Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 12.05.2024, 09:40:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Дебаты: "Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?"
12.12.2010, 16:46:16

Главная цель: обучение и общение.

Участвуют две команды из трех человек.

Правила игры:

  1. Обсуждается заданная тема. Одна команда утверждает тезис, а другая его опровергает.
  2. Первые спикеры команд представляют позицию своей стороны и выдвигают свои аргументы.
  3. Оппоненты задают спикеру вопросы
  4. Вторые спикеры команд опровергают точку зрения оппонента, выдвигают контраргументы, восстанавливают свою позицию
  5. Оппоненты задают спикеру вопросы.
  6. Третьи спикеры анализируют области столкновения мнений, сравнивают позиции команд, но отстаивают точку зрения своей команды.
  7. Выигрывает команда, которая, по мнению судейской коллегии была более убедительна в аргументации и доказательствах своей стороны.

Критерии оценки:

Первые спикеры команд должны четко сформулировать тезис и выделить пять аргументов — 5 баллов.

Вторые и третьи спикеры выступают в соответствии с правилами игры — 5 баллов.

Говорить четко, ясно, спокойно, но красноречиво, чтобы заинтересовать слушающих — 5 баллов.

Спикер представляет не себя, а свою команду. Произносит речь от имени команды — 5 баллов

Обращение уважительное, на Вы — 5 баллов.

Речь спикеров должна соответствовать правилам культуры дискуссии — 8 баллов.

Правила дискуссии:

  1. Говори четко, ясно, спокойно.
  2. Умей выслушать собеседника.
  3. Относись к чужому мнению уважительно.
  4. Не увлекайся спором. Контролируй свои эмоции.
  5. Однозначно формулируй тезис.
  6. Аргументировано отстаивай свою точку зрения.
  7. Учись работать с источниками, обращаться к мнению выдающихся людей.
  8. Твое уважительное общение привлечет к себе внимание. Успех гарантирован.

Ведущий: "Мы начинаем дебаты по теме: Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?”

Представляет команды: "Традиционалисты”, "Рационалисты”, судейскую коллегию, редакционную коллегию, экспертов, которые должны вынести резолюцию и независимых экспертов, которые должны написать работу, высказать свой взгляд на проблему дебатов и аргументировать его. Судейская коллегия сообщает критерии, по которым будут оцениваться команды.

1 спикер команды "традиционалисты” называет тезис команды: "Мифологические представления о мире сформировали первооснову русской культуры, являются "началом всех начал”. Как сказал академик Лихачев Д. С.: "Язычество - пролог в русской культуре. Как характер человека формируется в детстве, так в фундамент русской культуры заложена религия мифов”.

  1. аргумент. Большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества. Когда христианская вера поборола языческую и утвердилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились до сих пор в форме увеселений, обычаев, празднеств. А некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским. Например, Святки, святые вечера, дни веселья и дни священного Рождества Христова. На святках мы встречаем странное смешение обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. К языческим обрядам принадлежит: гадание, игры, наряды (колядуют ряженные). Между тем само слово "святки” представляет понятие о значение святости дней, связанных с рождением Христа.

  2. аргумент. И в XXI веке люди продолжают оставаться суеверными и верить в чародейство. Мы можем открыть газету и увидеть объявления со словами "приворожу” или свою помощь предлагают колдуны, потомственные предсказательницы, или как их раньше называли – ведьмы. Это опять же связано с проявлениями язычества, когда христианская религия вступила в свои права, тогда изменился прежний строй и быт народов. Завязалась борьба между язычеством и христианством. Здесь и открылась самая благоприятная почва для развития всего чудесного и сверхъестественного. Каждый из нас знаком с волшебными сказками, разновидностями русского фольклора, в которых все строится на этих превращениях. Достаточно назвать некоторые из них: "Царевна-лягушка”, "Братец-Иванушка и сестрица - Аленушка”, "Аленький - цветочек”. На основе этих сюжетов русские писатели и художники создавали и создают свои произведения. Ершов П.П. – "Конек-Горбунок”, М.А. Врубель – картина "Иван – царевич и серый волк”. Современными проявлениями являются фильмы "Дневной” и "Ночной дозор”.

  3. аргумент. Каким бы ни был обряд, в нем главную роль играла песня. Музыкальный фольклор – самое раннее проявление художественной одаренности русского народа, его характеризует жанровое разнообразие (колядки, масленичные, веснянки, жнивные), семейно-бытовые (крестильные, свадебные), хороводные, плясовые. Они несут в себе языческое начало, мироощущение народа, любящего свою землю, живущего в гармонии с природой. Осознание ценности народного музыкального творчества пришло в XIX веке и нашло место в творчестве русских композиторов, чьи имена нам хорошо известны: М.И. Глинка - опера "Иван Сусанин”, А.П.Бородин – опера "Князь Игорь”, М.П. Мусоргский - опера "Борис Годунов”, П.И.Чайковский – опера "Евгений Онегин”, Римский – Корсаков – опера "Царская невеста”. Как сказал А.Н. Радищев: "Народно-песенные интонации запечатлели "образование души” русского человека”.

  4. аргумент. Особое место среди народных музыкантов Древней Руси занимали скоморохи – они одновременно были актерами, музыкантами, танцорами. Они потешали своим искусством простой люд. Шутовство скоморохов порой граничило с ересью. Православная церковь боролась с ними. Отец Петра I, царь Алексей Михайлович повелел разогнать скоморошью братию, а инструменты (дудки, рожки, ложки, рожки, балалайки) утопить в Москве-реке. Это произошло еще и потому, что простой народ, бегал от музыки, боясь нечистой силы, будто бы кружившейся во время игры. Так было до Петра Великого, который рассеял мрак невежества убеждением, что музыка возвышает чувство, смягчает грубость нравов.

  5. аргумент. Широкое распространение на Руси имели промыслы. Изготовление деревянной и глиняной посуды, ткачество, игрушки и др. Посуду украшали орнаменты, чаще всего растительные. У каждого племени в союзе племен восточных славян были свои характерные орнаменты. Особое место занимает вышивка и орнаменты на донцах прялок. По расшитой рубахе и поясу можно было узнать все о хозяине, из какой семьи, женат или холост. Кроме того, магические узоры должны были уберечь его от сглаза и порчи. Чаще всего в орнаменте присутствует языческая богиня Роженица, покровительница домашнего очага. Широко распространены на Руси были обереги, их вырезали из разных пород деревьев, что свидетельствует о тесной связи человека с природой.

1 спикер команды "рационалистов” называет тезис команды: "В основе русской художественной культуры лежит христианское понимание миропорядка, воспринятое из Византии. С Крещения Руси ведется отсчет русской профессиональной художественной культуры, озаренной у самых истоков евангельскими заповедями любви и вобравшей в себя высокую духовность православия. "Выше закона может быть только – любовь. Выше права – лишь милость. И выше справедливости – лишь прощение” - так сказал Патриарх московский и всея Руси Алексий II

  1. аргумент. Языческий период Киевской Руси был коротким. Древнерусские языческие верования не успели сложиться в полноценную религию. Славянские боги не имели конкретного облика. "Ус злат” - единственная деталь внешности Перуна, о которой мы знаем. Крещение Руси в 988 году означало конец языческого периода.

  2. аргумент. С принятием христианства Русь обрела письменность, основанную на церковнославянском алфавите, составленном греческими монахами – Кириллом и Мефодием, во второй половине IX века. Византийское христианство очень скоро на Руси укоренилось и "обрусело”, сделалось национальной религией. Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности и для выработки древнерусского литературного языка, и таким образом церковь заложила основы национальной русской культуры.

  3. аргумент. В обиход вошли разные литературные жанры – жития святых, исторические повествования, "торжественные слова”, поучения, летописи. Появился идеальный образ святости, служащий нравственным ориентиром и указывающий путь к Богопознанию. Не герой-воин, победивший врагов, не богатырь, совершивший подвиги, а человек, последовавший за Христом путем прощения, страдания и смерти, - таков нравственный идеал, принятый православным народом и воспетый в искусстве, таковы первые русские святые Борис и Глеб. Сам князь Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был разгульным и жестоким. Совершенно переродился после крещения. По рассказу летописца, он глубоко проникся идеей христианской помощи ближним и жил " в страхе Божии”, получив прозвище Владимир Святой.

  4. аргумент. Торжество православия на землях Древней Руси было ознаменовано возведением огромных каменных соборов, украшенных монументальными мозаиками и фресками. В начале XI века, по свидетельствам того времени было выстроено 400 храмов (вероятно, сюда входили домовые церкви и небольшие часовни). Грандиозный каменный храм Святой Софии Киевской, возведенный между 1017-1037 гг., был плодом совместного творчества отечественных и иностранных зодчих, иконописцев. Он был создан при князе Ярославе Мудром. По своей красоте и масштабности храм Святой Софии Киевской превосходил храм Святой Софии в Византии, построенный в середине VI века. Большое пятинефное сооружение с пятью апсидами. Завершался собор 13 куполами, символизирующими образ Иисуса Христа и 12 апостолов.

  5. аргумент. Высокого развития достигла иконопись. Освоение канона иконографии было основой профессионализма средневекового художника, а привычные повторяемые композиции делали древнюю живопись доступной и понятной верующим, нередко заменяя собой книгу. Неслучайно древнерусскую икону называют энциклопедией для неграмотных. Изображали самых разных святых, помогающих людям в их повседневных делах и заботах. Почитали Илью Пророка, посылающего на землю дождь, Николу Чудотворца, покровителя путешественников, Георгия Победоносца, приносящего воинские победы, Флора и Лавра, защитников скотоводов. В XIV веке иконописцы научились уверенно сочетать установки византийско-славянской культуры с собственным опытом и обогащенными временем представлениями о духовной красоте. У истоков этой школы стоял великий мастер родом из Константинополя – Феофан Грек, обретя на Руси вторую родину, так как именно здесь он смог реализовать свой необыкновенный творческий дар

Вопросы к 1 спикеру команды "традиционалисты”.

  1. Святочные обычаи существовали и существуют в Западной Европе, что известно о том были ли они в Византии?
  2. Почему в наше время так популярно колдовство и чародейство?
  3. Почему церковь преследовала скоморохов?
  4. Кроме народных песен, исполнялись певцами сказителями былины. Этот вид творчества является проявлением язычества или христианства?
  5. Как гармоничное сочетание человека с природой повлияло на развитие художественной культуры Древней Руси?

Вопросы 1 спикеру команды "рационалисты”.

  1. Определите хронологию языческого периода Киевской Руси?
  2. Почему греческие монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку для восточных славян?
  3. Какие каноны имел жанр жития, пришедший на Русь из Византии?
  4. Что означает понятие "храмовый синтез искусств”?
  5. В чем отличие древнерусского искусства от европейского и сходство с византийским?

Выступление второго спикер команды "традиционалисты”.

  1. Художественная культура важная составная часть жизни общества. Она передается из поколения в поколение. Традиционно началом всему служит устное народное творчество. В раннем детстве мы начинаем знакомство с художественной культурой русского народа с песен, сказок, былин. А.С.Пушкин был воспитан на песнях и сказках, услышанных от няни Арины Родионовны. В "золотой век” русской культуры композиторы, представители "Могучей кучки”: музыкальный критик В.В. Стасов, композиторы: М.А. Балакирев, А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков занимались пропагандой русской народной песни, в ее традициях создавали свои лучшие произведения. Впервые был выпущен сборник "100 русских народных песен”.
  2. Русские художники XIX века создавали свои полотна, основываясь на фольклорных сюжетах. В.В.Васнецов картины: "Аленушка”, "Витязь на распутье”, "Богатыри”; Ф.А.Васильев "Дорога в березовом лесу”; М.А.Врубель "Царевна – Лебедь”.

    Кроме того, не с чем не сравнятся русские народные промыслы. Их знает весь мир. Символом России является деревянная, росписная матрешка, деревянные ложки, которыми не только ели, но на них играли, как на музыкальных инструментах.

  3. Действительно, с принятием христианства качественно изменилась художественная культура Руси, но это было связано с усилением власти князя, с экономическим развитием Руси, с развивающимися внешними, торговыми связями Руси и Византии, странами Западной Европы.

Бурными темпами стало развиваться искусство в эпоху феодальной раздробленности, так как каждый князь теперь заботился о развитии своего княжества, о его красоте и процветании.

Второй спикер команды "рационалисты”.

  1. История нашей страны не похожа на путь других европейских народов, исповедующих христианство. Своей античности на Руси не было, а краткий языческий этап не привел восточных славян к расцвету цивилизации и не оставил заметных памятников художественно творчества. "Прорыв сознания” в область духовных истин у русского человека состоялся в 988 году; к тому же "за плечами” европейских народов к тому времени была тысячелетняя христианская история. С Крещения Руси появляются шедевры русского искусства, в первую очередь связанные с храмовым искусством. Конечно же, непревзойденный по красоте храм Святой Софии Киевской, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли и др. Фрески, созданные Феофаном Греком, например в церкви Спасо-Преображения в Новгороде.
  2. Да же в таком, на первый взгляд, языческом празднике, как Масленица присутствует нравственное христианское начало. Сцены русской масленицы заключаются провожанием ее и прощанием. "На масленице, пишет очевидец Маржерет в начале XVII века, - русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, приветствуют друг друга взаимным поцелуем, считая это знаком приветствия. По окончанию масленицы все идут в баню”. Это обычаи миролюбивого христианства. Происходит духовное и телесное очищение перед Великим постом. Впрочем, сожжение чучел и бросание их в воду также приписывают началу христианства, как воспоминание вечного торжества христианства над язычеством.

Вопросы ко второму спикеру команды "традиционалисты”.

  1. Почему язычество не способствовало развитию государственности у восточных славян?
  2. Какое влияние оказывала природа на формирование русской художественной культуры?
  3. Какого значение символов огня и воды в жизни человека периода раннего средневековья?

Вопросы ко второму спикеру команды "рационалисты”

  1. Назовите причины принятия христианства на Руси?
  2. Почему известно так мало имен русских зодчих и иконописцев?
  3. Какого значение "Поучений Мономаха” в формировании нравственности, созвучны ли они темам русских народных сказок?

Третий спикер команды "традиционалистов”

Если сравнивать оба тезиса, то становится понятно, что столкновение позиций происходит по вопросу "Что является духовно - нравственной основой русской художественной культуры? Каковы истоки ее национальных традиций?”

  1. В позиции команды "рационалисты” положительным является то, что Русь восприняла из Византии более развитую художественную культуру, основанную на античных и христианских традициях.
  2. Но, несмотря на то, что период язычества на Руси был коротким, в этот период сформировалось устное народное творчество, промыслы, обряды, праздники, народный костюм. В дальнейшем они остались, многие традиции существуют, по сей день.
  3. Коротким был и период преемственности. В X-XI веках храмовое искусство, создавали иноземные мастера. Но уже в XII веке и оно приобретает национальные черты. В зодчестве строгая гармония формы и духовно-сердечная красота. Позднее в Северо-Восточной Руси развитие получит княжеский стиль, характерной чертой которого будет возвеличивание княжеского могущества. Например, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире.
  4. Народное творчество продолжит свое развитие, и затем его традиции будут восприняты профессиональными художниками, литераторами, музыкантами. В XXI веке фольклор по-прежнему существует и в повседневной жизни людей и в профессиональном искусстве. Народное творчество является истоками национальных традиций русской художественной культуры.

Третий спикер команды "рационалисты”

Если анализировать области столкновения мнений в тезисах наших команд, то можно придти к выводу, что в нашем тезисе осуществляется широкий подход, рассматривающий русскую культуру составной частью мировой культуры и при это сохраняющей самобытные черты.

  1. С принятия христианства на Руси искусство становится профессией. Мастерами люди не рождаются. Поэтому нужно было учиться. Учителями для русских мастеров стали греческие монахи, зодчие, иконописцы. Овладев мастерством, русские зодчие, иконописцы создали свою самобытную культуру.
  2. Кроме того, с принятием христианства на Руси стали распространяться нормы морали. Люди стали благороднее и милосерднее. Эти качества были положены в основу сюжетов и жанров. Искусство стало выполнять воспитательную функцию.
  3. Подобные произведения выражают не только любовь к природе, но и любовь к людям, т.е. развивается гуманистический характер искусства.
  4. Такое искусство является духовно нравственным. Таким образом, усвоив традиции византийской художественной культуры, русские мастера создали самобытную культуру.

Ведущая сообщает, что команды закончили свои выступления и пока судейская коллегия подводит итог игры, слово предоставляется экспертам.

Эксперты зачитывают резолюцию (примерное содержание).

  1. Русская культура является самобытной, в ней переплелись языческие и христианские традиции.
  2. Несмотря на то, что культура каждого народа неповторима, она развивается по общим правилам. На смену религии мифов, приходит религия спасения. На смену коллективному началу творчества – авторское.
  3. Русская культура развивается в контексте мировой культуры.
  4. Фольклор является – национальной основой русской художественной культуры.
  5. Христианство весло в развитие русской художественной культуры духовно-нравственные основы.

Слово предоставляется судейской коллегии.

Согласно разработанных критериев оценки, судейская коллегия называет команду, победившую в дебатах и лучшего 1, 2, 3, спикеров.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: урок истории, поурочные планы, открытый урок, История, школьный урок, методическая копилка, конспект урока, в помощь учителю
Просмотров: 961 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0