Цель: систематизация знаний о деепричастии и деепричастных
оборотахРазвивающая цель; 1. Развитие речи:а) расширение словарного
запаса школьников за счет включения в речь деепричастий; б) составление
связного рассказа на лингвистическую тему;в) конструирование
предложений. 2. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости: а)
разбор слов по составу; б) синтаксический разбор предложения; Обучающая цель:1. Закрепление знаний о деепричастии и деепричастном
обороте и отработка наиболее трудных орфограмм: не с деепричастиями;
правописание глагольного суффикса в деепричастиях; обособление
деепричастных оборотов. Воспитательная цель:1. Воспитание культуры
труда ХОД УРОКА. Организационный момент. Повторение изученного о
деепричастии. 1. Начнем наш урок с теории!- Что такое деепричастие?
Приведите примеры. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра. (Деепричастие
– это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное
действие при основном действии, выраженном глаголом). - А нужна ли в
языке такая часть речи, которая бы обозначала добавочное действие? Но
прежде ,чем ответить на этот вопрос, я прочитаю предложение. Рыдая,
глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и
думала: «Авось Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд». - Откуда это предложение? («Тарас Бульба») - Почему запомнилось? (Выразительное , поэтическое). - А какая часть речи его делает выразительным? (Деепричастие). - О ком в этом предложении идет речь? (О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей). Деепричастие делает нашу речь богаче! - Давайте выпишем деепричастие вместе с глаголом, т.к. глагол обозначает основное действие, а деепричастие – добавочное. Мать не просто глядела на сыновей, а глядела, рыдая. 2. Сделаем морфологический разбор деепричастия. Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие. I. Глядела (как?), рыдая. Н.ф. – рыдать. II. Морфологические признаки: несов. вид, неизм. ф. III. Глядела (как?), рыдая. Деепричастие имеет признаки глагола и наречия. - Посмотрим на лексическое значение: обозначает добавочное действие, значит все-таки ближе к глаголу. - А неопределенная форма – признак глагола. - А вид – признак глагола. - А где признаки наречия? (неизменяемая форма, синтаксическая роль – обстоятельство). Значит, деепричастие - дитя глагола и наречия! Теорию повторили, переходим к практике. 3. Первая задача: повторить глагольный суффикс в деепричастии.
Как образуются деепричастия несовершенного вида? ( От основы глаголов
настоящего времени несов. вида при помощи суффиксов – а (- я). Привести пример: глядя, крича.
Эти деепричастия не вызывают у нас опасений в отличие от деепричастий
совершенного вида. Здесь вызывает трудность глагольный суффикс. Как
образуются деепричастия совершенного вида? ( От основы глаголов н.ф.
сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, – а (- я). (Суффикс - вши
больше употребляется в разговорной речи). Запишем глаголы в неопределенной форме в столбик и выделим у них глагольный суффикс: увидеть увидев увидевший заклеить заклеив заклеивший засеять засеяв засеявший прочитать прочитав прочитавший Итак, мы с вами взяли разные глагольные суффиксы.
- А чтобы образовать деепричастия совершенного вида, какой суффикс надо
прибавить к основе глагола? Добавляем - (в), записываем деепричастие. Вывод: глагольный суффикс сохраняется и в деепричастии. - А если мы образуем действительное причастие прошедшего времени? Глагольный суффикс сохраняется и в причастии! 4. Переходим к следующей работе. Повторим написание не с деепричастием. Ребята, в нашу таблицу очень хорошо включить – не. У нас здесь три части речи. С какими частями речи не пишется одинаково? Проставили! ( С глаголом и деепричастием) - Только ли раздельно пишется не с глаголом и и деепричастиями? (Нет, и слитно, когда слово без не не употребляется). Запишем: ненавидеть, ненавидя. А можно так поступить с причастиями? Посмотрим на таблицу! Не пишется раздельно: 1. Если есть зависимое слово; 2. Если есть противопоставление с союзом а; 3. С кратким причастием. Не пишется слитно: 1. Слово не употребляется без не (ненавидевший); 2. Нет зависимого слова и противопоставления с союзом а. 5. Запишите слова и объясните их написание: а) не увидевший знакомого (никто); не засеявший поле, а только распахавший; не прочитана книга. б)ненавидевший; незакончившееся собрание. 6. Работа с карточкой №1. (Раздаточный материал) Задание: Выборочно выписать причастия с определяемыми словами и объяснить их правописание с не. В магазине продавали (не) распустившиеся, а зацветшие розы. Отчего температура (не) записана? По степи, (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер. Мы увидели еще (не) скошенные луга. Тоскливые, недоумевающие детские глаза смотрели из-за пыльных узлов. На столе лежала (не)прочитанная книга. (Контрольный листок учителя. Раздельно -1,2,3,4) 7. Переходим к нашей третьей задаче: Обособление деепричастных оборотов. - Что такое деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами). - Почему деепричастный оборот легче, чем причастный? (Он не такой привередливый, его надо только уметь услышать в речи). Работа с карточкой №2. (Раздаточный материал). Задание: В данных предложениях найти деепричастные обороты, обособить и составить их схемы: 1. Том продолжал работать не обращая на пароход никакого внимания; 2. Не получив официального уведомления о постановлении совета я мог не узнать о замыслах против меня. 3. В саду не умолкая ни на минуту пели птицы. - А какая еще у нас здесь была орфограмма? (Не с деепричастиями, во всех трех случаях не с деепричастиями пишется раздельно). 8. Следующий этап работы – конструирование слов: - от слова премудрый взять - приставку; - от слова описать – приставку о: - от слова долина – корень; - от слова лететь – суффикс; - от слова отдавать – суффикс; - от слова таять – глагольный суффикс; (преодолевая). - Идем к конструированию деепричастного оборота. - Что можно преодолевать? (Трудности, лень, препятствия). Придумайте предложение на тему «Спорт», включая полученное деепричастие с зависимым словом. 9. Сделайте его синтаксический разбор. Спортсмен, преодолевая препятствия, приближался к финишу.
Повеств., невоскл,, простое, 2 составн., распростр,. осложнено
(распространенным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом). Давайте теперь на этом предложении отработаем орфографию. Спорт смен – (спортивная смена); Пре одоле вая – одол, преодолеть - долю; преодолеть - е; Препятствия (препятствующий); Приближался – при - приближение Финиш – иш (мякиш, кукиш). Теперь построим предложение с причастным оборотом. Составим схему этого предложения. - Спортсмен, преодолевающий препятствия, приближается к финишу.
В чем разница между деепричастным и причастным оборотами? (Различна их
синтаксическая роль в предложении: деепричастие – относится к глаголу и
характеризует действие; причастие – относится к существительному и
характеризует предмет, лицо, производящее действие). 10. Вспомним ваше домашнее задание. (Проиллюстрировать фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия). - От каких оборотов надо отличать деепричастие с зависимыми словами? (От фразеологических). - Что такое фразеологический оборот? (Устойчивые сочетания слов). - Приведите примеры предложений с такими оборотами. (Работа с иллюстрациями). - Какова пунктуация таких оборотов? (На письме запятой не отделяются).
Ребята, ваши предложения мы послушали. Давайте на доске запишем
предложение, которое нравится мне. Это должно быть нашим девизом,
девизом каждого человека! Нельзя жить сложа руки. Вывод: Деепричастные обороты обособляются всегда, если они не являются устойчивыми выражениями. 11. Проверочная работа. 1-й вариант. Найти предложения с причастными оборотами. 2-й вариант. Найти предложения с деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями. Работа должна будет показать, как вы усвоили причастные и деепричастные обороты. 1. Девочка слушала учителя, посматривая по сторонам. 2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива. 3. Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх. 4. Человек, вышедший из дома, направился к машине. 5. Поднявшись, он быстро подошел к окну. 6. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны. 7. Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду. 8. Усеянное звездами небо манило к себе. 9. Потрескивая, горел костер. 10. Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню. Контрольный листок учителя: I вариант II вариант 2,3,4,7,8 1,5,6,9,10 Взаимопроверка. Ключ с ответами поместить на доске. Оценки за работу. Подведение итогов урока. Домашнее задание: |