Цель урока. Обучение анализу лирического
стихотворения, развитие навыков выразительного
чтения, воспитание вдумчивого читателя,
ориентация учащихся на непреходящие духовные
ценности.
1. На прошлом уроке мы познакомились со
стихотворением «Одинокий дуб».
- Какие строчки из него могли бы стать эпиграфом к
изучаемой теме? ("Кто говорит, что в поле он не
воин? Он в поле воин, даже и один”.)
- Какую трагедию пришлось пережить поэту вместе с
сотнями тысяч других людей?
2. Н.Заболоцкий говорил: "Стихотворение
подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце...
Умный читатель под покровом внешнего
спокойствия отлично видит все движения ума и
сердца. Я рассчитываю на умного читателя”.
3. Сегодня мы познакомимся ещё с одним
стихотворением поэта. Оно называется «Журавли».
(Чтение стихотворения учителем.)
3.1. Постараемся быть умными читателями.
Прочитайте ещё раз стихотворение про себя.
Первая группа учащихся выступает в роли
исследователей. Ваша задача — открыть потаённый,
глубинный смысл стихотворения. Остальные в
процессе чтения должны выделить в тексте
"картины”, которые рисует поэт.
3.2. Составление плана-партитуры.
ПЛАН-ПАРТИТУРА
Картинный план |
Движение чувств |
Художественные средства |
1. "Вёл вожак свой...
народ” |
Радость возвращения,
восхищение красотой птиц. |
Эпитет "отеческой”,
метафора "утопая в небе”, эпитет "серебряные”,
крылья — светлые, как серебро, прочные, как
металл. |
2. "Чёрное зияющее
дуло...” |
Тревога, страх,
напряжение. |
Антитеза: озеро,
прозрачное насквозь — чёрное зияющее дуло; роль
эпитета. Зиять — быть раскрытым, обнаруживая
глубину, провал. Предложить угадать слово из
примера толкового словаря: зияющая... (бездна). |
3. "Луч огня ударил...” |
Гнев, боль, отчаяние. |
Метафора "луч огня”.
Почему не использовано слово "выстрел”?
"Обрушилось”. В чём особенность этого глагола? |
4. "Журавли
рванулись...” |
Испуг, горе. |
Метафора и сравнение,
звукопись: Два крыла, как два огромных горя...
обняли холодную волну (о-о-о-у). |
5. "Им природа снова
возвратила...” (это уже не картина). |
Стойкость, мужество,
гордость. |
Метафора ("природа
возвратила”, "смерть унесла”). |
6. "Вожак...
погружался...” |
Печаль, гордость. |
Звукопись:
А заря над ним образовала З
олотогрево заа пятно. |
Выступление учащихся
Какие открытия вам удалось сделать?
- Это стихотворение не только о журавлях. Оно о
сильных людях, которых не останавливает даже
смерть вожака.
- Это стихотворение о добре и зле. Зло жестоко, оно
бывает неожиданным, но в стихотворении
утверждается мысль о том, что жизнь продолжается.
- Это стихотворение о преемственности поколений,
о памяти.
- В этом стихотворении последние строчки
напоминают о зареве пламени, похожем на пламя
Вечного огня.
- Это стихотворение учит принимать жизнь стойко и
мужественно, какие бы испытания ни выпали на долю
человека.
4. Обобщающее слово учителя. Обобщив все
наши наблюдения и открытия, можно сказать, что в
начале стихотворения автор рисует
величественную картину — возвращение каравана
журавлей "к берегам отеческой земли”. Начало
стихотворения звучит торжественно. Рисуя птиц,
автор использует эпитеты: крылья "серебряные”,
небосвод "широкий”. Третья строфа, начинаясь с
союза но, вызывает чувство тревоги, страха.
Это чувство передают эпитеты "чёрное зияющее”
(дуло). Антитеза: озеро, прозрачное насквозь
(символ красоты природы), и чёрное зияющее дуло
(символ смерти) помогают передать ужас,
несправедливость происходящего. Поэт рисует
трагедию, употребляя метафору: "луч огня
ударил”. Звучит боль, горечь, потому что
"частица дивного величья” "обрушилась”.
Удивительно точно найден глагол. В нём и
неожиданность, и непоправимость того, что
произошло, и тяжесть горя. Сравнение "два крыла,
как два огромных горя”, передаёт боль, которая
усиливается с помощью эпитетов: рыданье
"горестное”, горе "огромное”.
Но даже смерть вожака не останавливает их
полёта. Опалённые губительным огнём, они уходят
вверх.
Птицы открывают нам тайны бытия, так как в трёх
последних строфах поэт говорит не только о
птицах. Он говорит о воле к борьбе, о стойкости
людей, о непреходящих духовных ценностях,
которые от "былого поколенья переходят,
молодость, к тебе”. К вам, ребята, я думаю,
адресованы эти строки.
В последней строфе звучит мысль о бессмертии
вожака, памяти о нём.
5. Задание на дом. Сравнить картину
А.А. Рылова «В голубом просторе» и
стихотворение Н.Заболоцкого (краски, звуки,
настроение). Чем близки эти произведения и чем
различаются?
|