Цели: а) познакомить с произведением, провести художественно-образный анализ 1-2 частей, совершенствовать навык чтения: б) способствовать развитию активного словарного запаса, образного мышления и представления, умения анализировать и обобщать; в) воспитывать и прививать через анализ художественного текста эмоциональную отзывчивость, ответственность за свои поступки, чувство юмора.
Оборудование: 1)слайды с изображением - зимнего пейзажа, медвежонка,
темы урока, строк пятистишия, домашнего задания; 2)рукавица, 3)таблица,
4)магнитофон. Тип урока: получение новых знаний, знакомство с произведением. Форма проведения: урок основан на технологии встречных усилий.
Место урока в теме: первый урок знакомства с данным произведением Д.
Мамина-Сибиряка, изучение произведения рассчитано на два урока;
продолжение знакомства с произведениями раздела «Каждой птице и каждому
зверю нужна людская доброта» а также с произведениями Д.
Мамина-Сибиряка. Формы обучения: коллективные, индивидуальные, работа в паре. Методы: словесный, наглядный, иллюстративный, практический, метод самостоятельной работы, метод пятистишия. Ход урока. I 1) Организационный момент. Положительный настрой урока. За окном зима пушистая, За окном зима морозная, Ну, а в классе сидят дети - Умные, серьезные. А в глазах искринки светятся И стремленье все узнать. Я желаю вам удачи. Вместе сможет все понять! Сегодняшний урок литературного чтения мы проведем, работая в группах. Давайте вспомним правила совместной работы:
• Работать дружно, быть внимательным друг к другу, вежливым, не мешать
друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего. • Качественно выполнять работу, аккуратно, без ошибок, доводить начатое дело до конца. • Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности. 2) «Разогрев» учебной группы. Тему нашего урока мы определим сейчас все вместе. Каждая группа получает по три задания и работу начинает в парах. 1 группа. (3 пары) а) Составьте слово. В нем два исторических корня: корень вед (от слова «ведать» т.е. знать) и корень мед (мёд). Дополнительный вопрос (после ответа учащихся): как на самом деле назывался данный зверь? (Арктос) б) Вставьте в текст пропущенные слова.
Пока много растительной пищи, он питается ею. Но если её (растительной
пищи) не хватает _______________ вспоминает, что он _______________ и
нападает на лосей, глухарей, рябчиков, также любит рыбу. Дополнительный вопрос: к какой группе животных относится медведь? (всеядные)
в) Какие сказки про медведей вы знаете? Какие имена для медведя
придумывали люди в сказках? (Миша, Михайло Иванович, Михайло Потапович) Дополнительный вопрос: какой в сказках медведь? (добрый, глупый, иногда злой) 2 группа. (3 пары) а) Подобрать однокоренные слова к слову «медведь» б) О ком идет речь? Они рождаются в феврале и весят всего 500граммов, питаются материнским молоком. в) Кто автор трогательной истории об уточке, оставшейся зимовать в холодном горном лесу?
Дополнительный вопрос: какие еще сказки Мамина-Сибиряка вы знаете?
(«Сказка про зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост») Задание для всех: Корень от слова «медведица» Суффикс от слова «зайка» Окончание от слова «облако» Какое слово получилось? (Медведко) (Из ответов учащихся получается тема урока) II. Постановка учебных целей. И так, тема нашего урока - произведение Дмитрия Мамина-Сибиряка «Медведко» (На экране медвежонок) Вот такой симпатичный медвежонок будет героем нашего урока и, возможно, о таком медвежонке писал Мамин-Сибиряк.
Дмитрий Нарциссович Мамин-Сибиряк жил сто лет назад. В его произведении
встречаются устаревшие слова. Мы будем их отмечать и находить
объяснение. Само слово «медведко» также считается устаревшим, такая
форма слова с окончанием «О» использовалась для ласкового названия. Где
вы в произведениях встречали такую форму слова? («Дедо» «Серебряное
копытце» П.Бажова, Морозко) III. Подготовительный этап 1) Чтение 1 части. Устаревшие слова: барин, кучер, уездный город, рукавица. Барин - человек из привилегированных классов, помещик. Кучер - слуга, работник, который правит лошадьми. Уездный город - районный город. Музыкальная физминутка под песню «Где-то на белом свете» IV. Этап сотрудничества.
Итак, мы не видим еще медвежонка, а узнаем о нем из слов кучера Андрея.
Что говорит кучер о медвежонке? (Славный медвежонок, забавный зверь,
трех недель отроду, не больше рукавицы, смешно переваливает) С чем сравнивает кучер медвежонка? (С рукавицей) (Учитель показывает рукавицу) И вот медвежонка принесли. Каким мы его увидели? (Крошечный, живая рукавица, милые синие глазки) Задания группам. 1гр: записать эпитеты-словосочетания к главному герою. 2гр: записать глаголы, что делал медведь, попав в квартиру. Проверка записи.
2) Знакомство со второй части. а) Чтение текста «цепочкой» до слов «Он свернулся клубочком на ковре и сейчас же уснул» (Один ученик из каждой группы по толковому словарику определяет значение слова «увалень») б) Работа над содержанием. Мы прочитали начало второй части. Изменилось ли ваше мнение о медвежонке? А мнение самого автора? Зверек по-прежнему «милый»? - Что больше всего удивляло автора в этом животном? (Его необыкновенная подвижность) - Кого мы называем «увальнем»? (Ответы учащихся) Что мы знаем про неуклюжесть медведей? в) Работа по таблице. Запишем в таблицу качества и действия нашего героя. Как автор назвал его? (Маленький увалень). * Что он делал? Выберем самые интересные и основные действия: кувыркался, забавно сердился. * Каким словом можно объединить такие действия: «обошел весь дом», «осмотрел», «понюхал», «полизал»? (Изучал дом) * Чем закончился день? (Свернулся клубочком, уснул) г) Чтение второй части до конца «цепочкой» д) Самостоятельно записать в таблицу: как автор называет медвежонка, и какие действия выполнял зверек. Защита каждой группой выбранных слов. 3) Задания для групп: найти зашифрованные слова. 1гр: дверь, зубы, ковер, кабинет. 2гр: буфет, столовая, тарелки, гостиная. V. Этап рефлексии.
Мы хорошо поработали с текстом. Но пока наш герой еще ничего страшного
не натворил, мы напишем пятистишие «Ах, какой милый зверь», где наш
медвежонок еще по-настоящему «милый» (Самостоятельная работа учащихся) 1. Медвежонок. 2. Славный, забавный. 3. Осмотрел, обнюхал, уснул. 4. Медвежонок уснул на руках как ребенок. 5. Зверек.
Вам понравился урок? Какие задания на уроках литературного чтения вам
нравятся больше всего? Я желаю вам быть всегда такими же любознательными
и активными. На следующем уроке мы закончим знакомство с произведением.
Разноуровневое домашнее задание - дочитать произведение до конца, озаглавить; - поставить три вопроса к тексту; - написать небольшое сочинение «У меня жил дикий зверь» ТАБЛИЦА. 1 часть Качество. Какой он? Действия. Что делал? Славный медвежонок Не смутился Забавный зверь Все обошел, осмотрел Живая рукавица Принимал все как должное Милые синие глазки Съел молоко и булку Притихший зверек Забрался на колени Маленький ребенок Свернулся клубочком Мило замурлыкал Доверчиво лизал руки Заснул на руках 2 часть Упрямый зверь Кувыркался Маленький гость Забавно сердился Изучал дом Свернулся клубочком и уснул Пытался открыть дверь Загремел тарелка Ужасно рассердился Заворчал Пытался укусить |