Цели урока:
- Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различения
слитного и раздельного написания слов.
- правильно писать сложные прилагательные.
- Повторение написаний окончаний прилагательных, безударных гласных
в корне.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Какие есть вопросы по домашнему заданию? Упр. 304
Дети под диктовку на листочках записывают словосочетания с
прилагательными, где пишется -НН-:
- деревянными изделиями
- утиный нос
- обыкновенным резцом
- стеклянный графин
- кожаный портфель
- оловянный солдатик
- песчаный берег
- безветренный день
- торфяное болото
- соломенная крыша
Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.
3. Подготовка к изучению нового материала
На перемене учитель раздает распечатанные тексты (по одному на
парту) - отрывок из произведения И.А.Бунина
В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика,
предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и
оттенки цветов.
Один ребенок читает вслух:
…Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в
нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер
стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней
разгорались полосы на закатном небосклоне.
Учитель сразу же задает вопрос:
– О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)
Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем
их в тетрадь:
Нежно-малиновый Сине-лиловый
Густо-фиолетовое
В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в
том, что эти прилагательные пишутся через дефис.
4. Объяснение нового материала
Учитель вслед за ребенком четко проговаривает правило: сложные
прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки
качества или признака всегда пишутся через дефис. Акцентируется внимание
на слове всегда.
Далее, предлагается ученикам придумать свои примеры и записать в
тетрадь:
Например: бледно-голубой, сладко-кислый, иссиня-черный и др.
Учитель предлагает открыть детям учебник (учебник 6 класс М.Т.
Баранов, Т.А. Ладыженская) и познакомится с правилом написания
прилагательных через дефис.
Один ребенок читает вслух и комментирует правило, придумывая свои
примеры.
Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано
от сложных существительных, которые пишутся через дефис: в
учебнике юго-западный (юго-запад), свой пример: северо-восточный
(северо-восток);
Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано
путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз
и:
Пример: горько-соленый (горький и соленый),
русско-английский (русский и английский).
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на
основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога).
Теперь учитель предлагает выполнить следующее задание:
Небходимо разделить тетрадь на две части (заполнение таблицы на
пройденное правило, учителем заранее начерчена или спроецирована на
доску):
Задание: заполнить своими примерами таблицу.
Слитное написание прилагательных |
Дефисное написание прилагательных |
|
|
|
|
|
|
|
|
В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова зеленой ручкой,
которые необходимо запомнить: общественно полезный и
общественно-политический.
5. Первичное закрепление
Учитель читает стихотворение-подсказку, дети внимательно слушают и
выписывают сложные прилагательные, потом объясняют, как написали и по
какому правилу:
Тёмно-русый паренёк Шел на северо-восток
Так он к вечеру устал,
Что лимонно-желтым стал,
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок
В школе скажет педагог:
«Этот парень – голова!»
(«Радионяня»)
Ребята выписывают: темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.
(Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как
прилагательное).
Объяснение детей:
Темно-русый – сложное прилагательное обозначает оттенок
цвета, поэтому пишется через дефис. Лимонно-желтым
– сложное прилагательное обозначает оттенок
цвета, поэтому пишется через дефис.
Какой частью речи является северо-восток?
Рассуждение учеников:
Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное – северо-восточный,
которое будет писаться через дефис.
На доске записано слово горько-соленый, учитель задает
вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?
Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов,
между которыми можно вставить союз и горький и соленый,
поэтому данное прилагательное пишется через дефис.
По учебнику устно по цепочке выполняется упражнение:
(Сельско)хозяйственный, (физико)математический,
(русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековой, (туго)плавкий,
(зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный,
(изжелта)красный, (трех)метровый, (садово)огородный,
(рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый,
(древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный,
(двух)комнатный, (чугуно)литейный.
Открываем тетрадь Богдановой Г.А. стр.39, упр.79:
Один из учащихся читает задание: обозначьте в словосочетаниях главное
слово и зависимое и образуйте от них прилагательные:
Дальний Восток – Древний Рим –
(языки) восточных славян –
Черные волосы –
Длинные ноги (журавля) –
Широкие плечи (юноши) –
(дом) из крупных паилей –
Учитель спрашивает выборочно.
Ребята, сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или
сочетания цветов помогают «увидеть» разнообразие, разноцветие
окружающего нас мира.
В произведениях И.А. Бунина – великого мастера слова – очень часто
используются такие прилагательные (мы сегодня их уже рассматривали
частично).
Выпишите из примеров, взятых из произведений писателя, сложные
прилагательные вместе с существительными. Вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки:
-
(Зелено)серебристый свет,
(Не)уловимый свет
Восход…т над землёй.
-
(Прозрачно)бледный, как весной,
Сл…зит…ся снег (не)давней стужи.
-
Вдруг молния всю чащу озарила
Таинствен…ым и (бледно)синим светом.
-
…Там глыбы (ж…лто)пепельных камней.
-
И ягоды (туманно)сини
На можжевельнике сухом.
-
…Лишь море в летн…й штиль
Все так же сыпл…т ласково на рифы
(Лазурно)фосфорическую пыль.
-
В семье г…рдились жеребц…м (сиво)железного цвета.
-
Серп месяца, (мутно) красный и поникший на сторону,
Покачивался на краю неба.
-
На полянах, в солнечн…м блеске, сверкали паутинки и
неподвижно рдели (светло)золотые клены.
-
Слабо брезж…т (синевато)свинцовый свет угасающего дня.
Ученики выполняют самостоятельно, учитель у трех учеников проверяет,
ставит отметки, с остальными проверяют вслух.
6. Итог урока
Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные
пишутся слитно, а когда раздельно:
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе
словосочетания.
Железнодорожный < железная дорога
Через дефис пишутся сложные прилагательные:
- обозначают оттенки цветов: жёлто-синий
- образованы от сложных существительных, которые пишутся через
дефис: юго-западный< юго-запад
- Слово образовано от сочетания независимых слов:
садово-огородный< сад и огород.
Есть слова, которые необходимо запомнить:
Общественно полезный Общественно-политический
7. Домашнее задание
Домашнее задание учитель записывает на доске. Домашнее задание на
усмотрение учителя. Например, упр. 309. В одну колонку нужно выписать
сложные прилагательные, в другую – прилагательные, которые пишутся
через дефис. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли
понятно, как выполнять упражнение. |