В 1492 г. на камне, и, доныне лежащем у старой
немецкой кирхи, безымянный монах высек слова: «Об этом камне многие
знают многое, каждый – что-нибудь, но никто не знает достаточно».
Цели урока:
- На конкретных примерах показать, что смена партийно –
государственного руководства в СССР в октябре 1964 г означала и смену
политического курса, отката от ряда демократических идей Н. С. Хрущева,
складывание атмосферы застоя.
- Уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все
стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в
рамках партийных директив; раскрыть причины формирования предпосылок
для создания альтернативных идеологических и политических структур.
- Расширение культурного и политического кругозора учащихся.
- Продолжить формирование ряда учебных, социально – личностных,
коммуникативных компетенций.
Основные понятия урока: ресталинизация,
номенклатура, концепция «развитого социализма», противоречия в развитии
художественной культуры, диссидентское движение Этапы урока
:
Мотивация, вводная речь учителя, постановка проблемы
I.Эвристическая беседа с элементами организованной дискуссии о
«золотом веке номенклатуры».
II. «Отношения власти и общества»: рассказ учителя, дискуссия по
теме.
III.Работа групп по проблемам темы.
IV.Представление результатов работы групп
V.Рефлексия. Вступительное слово, цель:
Тема, о которой мы будем говорить сегодня, подобна этой надписи:
многие знают о ней много, каждый – что-нибудь, но никто не знает
достаточно. «Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в
середине 60-х – середине 80-х гг.» -слишком близки к нам эти годы и
эмоции не уступили еще место анализу. Даже у присутствующих здесь
наверняка существует своя точка зрения по этому вопросу.
Мело, мело по всей земле, во все пределы.
Свеча горела на столе, свеча горела!
Нет – никакая не свеча, горела люстра!
Очки на морде палача горели шустро.
А зал – зевал, а зал – скучал: мели Емеля.
Ведь не в тюрьму и не в Сучан, не к высшей мере.
И не к терновому венцу – колесованьем,
А как поленом по лицу – голосованьем.
И кто-то спьяну вопрошал: за что, кого там?
И кто-то жрал, и кто-то ржал над анекдотом.
Мы не забудем этот смех и эту скуку.
Мы поименно вспомним всех, кто поднял руку.
Эти строки передают атмосферу эпохи, о которой пойдет речь. Они
предъявляют нравственный счет, который еще должен стать у нас нормой,
строки о судьбе Бориса Леонидовича Пастернака, великого поэта XX,
затравленного партийной прессой, а принадлежат строки одному из
основателей «магнитофонной революции», предтечи Высоцкого – Александру
Галичу.
В середине XX века, когда в нашем «Отчем доме (его слова) ложь и
подлость обрели простор» Галич восклицал с болью:
Если правда у нас на знамени
Если смертной гордимся гордостью
Так чего ж мы в испуге замерли
Перед ложью и перед подлостью?
А действительно, почему? Наша задача выяснить сегодня: что
происходило с властью и обществом в середине 60-х – середине 80-х г? И
это не праздный вопрос: истоки быстрого крушения Советского Союза лежат
здесь, в этой эпохе. Казалось бы, Хрущев своей деятельностью
способствовал слому сталинщины, открылся путь к демократизации страны. ОПРОС
1 вопрос.
Давайте вспомним особенности
общественно-политического развития СССР в середине 60-х – середине 80-х
гг. Почему этот период называют «золотым веком» номенклатуры?
ОТВЕТЫ 2 вопрос.
На основании каких фактов можно сделать
вывод о ресталинизации советского общества при Брежневе? Я: ИТОГ
. Вторая половина 60-х прошла в условиях
постепенного угасания реформаторских устремлений при утверждении
консервативно-охранительной линии во всех сферах жизни общества. Нас
интересует содержание отношений между властью и обществом. Прежде всего
– как теоретически обосновывался консервативный внутриполитический
курс. Постарайтесь сформулировать эти теоретические обоснования из
моего рассказа.
С середины 60-х до середины 80-х в стране наблюдалась относительная
стабильность. Она основывалась на стабильности партийной номенклатуры,
обеспечившей себе практически несменяемость. Компартия, постоянно
наращивающая свою численность, достигла к середине 80-х около 20 млн
человек. Большинство мало-мальски значимых должностей могли быть заняты
лишь членами партии. Это и были - годы застоя. Они породили свою
идеологию. Уже во второй половине 60-х стало ясно, что цели,
поставленные Программой КПСС, принятой на XXII съезде, в намеченные
сроки реализовать не удастся. Новому руководству требовалась
идейно-теоретическая, пропагандистская основа для своей деятельности.
Начинается смещение акцентов с пропаганды идей коммунистического
строительства на пропаганду уже достигнутой ступени развития. В 1967 г.
Л.И.Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом
исторического пути является построение развитого социалистического
общества. Концепция развитого социализма создавала для брежневских
теоретиков ряд важных преимущества:
- не ставился под сомнение сделанный И.В.Сталиным в 1936 г. вывод о
построении в СССР основ социализма;
- не снимая формально лозунга Программы партии, позволяла отодвинуть
коммунистическую перспективу на неопределенное будущее.
В основе новой концепции лежала идея полной, хотя и относительной
однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо
реальных противоречий, а, соответственно, предполагалось и
бесконфликтное его развитие. Это, в свою очередь, вело к формированию у
руководства КПСС благодушног7о и самоуспокоенного восприятия окружающей
действительности. Концепция развитого социализма опиралась на реальный
факт создания индустриального общества в СССР, который и был объявлен
построением развитого социализма.
Правда, пропаганда развитого социализма не могла ответить на вопросы о
нехватке продуктов, товаров ширпотреба, о растущих негативных
тенденциях : алкоголизме, апатии, карьеризме. Но такая цель и не
ставилась. Требовалось оправдать все существующее в реальности, показать
это как наивысшее достижение человеческой цивилизации, а все
негативные, кризисные явления свести к «отдельным недостаткам».
Квинтэссенцией теоретических установок брежневской администрации
стала принятая в 1977 г. новая Конституция СССР – «Конституция
развитого социализма». В ее 6 статье закреплялось монопольное положение
КПСС, которая определялась как руководящая и направляющая сила
советского общества, как ядро его политической системы. Такой стать не
было даже в сталинской , 1936 г. Конституции.
После смерти Брежнева в 1982 (ноябрь) во главе партии и государства
встал Ю.В.Андропов, бывший в течении многих лет руководителем КГБ. В
одном из своих первых выступлений на посту Генерального секретаря он
признал наличие многих нерешенных проблем, а также то, «что одними
лозунгами дело не сдвинешь». Признавая необходимость перемен, Андропов
видел пути их осуществления, не сходя в целом с консервативно –
коммунистических позиций. Андропов считал, что необходимо решительно
взяться за наведение порядка и дисциплины на производстве. Развернулась
деятельность по восстановлению законности и правопорядка в стране.
Начались многие процессы о коррупции в высших эшелонах власти.
Разрабатывались планы экономических и политических преобразований в
свете выдвинутой Андроповым идеи «совершенствования развитого
социализма». Период совершенствования развитого социализма виделся
Ю.В.Андропову достаточно долгим.
Самому Андропову времени не отпустила. Он скончался в феврале 1984, а
его преемник, друг Брежнева, престарелый и больной К.У.Черненко не
успел заняться теорией социализма, но его практические шаги не
оставляли сомнений, куда пойдет страна, проживи он дольше. Черненко
восстановил в партии Молотова, н6а совести которого были тысячи жизней
репрессированных людей. На это не решился даже Брежнев.
10 марта 1984 г. он умер и, с избранием М.С.Горбачева на пост
Генерального секретаря, система получила последний шанс. Но это уже
другое время и другая история. Нас же интересует эпоха 60-х – 80-х гг. ВОПРОС
- Как же обосновывался теоретически
консервативный внутриполитический курс?
- концепция развитого социализма;
- новая Конституция, закрепившая монопольное положение КПСС;
- концепция совершенствования развитого социализма, период которого
будет достаточно долгим; ВЫВОД
: Как видите, правящая элита, опасаясь за
собственное положение, ревностно оберегала идеологические догмы.
А как общество реагировало на консервацию режима? Культура– лучший
индикатор отношений в обществе.
Во времена, которые мы сейчас деликатно именуем застойными, в одном
из московских театров вдруг отпели Чацкого и возвеличили Молчалина. И
рецензент нашелся, который принялся растолковывать нам, что крикуны
свое откричали, а положиться можно лишь на благоразумного Молчалина.
А.Галич сочинил свой «Старательский вальсок».
… Промолчи – попадешь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи.
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не «против» конечно, а «за»
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолода!
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание – золото!
Промолчи –попадешь в первачи.
Промолчи, промолчи, промолчи.
А потом, когда стали вы первыми,
Вас заела речей маета.
Но под всеми словесными перлами –
Проступала пятном – немота.
Пусть другие кричат от отчаяния,
От обиды, от боли, от голода,
Вы то знали – доходней молчание
Потому что молчание золото.
Этот эпизод - осколочек того зеркала, которое мы называем
культурой, это отражение противоборства двух жизненных позиций. Факты,
которыми мы располагаем, свидетельствуют о наличии и противоборстве
двух направлений в отечественной культуре: «официально -
охранительной», выполнявшей специальный заказ властей и
демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления
общества. ВОПРОС
: Постараемся определить содержание этих
направлений Проблемы группам:
! группа: Как в отечественной культуре проявилось демократическое
направление?
2 группа: Основные направления официально- охранительного курса.
3 группа Какие формы сопротивления режиму складываются в этот период? Устно, 5 минут
I.
1.Реабилитация в художественной прозе - Сталина
2.Расцвет производственной тематики
3.Практика госзаказов на постановку фильмов.
4.Усиление идеологического контроля над средствами массовой
информации.
5.Возрастание цензурного пресса.
6.Вновь – ждановские оценки отдельных произведений и их авторов.
7.Опустился «железный занавес», отделивший советских людей от
зарубежной культуры.
8.Преследование за инакомыслие: изгнание с работы, невозможность
творчества, выдворение за границу.
II
1.Появление целой плеяды творческой интеллигенции, имевшей
собственное суждение, оценки, сомнения и выступившие с ними публично.
2.Развитие деревенской прозы, повествующей о судьбах российской
деревни.
3.Проблемы нравственности.
4.Поски смысла жизни и роль интеллигенции в ней.
5. «Магнитофонная революция».
III.
Возникновение диссидентского движения, куда входили национально –
освободительные, религиозные, правозащитные организации и движения.
- 1969 г. открытая общественная ассоциация Инициативная группа защиты
прав человека.
- 1976 г. группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР.
- впервые инакомыслие коснулось армии
1969 – подпольный Союз борьбы за демократические права.
1975 – восстание на корабле «Сторожевой»под руководством капитана 3
ранга Саблина. Прежде, чем мы подведем итог урока, рассмотрим один документ
с.230, Плоткин «Материалы», Солженицын «Жить не
по лжи» Вопрос
– Почему писатель обратился к обществу именно с
таким призывом? ВЫВОД :
Бесперебойно, соответственно замыслам ее
творцов, функционировала политическая система в благоприятном застойном
режиме, но уже начинает ощущаться прерывистость ее ритма. В отличие от
политической сферы, застой, как червоточина, разъедал то позитивное в
общественном и индивидуальном сознании, что еще существовало. Росли
лицемерие, бездушность, апатия, стремительно падало доверие к власти.
Диссидентское движение отражало резко обострившиеся противоречия в
духовной сфере и попытки властей включить машину репрессий успеха не
приносили. Духовный кризис общества, а вместе с ним ощущение
необходимости перемен продолжали углубляться.
Углубление противоречий между властью и обществом в конечном счете,
привело к неизбежному краху системы. Домашнее задание
: параграф 47, вопрос 1 – 3 устно.
Повторить параграф 44. |