Цель: Формировать интерес к занятиям
эколого-биологической направленности.
Задачи:
- Рассмотреть значение цветов в жизни человека.
- Выявить опыт детей, включить их в
сотрудничество, активный поиск знаний и живое
неофициальное общение.
- Развивать память, речь; умение анализировать,
делать выводы.
- Создать эмоциональный положительный фон для
знакомства и взаимодействия.
- Воспитывать патриотические чувства.
Форма проведения: редакционный совет
журнала.
Оборудование и материалы для педагога:
Сотовый телефон, ручка, макет журнала с
объектами вклеивания и журнальчики для детей,
компьютер, экран, фото комнатных цветов и их
народные названия на магнитных держателях,
магнитная доска, цифровой фотоаппарат.
Оборудование и материалы для учащихся:
Указатели отделов, атлас-определитель
цветов, ручки, бумага, книги о цветах, тексты
буриме, духи в пробирках, карточка с текстом об
обереге, фото дикорастущих цветов, горшочки с
землёй и с колпачками, финики, наждачная бумага,
вода, влажные салфетки, чай из шиповника.
Оформление кабинета:
Столы для трёх отделов с указателями,
макет журнала, большой экран, чайный столик со
скатертью, чашками для чая и салфетками.
Ход занятия
Задания |
Содержание |
Слайдовая презентация |
1 задание Работа с книгой (группа) |
Педагог:
Здравствуйте!
Меня зовут Надежда Фёдоровна. НОУ "Осирис”,
которым я руковожу, каждый год выпускает свои
журналы о цветах. А сегодня мы с вами выпустим
номер журнала, который посвятим значению цветов
в жизни человека. Сегодня у нас с вами состоится
своеобразный редакционный совет. Я возьму на
себя роль главного редактора, а вы, пожалуйста,
поработайте в отделах: "Журналистики”,
"Оформления” и "Коммерческом” отделе. Надеюсь,
вы без труда определите для себя начальников
отделов.
(Переворачивает аккредитацию, на
которой написано: "Главный редактор журнала
"Цветочная палитра” Сарникова Надежда
Фёдоровна”)
Гл. редактор: Итак, коллеги! Мы
с
вами – команда и готовимся к выпуску очередного
номера. Журнал почти готов к набору, но у нас
появилась новая идея, как ещё можно привлечь
интерес читателей к нашему изданию.
Дело в том, что у многих народов мира
есть свои любимые цветы. Например, в Японии
Хризантема является символом нации. Её
изображение служит основой герба, а высшая
награда страны – орден "Хризантем”.
В Индии, Китае, Египте священное
растение - Лотос. Его почитают, к нему обращаются
с молитвами. По преданию, тот, кто отведает
цветков лотоса, никогда не захочет расстаться с
родиной этого цветка.
В 1986г. в палате представителей
конгресса США после 100 летних дебатов было,
наконец, признано считать национальным цветком
страны розу.
В нашей стране пока нет такого цветка,
но мы можем первыми начать обсуждение этого
вопроса. В дальнейшем мы будем печатать отклики
наших читателей по выбору цветка. Наш журнал,
возможно, будут читать люди государственные, и
они тоже задумаются над этим. Ну а в первом номере
мы выберем своего кандидата.
На макете эта страница выглядит таким
образом. (Откр. 1 стр) Предлагаем на ваше
обсуждение 4 кандидатуры, и объясню, почему.
Лен – потому что в Древней Руси лен
считался важнейшим цветком, его сеяли первым по
гари от выжженного леса. И всегда возделывали в
больших количествах.
Ромашка – потому что она, на наш
взгляд, символизирует бескрайние русские
просторы.
Пион – куст пиона раскидистый, большой
и красивый как наша страна.
Астра – редко у кого в палисаднике нет
этого цветка. Его любят у нас за
продолжительность цветения и неприхотливость.
Проведём предварительное голосование.
Можно голосовать за несколько цветков, если вы не
определились с выбором.
(Идет голосование)
Итак, меньше всего набрал голосов . . .
, поэтому мы сразу снимаем его с рассмотрения, а с
остальными тремя познакомимся поближе. Для этого
я вам раздаю книги и вопросы об этих цветах <Приложение1>.
Минут через 5
хотелось бы услышать ответы, и тогда уже
проголосовать повторно.
(Работают с книгами)
Пожалуйста, начальники отделов,
слушаем ваши аргументы.
(отвечают)
Изучив вопрос поподробнее,
проголосуем ещё раз.
(Повторное голосование, если равное количество
голосов, то голосует и главный редактор.) |
Слайд Хризант. <Приложение6>.
Слайд Лотос
Слайд Роза
Слайд 4-х цветков |
2 задание Буриме (группа) |
Итак, символом русской нации
от нашей редакции выбран…(На макет клеится
выбранный цветок), потому что он … и мы, если
наши читатели с нами согласятся, сделаем этот
цветок логотипом нашего журнала. Теперь давайте
напишем для него гимн. Предлагаю самим сочинить
его или воспользоваться подсказкой в форме
буриме <Приложение2>.
То
есть, дописать к предложенным словам фразы.
Вариант буриме выбирайте любой.
(Работа в группах с предложенными
вариантами буриме. Зачитываются полученные
строки.)
И так, мы предложим свой гимн, но чтоб
повысить рейтинг журнала, объявим конкурс среди
читателей на лучший гимн. |
Слайд выбран. цветка |
3 задание Интеракт. игра |
Теперь производственный
вопрос, который нам нужно решить. Будем ли мы
использовать рекламу? Пожалуйста, сейчас все
отвечаем на мои простые вопросы очень коротко,
играя и беря в руки, например, карандаш. Начнем,
пожалуй, с коммерческого отдела: "Почему все
журналы печатают рекламу?”
(Интерактивная игра - все по цепочке
отвечают на вопрос: "Почему то, о чём только что
сказал предыдущий человек”. На последнем
отвечающем звонит мобильный телефон гл.
редактора. После разговора с абонентом, гл.
редактор обращается к коллегам) |
|
4 задание по группам: "Фото-загадка”
"Угадай запах!”
Тест с вариантом ответа |
Извините, коллеги! В отделе
вёрстки произошел технический сбой и нам
экстренно необходимо разобраться.
Послушайте задание.
Отдел "Оформления”, мы с вами мы
решили украсить обложки фотографиями
дикорастущих цветов нашей области, которые мы
призываем наших читателей беречь, не рвать. Но
названия цветов потерялись в отделе верстки. Вам
надо будет определить, какие это цветы <Приложение3>.
Можно будет
воспользоваться атласом-определителем.
Цветы используются в парфюмерной
промышленности, поэтому мы даём рекламу духов с
цветочным ароматом на ароматизированной
странице. Но пробирки с духами не подписаны.
"Коммерческий отдел”, вы отвечаете за рекламу,
поэтому вам нужно будет разобраться – какие
запахи цветов под какими номерами.
Отделу "Журналистики”. В вашей статье
о том, как используются цветы в качестве
оберегов, допущен пропуск. Не понятно, о каком
цветке речь в тексте: "На Руси при закладке
нового дома в угол клали цветок . . . , чтобы в доме
всегда был мир и согласие”. Толи это подснежник,
то ли гладиолус, то ли роза. Можете пользоваться
литературой. (Подснежник)
Сами понимаете, работа срочная,
поэтому работаем в темпе.
(Каждая группа работает по своему
заданию, ответы озвучиваются.)
С обложкой мы разобрались. (Открывается
на макете обложка)
Страница о парфюмерии выглядит
таким образом. (Откр. 2 стр.)
Теперь мы будем знать, что нужно
положить в угол строящегося дома. (Открывается 3
стр. на макете журнала) |
Во время ответа отдела "Оформл.”- дикорастущ.
цветы |
5 задание на соответствие |
Большое значение для красоты
и уюта в нашем доме имеют комнатные цветы. На
следующей странице мы знакомим читателей с
некоторыми интересными названиями комнатных
цветов. Дело в том, что народ подмечал внешнее
сходство цветка с чем-нибудь и давал ему свое
меткое название. Например, традесканцию назвал
бабьими сплетнями, так как это растение
переплетается так, что его трудно распутать.
Давайте-ка мы попробуем определить по внешнему
виду этих цветов, какие названия им подходят из
этого списка.
Кто поможет мне у доски?
(На магнитной доске в столбик
расположены фото цветов, каждому из которых
нужно выбрать народное название из предложенных
вариантов <Приложение4>.
У доски работает ученик, ему помогают все.)
А какие еще интересные названия вы
знаете? (Ванька мокрый, Плакса, Рыбка) Мы ещё подумаем
об этом, может быть, и читатели нам что-нибудь
напишут, и тогда в следующем номере мы сможем
продолжить эту рубрику. А страница на макете
выглядит так. (Открывается 4 страница на макете.) |
|
6 задание Практич. работа |
На следующей странице мы
рассказываем, что в комнатном цветоводстве есть
такое понятие как "Растения – забавы”, т. е.
растения, семена которых остаются после еды и
люди их садят. Даже такое растение, как финиковая
пальма мы можем вырастить из финиковой косточки.
Но косточка имеет очень плотную оболочку и
ростку не всегда удаётся пробить её, поэтому
прежде чем сажать семя, желательно ему помочь, т.
е. нарушить целостность, слегка потерев её
наждачной бумагой. Но ни в коем случае, при этом
не задевать зародыш. Этот метод называется скарификацией.
Затем надо воткнуть косточку вертикально в землю
так, чтобы верхняя её часть была закрыта слоем
земли в 1см. (Открывается 5 стр. макета).
Начальник отдела "Оформления”
считает, что у нас катастрофически не хватает
фотографий к тексту, поясняющих правильность
посадки.
Поэтому, коллеги, я знаю, что это не
ваша работа, но делать нечего, надо выходить из
положения.
Поэтому все будем сажать финиковые
косточки. А в это время фотокорреспондент из
отдела "Оформления” сделает несколько снимков.
Кто будет фотокорреспондентом?
Финики лучше посадить свежими, поэтому
финики съешьте, и, прочитав инструкцию <Приложение5>,
которая лежит
на ваших столах, приступайте к посадке. После
работы руки можно вытереть влажными салфетками.
(Все садят финики, корреспондент
фотографирует на цифровой фотоаппарат.)
С этой проблемой мы справились
успешно. |
Слайд Пальма
Словар. слово. |
7 задание Кроссворд |
В конце нашего журнала мы
предлагаем кроссворд "Значение цветов в жизни
человека” (Открывается 6 стр.)
Давайте-ка ещё раз, чтобы не было
проблем, проверим его.
- Гадая, девушки пускают по рекам венки цветов.
Если венок тонет – жизнь ожидает короткая,
далеко уплывёт – долгая, а если останавливается,
то, что ожидает девушку? (Свадьба)
- Примула королевская растёт в единственном
месте на Земле на склонах вулкана на острове Ява.
Цветёт редко, но когда это происходит, людей
охватывает ужас, потому что цветок предсказывает
что? (Извержение)
Т.е. цветы у нас могут быть даже в
роли предсказателя. - Страна, ведущее место в которой занимает
цветочный бизнес? (Голландия)
- Цветок, приносящий наибольшую прибыль
торгующим организациям перед днём Святого
Валентина? (Роза)
Смотрите-ка, у нас цветы это ещё и
серьёзный бизнес! - Лекарственный цветок-гадалка. (Ромашка)
Прочитайте ключевое слово, которое у
нас получилось. (Селам). Что оно означает? На
Востоке так называется наука тайного общения на
языке цветов. Я думаю, что все знают, что свой язык
цветов есть и у европейских народов, т. е., я хочу
сказать, что цветы это ещё и средство общения.
Помните у С. Красикова:
Ты так давно не даришь мне цветов,
Всё время их дарить необходимо,
Букет цветов расскажет мне без слов,
Что я тобою всё ещё любима. |
Слайд. Кроссворд |
8 задание Ответы на вопросы |
Мы с вами неплохо поработали
и, по-моему, заслужили минутку отдыха. Давайте-ка,
попьем чайку. Возьмите себе по чашечке.
Понравился чай? А из чего это он? Из плодов и
лепестков шиповника! А есть ли у нас еще цветы,
которые употребляют в пищу? (Мак, одуванчик,
роза, хризантема, жасмин, орхидея, ноготки.)
Я думаю, в следующем номере можно
будет сделать цветочно-кулинарную страничку. |
|
|
Ну, а теперь, если
информационный отдел готов показать нам снимки,
которыми мы украсим первый номер журнала, то,
пожалуйста.
(На большом экране снимки с цифрового
фотоаппарата, которые сделал корреспондент во
время посадки финиковой пальмы)
Я думаю, что этих снимков достаточно,
что бы проиллюстрировать технику посадки
фиников.
А теперь я хочу показать вам журнал,
который мы с вами сегодня редактировали. В нем мы
рассказали своим читателям, какое большое
значение имеют цветы в жизни человека.
(Редактор показывает уже готовый
номер журнала)
По одному экземпляру я дарю вам. Мне
понравилась работа нашей команды. Кому
понравилось наше заседание, оставьте,
пожалуйста, свой автограф мне на память о нашей
совместной работе на моем экземпляре.
Финики, которые вы посадили, я хочу
оставить вам. Пусть у вас вырастут пальмы.
Спасибо. Было очень приятно с вами работать. До
свидания. |
Слайды с цифрового фотоаппар. |
Рекомендации по проведению занятия в
форме ролевой игры
"Редакционный совет”
Во время занятия ребятам даются
несколько заданий:
- Работа с книгой (поиск ответов на вопросы).
- Написание стихотворения с помощью подсказки в
форме буриме.
- Интерактивная игра.
- Фотозагадка.
- Задание по определению цветочного аромата.
- Тест с вариантом ответа.
- Задание на соответствие внешнего вида цветка и
его простонародного названия.
- Практическая работа по посадке финиковой
косточки.
- Отгадывания кроссворда.
- Обсуждение по вопросу использования цветов в
кулинарии.
Заданий много, поэтому, чтобы занятие
не вышло за рамки положенного времени,
необходима четкая продуманная организация.
Для работы с книгой выбираются такие
вопросы, которые открывают новый взгляд на давно
известные им цветы. Например: "Какими
магическими свойствами, считалось на Руси,
обладает пион?” Ответ: "На Руси всегда
считалось, что пион защищает от пожара, злых
духов и недоброго взгляда”. Таким образом,
ребята смогут для себя определить цветок,
который, как им кажется, самый важный для
русского народа. Для каждой группы достаточно 3-4
вопроса по конкретному цветку. А какой цветок они
выберут после голосования, покажет ход занятия.
Педагогу на первом, вводном занятии
важно заинтересовать детей, дать им
почувствовать себя уверенно в этом коллективе.
Поэтому, при составлении подсказки в форме
буриме нужно подобрать рифму, которая
действительно поможет составить четверостишье и
почувствовать себя поэтами. Например, реснички –
сестрички, донце – солнце.
Именно для того, чтобы раскрепостить
детей, служит введенная интерактивная игра. На
вопрос: "Почему журналы печатают рекламу?”
можно ожидать от ребенка любой, даже не логичный
ответ, например: "Потому что они хотят украсить
журнал”, тогда педагог, передавая карандаш
следующему ребенку, спрашивает: "А почему они
хотят украсить журнал?” и т. д. Таким образом, уже
в начале занятия каждый ребенок вовлекается в
игру, которая, в свою очередь, вносит
эмоциональный разряд.
Задание "фотозагадка” о дикорастущих
цветах нашего края. Для этого задания можно
выбрать несколько фотографий хорошо известных
цветов, таких как: огоньки, одуванчики, ромашки,
но всё-таки больше должно быть малознакомых
растений, чтобы у детей не пропал интерес к
занятию. Во время ответа группы, которая работала
над этим заданием, фотографии цветов лучше
демонстрировать на большом экране, чтобы
остальные ребята тоже могли познакомиться с
ответами. Важно подчеркивать при этом о
необходимости бережного отношения к
дикорастущим цветам.
Большое оживление у ребят вызывает
задание по определению цветочного аромата, и, как
правило, ошибки встречаются редко. Для задания
можно рекомендовать серию духов "Цветы России”
с ароматами ландыша, гиацинта, сирени и т.д.
Тест с вариантами ответа построен так,
что можно и, не проверяя себя по книге, интуитивно
догадаться, какой цветок на Руси могли класть в
угол строящегося дома. Трудно предположить, что
это могли быть гладиолус с розой, но дети всё
равно проверяют себя по книге С. Красикова
"Легенды о цветах”.
Следующее задание на соответствие
внешнего вида цветка и его простонародного
названия. Педагог должен помнить, что названий
растений не должно быть равно количеству
цветков, для того чтобы в конце задания не было
однозначного ответа. Для задания достаточно 10-12
фотографий цветов (например, щучий хвост, райская
птица, кавалерская звезда, Венерин башмачок и т.
д.).
При выполнении практического задания,
не смотря на то, что педагог очень подробно
рассказывает о том, как это правильно сделать,
всё равно на рабочем месте у каждой группы должна
быть инструкция по посадке финиковой косточки.
Это позволит выполнить задание четко, без лишних
вопросов. В этом задании используются
возможности цифровой техники – сразу же после
фотосъемки вывести снимки на большой экран.
При отгадывании кроссворда не следует
забывать, что дидактической задачей занятия
является рассмотрение значения цветов в жизни
человека, поэтому после отгадывания очередного
слова необходимо подчеркивать, что цветы это и
бизнес, и лекарство и т. д.
Обсуждая вопрос использования цветов
в кулинарии, ребята не всегда сразу могут
вспомнить, какие цветы используются, поэтому
нужно заранее подобрать наводящие вопросы: "С
чем у нас бывают булочки? С каким цветочным
ароматом бывает чай?” и т. д.
Таким образом, продумывая каждое
задание, педагог организует работу в хорошем
темпе и вызывает интерес к дальнейшей работе. Это
занятие желательно иллюстрировать показом
слайдов, на которых будут цветы, финиковая
пальма, словарное слово "скарификация”,
поэтапное разгадывание кроссворда. Ответы ребят
о кулинарных способностях цветов также можно
сопровождать показом слайдов. Для занятия
заранее желательно отпечатать красочный макет
журнала (размером А3) и маленькие журнальчики
детям в подарок.
|