утро начинать с зарядки.
Закалять свой организм.
Правильно и регулярно питаться.
Заниматься спортом, больше двигаться.
Следить за своей осанкой.
Не курить.
Принимать жизнь с радостью, больше
улыбаться, меньше ссориться и т.д.
Домашнее задание: придумать, как
провести акцию по пропаганде здорового образа
жизни среди окружающих – родственников,
знакомых, соседей и друзей (для этого можно
использовать текст разработанной на уроке
памятки, размножив его в нужном количестве копий,
или провести публичную акцию).
Урок 32 Что конкретно ты можешь сделать, чтобы быть
здоровым?
Планируем вместе
Задачи урока
1. Учить формулировать и высказывать
свои предложения по обозначенной проблеме.
2. Помочь формулировать цель, планировать и
организовывать свою деятельность для ее
достижения.
3. Учить оценивать результаты своей
деятельности.
Содержание урока
1. «Мозговой штурм» на тему «Как
убедить окружающих вести здоровый образ жизни?
Что конкретно ты можешь сделать, чтобы быть
здоровым?».
2. Конкурс на лучшую идею проекта.
3. Групповая работа над проектами: учимся
ставить цели и пытаемся найти способ их
достижения.
4. Обсуждение проектов, проведение конкурса.
5. Подведение итогов.
Информация для учителя
Учитель просит детей прочитать
записанное на доске название темы урока и
подумать, чем они будут сегодня заниматься, а
затем, обращаясь к домашнему заданию предыдущего
урока, сформулировать свои предложения по
пропаганде здорового образа жизни. Проводится
«мозговой штурм» по этой проблеме.
Сначала все высказанные в классе идеи
фиксируются на доске. Например: записаться в
спортивную секцию, пригласить тренера в школу
для беседы, сходить в поход, выступить перед
родителями, выпустить газету, организовать
спортивное мероприятие, провести конкурс и т.д.
Затем голосованием определяется лучшая идея,
которая понравилась большинству учеников и,
главное, которую под силу осуществить самим
ребятам.
Организуется групповая работа над составлением
проектов. Например, учащиеся выбрали идею
провести общешкольный праздник или спортивные
соревнования. Работа идет в малых группах.
Начинается она с формулировки названия и темы
мероприятия. Затем необходимо определить его
цель. Далее учащиеся расписывают этапы
выполнения (с чего начнут, какова будет
последовательность действий, чем закончат).
Следует определить также ожидаемый результат,
отдельно указать требуемые для проекта ресурсы.
Учитель должен раздать группам схемы
составления проекта и помогать детям, если в ходе
работы у них возникнут трудности.
После окончания работы, если останется время, или
на отдельном уроке можно заслушать проекты в
классе, а ученическое жюри даст им оценку.
При оценивании необходимо отметить то лучшее,
что было в работе каждой группы. Например, одни
придумали интересное название и хорошо
сформулировали цели, другие умело спланировали
свою деятельность по этапам или предусмотрели
все необходимые ресурсы. Тогда в общий проект
войдет все самое лучшее.
Возможен и другой вариант организации работы над
проектом. Учитель обращается к детям с просьбой
помочь ему подготовить сценарий мероприятия
«Путешествие по городу Здоровейску» для будущих
первоклассников.
Предлагается план мероприятия. Разбившись на
группы, учащиеся разрабатывают варианты
проведения каждой «остановки» (сочиняют стихи,
подбирают дополнительный материал, составляют
памятки, готовят музыкальные номера и т.п.).
Затем весь собранный материал редактирует жюри,
выбранное из числа учащихся класса. Учитель
может попросить четвероклассников помочь
организовать это мероприятие на собрании в школе
будущих первоклассников или провести его в
летнем школьном лагере.
Деятельность по проекту можно организовать как
подведение итогов освоения программы «Уроки
здоровья», включив его в план работы школьного
лагеря или внеклассных мероприятий. |