Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 11:46:53
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Деепричастие
05.03.2011, 19:42:48

Цели:

1) обобщить теоретические знания, закрепить практические навыки учащихся, полученные при изучении темы "Деепричастие”;

2) развивать навык употребления деепричастий в речи;

3) воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: карточки для индивидуального опроса, стихотворение Р.Саути "Лодурский водопад”; задания для проверочной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу пожелать вам хорошего настроения на уроке.

II. Сообщение темы и цели

Отгадайте загадку:

Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похожа на глагол.

П.Чесноков

Сегодня мы должны обобщить теоретические знания, закрепить практические навыки, полученные при изучении темы "Деепричастие”, а также получить новые сведения о деепричастии, используя дополнительную литературу.

III. Работа над эпиграфом к уроку

Живя, умей всё пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И.Тютчев

- Прочитайте выразительно эпиграф к уроку.

- Как вы понимаете эти строки?

- Назовите деепричастие.

- Определите его синтаксическую роль.

IV. Опрос

  1. Индивидуальный опрос (работа по карточкам).
  2. Фронтальный опрос.

- Что называется деепричастием?

- Какие признаки глагола имеет деепричастие? (Вид, возвратность, способность управлять косвенными падежами и поясняться наречиями)

- Назовите признаки наречия у деепричастия. (Неизменяемость, сочетаемость с глаголами, в предложении является обстоятельством)

- Что такое деепричастный оборот?

- Каково значение и функции деепричастия?

V. Обобщение и систематизация знаний

1. "Всё о деепричастии”, сообщения учащихся о деепричастии с опорой на дополнительную литературу для чтения.

"Историческая справка”.

Термин деепричастие возник в XVII веке, состоит из двух частей дее+причастие, объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола , а по грамматическим признакам… похожа на наречие, так кА не изменяется. (В.А.Иванова.)

Деепричастие. Неологизм М. Смотрицкого. Образовано от сложения частицы дее- (от деять – "делать”) и существительного причастие.

См. де, деятель, причастие. (Н.М.Шанский.)

3. Сфера употребления деепричастий. (Деепричастия употребляются в книжных стилях речи)

- Докажите это, используя для примеров отрывки из поэтических текстов.

4. Работа над стихотворением Р.Саути "Лодурский водопад”.

Послушайте стихотворение Р.Саути "Лодурский водопад”. Определите, чем оно интересно.

(Это стихотворение любопытно не только обилием деепричастий, но и количеством слогов в строке, расположением слов в тексте).

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Назовите деепричастия, определите их вид.

5. Орфографическая разминка "Найти пару”.

Объясните орфограммы на месте пропуска букв, найдите слово с такой же орфограммой в правом столбике

Бл…стая в…дыхая

Л…ская выр…стая

Б…лтая к…пя

Журч… уб…гая

В…дуваясь ворч…

6. Орфографические задачи

(Не)зная броду, (не)суйся в воду.

(Не)навидя ложь, борись за правду.

(Не)имея терпения, ничему не научишься.

Сформулируйте правило правописания НЕ с деепричастиями

7. Пунктуационные задачи

Объясните пунктуацию в следующих строках:

А) Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши – маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь вокруг пенька.

Э.Асадов

Б) Уже закат, одеждами играя,
На лебедях промчался и погас.

Г. Иванов

В) Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.

И.А.Крылов

8. Образуйте от глаголов деепричастия, предварительно прочитав глагол, соблюдая орфоэпические нормы:

Попал - попав

Глядеть – глядя

Отнять – отняв, отнявши

Баловаться - балуясь

Ржаветь – ржавея

Хотеть - ------------

Сложить- сложив, сложивши.

Следует учитывать, что есть глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия: хотеть, бежать, ехать, пылесосить, ездить и другие. Некоторые из вас пытаются добавлять приставки, но делать этого нельзя, так кА приставка словообразовательный элемент, в результате её присоединения меняется начальная форма глагола и нарушается грамматическое единство формы

9. Разбор деепричастия сложивши по составу

10. Лингвистический эксперимент

Замените деепричастный оборот и одиночное деепричастие однокоренными глаголами.

Согнувшись и озираясь по сторонам, он пробрался в огород.

Он согнулся и пробрался в огород.

Что изменилось? Какую роль в речи играют деепричастия?

(Использование деепричастий даёт возможность ярче представить происходящее. Возникает яркий зрительный образ, дающий запоминающуюся картину. При замене деепричастий глаголами образность исчезает, смысл предложения теряется.)

11. "Корректор”

Избавьте предложения от речевых ошибок

  1. Закончив покосы, началась уборка урожая.
  2. Посетив зоопарк, он нам понравился.

VI. Контроль знаний

1. Проверочная работа по теме "Деепричастие”.

1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) задумка 2) откинув 3) приклеившись 4) темный

2. Укажите слитно пишущееся деепричастие с не:

1) (Не) вернувшись 2) (Не) играя 3) (Не) годуя 4) (Не) учась

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассыпаясь по ветвям,

  • птиц почти не было слышно.
  • солнечные лучи ярко освещали верхушки деревьев.
  • у солнечных лучей не встречалось на пути преград.
  • это разбудило всех обитателей леса.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Морские волны (1) причудливо изгибаясь (2) напоминали то древних чудовищ (3) ожидавших свои жертвы (4) то сказочных воинов, то кокетливых русалок.

1) 2,3,4; 2) 1,2,3,4; 3) 1,3,4; 4) 1,2,3

5. В каком предложении есть деепричастный оборот?

1) Он смутился и сел краснея как девушка (А.Грин).

2) Опираясь на гранит он стоял и смотрел на тяжёлые волны реки (Ф.Сологуб).

Количество баллов  
Оценка  

VII. Задание на дом

  1. Повторить & 26-31
  2. Упражнение 194.

VIII. Рефлексия

Заполните, пожалуйста, оценочную карту урока

ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА УРОКА

1. Подчеркни признаки, характеризующие данный урок:

1) отличный, интересный, захватывающий;

2) хороший, содержательный, заставляющий работать;

3) скучный, работа без интереса;

4) бесполезный, совсем не интересный.

2. Как изменилось твое настроение после урока?

1) не изменилось;

2) чувствую себя уверенно, ощущаю эмоциональный подъем;

3) ощущаю подавленность, упадок сил

3. Оцени:

работу учителя на уроке ________________;

свою работу на уроке___________________.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, Орфография, для учителя, письмо
Просмотров: 2139 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0