Вид урока: Урок изучения нового материала Форма урока: Деловая игра Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал Цели урока: 1. Образовательные: • Получение новых знаний, умений, навыков учащихся по теме "d-элементы”; • умение применять полученные знания; • расширение кругозора учащихся в области химии и информатики. 2. Развивающие: • развитие познавательного интереса к предметам химии и информатики; • формирование информационной культуры учащихся; • развитие навыков самостоятельной, творческой деятельности учащихся; • развитие коммуникативных навыков; • формирование навыков публичных выступлений, публичной защиты результатов деятельности. 3. Воспитательные: • осуществляя межпредметные связи курсов химии, информатики, биологии формировать диалектико-материалистические взгляды; • профориентация учащихся. Ход урока 1. Организационный момент 2. Подготовка к активному восприятию Имитационная ситуация «Галактика» (флипчарт 1) Описание имитационной ситуации:
Во Вселенной встречаются такое явление как звездные вихри. На доске
показаны тоже «вихри», но в виде электронных формул (или в виде
распределения электронов по энергетическим уровням). Учащимся необходимо
расписать электронное строение атомов металлов, сопоставить с формулой
на доске и передвинуть звезду к соответствующему «вихрю». Затем
проводится анализ, и в ходе беседы выясняется: Сколько вихрей
образовалось? Чем отличаются вихри друг от друга?, Что общего в строении
атомов у элементов, принадлежащих к одному вихрю?, Где расположены
атомы элементов одного вихря в периодической системе? и т. д. 3. Постановка цели урока
Ребята, пройдет немного времени, и вы обязательно окажетесь в такой
ситуации, когда вам придется устраиваться на работу. Поэтому на этом
уроке мы предлагаем вам прочувствовать, что испытывает человек, когда
устраивается на престижную работу, на которую очень большой конкурс, и
провести занятие в форме деловой игры. Представьте, что мы –
представители фирмы, которая проводит отбор материалов для будущих
поколений. Сегодня проходит кастинг металлов. Вы будете представлять не
себя лично, а металлы, которые устраиваются на службу человечеству
будущего. Вы должны грамотно представить один из металлов, быть
активными, целеустремленными, сосредоточенными на решении данной задачи.
Ваша цель доказать, что Ваш металл является наиболее ценным и
незаменимым для жизни и деятельности человека. Желаю вам всем удачи! 4. Изучение нового материала Презентации учащихся (резюме) 1 группа - Железо Очень древний я металл, Счёт столетьям потерял; Наблюдатель египтянин, Имя дал – «небесный камень» Был нескромным я не в меру, Тысячи лет до нашей эры. А за блеск, мерцавший холодом, Люди там платили золотом! Я давно в названии века, В организме человека. Называют мной характер, Из меня почти весь трактор. Очень в яблоке полезно, И зовут меня … (Железо). 2 группа – Медь Давно известно человеку: Она тягуча и красна, Ещё по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она С горячей серной кислотой Дает нам синий купорос. (Медь) ФИЗМИНУТКА 3 группа – Цинк Без него ржавеют машины Без него не растут цветы Без него не сделать резины Без него не чувствуют носы Да кто же он? Волшебник? Что без него так трудно на Земле? Да, это Цинк – металл-посредник Который всюду и везде 4 группа – Хром Он тверд, тяжел и тугоплавок И сталь прекрасную дает, А от его больших добавок Ржаветь она перестает. Его валентность (нет сомненья) Бывает шесть лишь иногда А у его соединений Окраска разная всегда. ( Хром)
Вывод: конечно, самым необходимыми являются железо и медь, однако как
много мы потеряли бы, если не использовали сочетание их в сплавах с
хромом и цинком. 4. Закрепление и развитие ЗУН «Калейдоскоп» 1) «Угадалки»,
Электронная формула 1s22s22p63s23p64s23d10 . Определите элемент,
напишите для него формулы оксида и гидроксида, укажите их характер.
Составьте соответствующие уравнения реакий. 2) «Уравнялки» Составьте уравнения реакций: Fe(NO3)3→Fe(OH)3→Fe2O3→Fe→FeCl2
3) «Считалки» Составьте электронный баланс и определите ошибки в уравнении реакции. 2Cu +4HCl +O2 = 2CuCl 2 + 2H2O Сu + 4HNO3 = Cu(NO3)2+2NO + 2H2O 4) «Решалки» Задача
Вычислите массу хрома, который может быть получен алюминотермическим
способом из 20 кг руды, содержащей оксид хрома (III) и 12% примесей Тест Учащиеся работают с компьютером или с тестирующим устройством (тест разноуровневый) 6. Итог урока 1)подведение итога по рабочим картам 2) рефлексия А у наших у ворот Чудо – дерево растет. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное. Не листочки на нем, Не цветочки на нём – Апельсинчики, лимоны, Чудо – яблоки.
Учащимся предлагается поделиться своим настроением с членами команды.
Капитан прикрепляет фрукты на дерево, если отличное настроения - яблоко,
если немного расстроен - апельсин и лимон будет на земле, если вы
полностью не удовлетворены игрой. Те, кто справился успешно с заданием (назвать металл) принимаются на работу, так как получили за сегодняшний урок 5 баллов. Те, кто шел к цели верно, но медленно (назвать металл) принимаются, только с испытательным сроком, 4 балла.
Те, кого я не назвала, получили 3 балла, и, следовательно, не прошли
отборочный тур, готовьтесь дома и приходите к нам еще. Мы будем рады вас
видеть. 2) Учащиеся записывают домашнее задание в тетради.
Учитель. Значение металлов в жизни человечества огромное, начиная с
драгоценных: золота, платины, серебра не менее значительна роль железа,
алюминия, олова и других. 7 период периодической системы
элементов-металлов не завершен. Периодический закон дает возможность
прогнозировать элементы и их свойства. Гете сказал: «Просто знать – еще
не все. Знания нужно использовать». Перед вами стоит задача открыть свой
элемент, который остро необходим сегодня человечеству. Алгоритм действий: 1) Придумать символ элемента и название. 2) Охарактеризовать физические свойства и применение его соединений. 3) Описать ценность вашего открытия для человека.
Спасибо за урок! Мы закончим его словами величайшего русского гения
Д.И.Менделеева «Жить – это значит узнавать». Стремитесь к новым знаниям,
открытиям, победам.
|