Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 18.05.2024, 23:06:49
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Cтихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»
29.03.2011, 22:28:51

Цель урока. Обучение анализу лирического стихотворения, развитие навыков выразительного чтения, воспитание вдумчивого читателя, ориентация учащихся на непреходящие духовные ценности.

1. На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением «Одинокий дуб».

  • Какие строчки из него могли бы стать эпиграфом к изучаемой теме? ("Кто говорит, что в поле он не воин? Он в поле воин, даже и один”.)
  • Какую трагедию пришлось пережить поэту вместе с сотнями тысяч других людей?

2. Н.Заболоцкий говорил: "Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце... Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все движения ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя”.

3. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением поэта. Оно называется «Журавли».

(Чтение стихотворения учителем.)

3.1. Постараемся быть умными читателями. Прочитайте ещё раз стихотворение про себя. Первая группа учащихся выступает в роли исследователей. Ваша задача — открыть потаённый, глубинный смысл стихотворения. Остальные в процессе чтения должны выделить в тексте "картины”, которые рисует поэт.

3.2. Составление плана-партитуры.

ПЛАН-ПАРТИТУРА

Картинный план Движение чувств Художественные средства
1. "Вёл вожак свой... народ” Радость возвращения, восхищение красотой птиц. Эпитет "отеческой”, метафора "утопая в небе”, эпитет "серебряные”, крылья — светлые, как серебро, прочные, как металл.
2. "Чёрное зияющее дуло...” Тревога, страх, напряжение. Антитеза: озеро, прозрачное насквозь — чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять — быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал. Предложить угадать слово из примера толкового словаря: зияющая... (бездна).
3. "Луч огня ударил...” Гнев, боль, отчаяние.  Метафора "луч огня”. Почему не использовано слово "выстрел”? "Обрушилось”. В чём особенность этого глагола?
4. "Журавли рванулись...” Испуг, горе. Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя... обняли холодную волну (о-о-о-у).
5. "Им природа снова возвратила...” (это уже не картина). Стойкость, мужество, гордость. Метафора ("природа возвратила”, "смерть унесла”).
6. "Вожак... погружался...” Печаль, гордость. Звукопись:
А заря над ним образовала
З
олотогрево заа пятно.

Выступление учащихся

Какие открытия вам удалось сделать?

  • Это стихотворение не только о журавлях. Оно о сильных людях, которых не останавливает даже смерть вожака.
  • Это стихотворение о добре и зле. Зло жестоко, оно бывает неожиданным, но в стихотворении утверждается мысль о том, что жизнь продолжается.
  • Это стихотворение о преемственности поколений, о памяти.
  • В этом стихотворении последние строчки напоминают о зареве пламени, похожем на пламя Вечного огня.
  • Это стихотворение учит принимать жизнь стойко и мужественно, какие бы испытания ни выпали на долю человека.

4. Обобщающее слово учителя. Обобщив все наши наблюдения и открытия, можно сказать, что в начале стихотворения автор рисует величественную картину — возвращение каравана журавлей "к берегам отеческой земли”. Начало стихотворения звучит торжественно. Рисуя птиц, автор использует эпитеты: крылья "серебряные”, небосвод "широкий”. Третья строфа, начинаясь с союза но, вызывает чувство тревоги, страха. Это чувство передают эпитеты "чёрное зияющее” (дуло). Антитеза: озеро, прозрачное насквозь (символ красоты природы), и чёрное зияющее дуло (символ смерти) помогают передать ужас, несправедливость происходящего. Поэт рисует трагедию, употребляя метафору: "луч огня ударил”. Звучит боль, горечь, потому что "частица дивного величья” "обрушилась”. Удивительно точно найден глагол. В нём и неожиданность, и непоправимость того, что произошло, и тяжесть горя. Сравнение "два крыла, как два огромных горя”, передаёт боль, которая усиливается с помощью эпитетов: рыданье "горестное”, горе "огромное”.

Но даже смерть вожака не останавливает их полёта. Опалённые губительным огнём, они уходят вверх.

Птицы открывают нам тайны бытия, так как в трёх последних строфах поэт говорит не только о птицах. Он говорит о воле к борьбе, о стойкости людей, о непреходящих духовных ценностях, которые от "былого поколенья переходят, молодость, к тебе”. К вам, ребята, я думаю, адресованы эти строки.

В последней строфе звучит мысль о бессмертии вожака, памяти о нём.

5. Задание на дом. Сравнить картину А.А. Рылова «В голубом просторе» и стихотворение Н.Заболоцкого (краски, звуки, настроение). Чем близки эти произведения и чем различаются?

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 1951 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0