Цель:
- Объяснить сущность молодёжной субкультуры, назвать основные
её черты.
- Формирование отношения старшеклассников к проблемам современного
общества, в том числе, молодежной субкультуры , способы их
решения, оценивание своей деятельности.
- Продолжить формирование аналитического мышления,
формулирования и изложения своей точки зрения, расширения
кругозора.
- Организовать совместную деятельность, партнерские отношения
обучающих и педагогов;
- Формирование критического мышления, навыков системного
анализа, формулирования собственной позиции.
Состав участников:
- обучающиеся 9,10,11 классов;
- классные руководители;
- психолог;
- социальный педагог;
- администрация школы.
Условия проведения:
- Проведение дебатов по выявленной проблеме;
- Сопровождение дебатов презентацией.
Ожидаемые результаты:
- широкое обсуждение проблемы со стороны всех участников.
Сегодня я предлагаю вам принять участие в дебатах «Молодёжная
субкультура как педагогический феномен». (слайд №1,2) В обсуждении
данной проблемы вместе с вами примут участие и педагоги школы.
Дебаты - эффективное средство развития обучающихся, формирования у
них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях
современного общества. Дебаты способствуют формированию критического
мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной
позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые
так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной
экономики и демократического общества.
Давайте познакомимся с алгоритмом проведения дебатов:
- понятие «дебаты» (слайд №3);
- принципы дебатов (слайд №4);
- алгоритм выступления (слайд №5);
- в помощь выступающему (слайд №6).
Начать разговор о молодёжных субкультурах нужно с понятия культуры
(слайд №7) и субкультуры (слайд 8-9).
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского
возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со
взрослыми. Общая причина образования молодёжных субкультур –
недовольство жизнью, а в социологическом аспекте – кризис общества,
неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её
социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава
неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные
жизнью – пенсионеры – не спешат на «тусовки» – там чисто молодёжная
гегемония. А дело в том, что «люди, кому за 50» уже занимают
предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего
никак нельзя сказать о «новом поколении».
2 июня 2008 года в Госдуме России состоялись парламентские
слушания, на которых обсуждалась «Концепция государственной политики в
области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их
нравственности». Особую нетерпимость разработчики проявили к эмо и
готам. По степени общественной опасности они приравнены к скинхедам,
футбольным фанатам. Он вызвал много критики
-Какие вы знаете субкультуры?
Слайд № 10-11.
Сегодня мы коснёмся лишь нескольких музыкальных субкультур. Ребята
нам расскажут о своём видении субкультуры, расскажут, почему их
привлекает данная субкультура. Вы можете выражать свою точку зрения. Готы
(слайд № 12-14)- представляет 11б Эмо (
слайд № 15-19) – представляет 11а Панки (
слайд №20)- представляет 10кл Рэпперы (
слайд №№ 21-22) – Семёнов Э. 11б
Итак, мы увидели, что молодежная контркультура требует сознательного
отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями —
свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни,
установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов
человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям
чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Ее
основной девиз — счастье человека, понимаемое как свобода от внешних
условностей, добропорядочности. Стержень любой молодежной
субкультуры — это уличный стиль. Некоторые субкультуры (в том числе рэп
и хип-хоп) имеют национальные и социальные корни и, по сути своей,
изначально являлись порождением «криминализированных трущоб». Сленг —
одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим
языком — пропуск в группу. Н
аблюдается тенденция к дегуманизации и
деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в
принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это
фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении
их жестокости, натуралистичное (кинематограф, театр, музыка,
литература, изобразительное искусство, реальная жизнь?), что
противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное
воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию.
- С какими из приведённых ниже характеристик молодёжной
культуры вы согласны и почему?
Молодёжная культура –это:
- поиск возбуждения, автономии, индивидуальности;
- стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся;
- особые одежда, музыка, досуг, которые поощряются коммерчески?
На одном из сайтов, я прочитала следующие строки:
«…Захожу на готический сайт и вижу только покалеченные души.. у всех
либо проблемы в личной жизни, либо абсолютно пофигистическое отношение к
жизни и просто лишь желание выделиться из толпы приводит их в
"готическое общество"... Что вы думаете об этом?
Есть ли у вас друзья-готы,
эмо или представители других субкультур и что вы можете о них сказать?
Каково общество — такова и молодежь, следовательно, и молодежная
субкультура.
-Нужно и можно ли разграничивать разные виды культур?
Слайд № 23.
Наше общество состоит из различных социальных групп, отличающихся как
по количеству входящих в нее индивидов, так и по характеру групповой
направленности. Конфликт субкультур дает шанс и для обнаружения
оригинальных самобытных проявлений, и, соответственно, для подавления
или поддержки оппозиционных ориентаций. Многие молодежные стили
смешались, неразбериха в использовании понятий «молодежные культуры»,
«субкультуры», «контркультуры» отражает не только сложную историю их
российской адаптации, но и смешение соответствующих явлений на
современных молодежных сценах
Переходный возраст - это очень сложный процесс, а то, что ребенок
выбрал именно этот путь в конкретном отрезке своей жизни, виноваты
только мы - взрослые, которые рядом. Им не хватает любви, семейного
благополучия и т.д. и они ищут этого на стороне... Не вижу ничего
дурного в неформальных группировках. Зачастую именно там и находятся
думающие подростки. Но нельзя сказать, что только взрослые. Подростки
уже имеют некоторую долю нравственной ответственности за свой выбор.
Не надо у них этого отнимать. Им это не понравится.
Надо им разъяснять - что верно, а что нет. Другое дело, что разъяснять
это надо по-умному, т.е. учитывая особенности их возраста и
восприятия. И не враждовать с ними, а быть друзьями, завоевать их
доверие. Нам надо быть рядом и не в коем случае не отталкивать их!
|