В официальных документах ЮНЕСКО система
образования России признается уникальной за ее
фундаментальность и научность. Научный
потенциал Российского государства остается
высоким. Россия занимает самые передовые позиции
в области нанотехнологий, в научном направлении,
которое в XXI веке будет определять прогресс в
физике, химии, биологии, материаловедении,
лазерной и вычислительной технике, медицине.
Можно назвать еще минимум 20 научный направлений,
где российская фундаментальная наука вполне
конкурентоспособна и востребована на мировом
рынке. Проблема России сегодня в другом: как
фундаментальные знания превратить в наукоемкие
технологии, в прикладные научно-технические
разработки, способные создавать
высокотехнологичную продукцию? Долгие годы у нас
бытовала установка, что молодым людям достаточно
дать знания, благодаря знаниям, полученным в вузе
они станут успешными и в бизнесе и на госслужбе. В
результате такого подхода Россия пришла к
ситуации, когда в избытке оказалось огромное
количество специалистов с высшим
фундаментальным образованием, а реальная
экономика стала испытывать нехватку
квалифицированных практико-ориентированных
кадров. Сегодня работодатели нуждаются в
грамотных, имеется в виду для ведения реального
бизнеса, юристах, экономистах, управленцах,
инновационных менеджерах, без которых вообще не
возможна коммерциализация наукоемких
технологий. В чем же причины того, что даже
отличники сегодня не устраивают работодателя?
Причин здесь может быть несколько. Во-первых, для
работы нужен не столько отличник-теоретик,
сколько практико-ориентированный специалист.
Во-вторых, обладателю красного диплома следовало
бы идти в науку. В-третьих, следует обвинять не
выпускника-отличника, а
знаниево-ориентированную систему
профессиональной подготовки. А истинная причина
кризиса знаниевой парадигмы лежит глубже, а
именно в существующем сегодня противоречии
между укладом профессионального образования и
современным бизнесом. Российская экономика
давно перешла на рыночные рельсы, а
профессиональное образование, осуществляющее
подготовку кадров для рыночной экономики, все
еще не стало рыночным. Оно остается
государственным по форме, фундаментальным и
академичным по содержанию. Таким образом, меры
направленные на преодоление кризиса знаниевой
парадигмы привели к необходимости изменения
характера управления и обновления содержания
образования. Среди причин, вызвавших кризис
традиционной парадигмы образования называют и
то, что в современных условиях устаревание
информации происходит гораздо быстрее, чем
завершается естественный цикл обучения в
средней и высшей школе, вследствие чего
традиционная установка на передачу от учителя к
ученикам необходимого запаса знаний становится
совершенно утопической. В этих условиях важно
научить учащихся умениям приобретать знания. К
тому же на рынке труда востребованы не сами по
себе знания, а способность специалиста применять
их на практике, выполнять определенные
профессиональные и социальные функции.
Идея практико-ориентированного образования
стала внедряться в систему общего образования
еще раньше. Значительным явлением стало введение
Постановлением правительства РФ (№ 334 от 9.06.2003 г.)
профильного обучения старшеклассников.
Профилизация обучения в старших классах
соответствует структуре образовательных и
жизненных установок большинства
старшеклассников. К 15-16 годам у большинства
школьников формируется ориентация на сферу
будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоориентирование тех, кто в
дальнейшем намерен учиться в профессиональном
училище или колледже, начинается в 8-м классе. А
профессиональные притязания тех, кто намерен
продолжить учебу в вузе, складывается в 9-м
классе. Поэтому эксперимент был начат с
предпрофильной подготовки в 8-ом классе средней
школы. Для построения практико-ориентированного
образования необходим новый, деятельностно-компетентностный
подход. В отличие от традиционного
образования, ориентированного на усвоение
знаний, практико-ориентированное образование
направлено на приобретение кроме знаний, умений,
навыков, опыта практической деятельности.
Образование не может быть
практико-ориентированным без приобретения опыта
деятельности, уровень которого более точно
определяется методами компетентностного
подхода. Вектор общеизвестного в дидактике
деятельностного подхода направлен к организации
процесса обучения, технологиям
практико-ориентированного образования, где весь
процесс обучения приобретает деятельностный
характер. А компетентностный подход
ориентирован, прежде всего, на достижение
определенных результатов, приобретение значимых
компетенций. Овладение же компетенциями
невозможно без приобретения опыта деятельности,
т.е. компетенции и деятельность неразрывно
связаны между собой. Компетенции формируются в
процессе деятельности и ради будущей
профессиональной деятельности. В этих условиях
процесс обучения приобретает новый смысл, он
превращается в процесс учения/научения , т.е.
в процесс приобретения знаний, умений, навыков и
опыта деятельности с целью достижения
профессионально и социально значимых
компетентностей. В докладе международной
комиссии по образованию для XXI века
"Образование: скрытое сокровище” в качестве
глобальных компетенций Жак Делор назвал
четырежды глагол "научиться”: научиться
познавать, научиться жить вместе, научиться
делать, научиться быть. Отсюда, именно
деятельностно-компетентностный подход может
стать эффективной методологией построения
практико-ориентированного образования в XXI веке.
Деятельностная технология обучения позволяет
ученика из пассивного объекта педагогического
воздействия превратить в активного субъекта
учебно-познавательной деятельности.
Деятельностная теория обучения получила широкое
развитие в педагогической психологии в
различных формах, таких, как, "Теория
развивающего обучения”,
"Личностно-деятельностное обучение”,
"Мыследеятельностный подход”,
"Личностно-ориентированное образование” и т.д.
Теория деятельности достаточно успешно
применяется и в социальной педагогике, в
качестве примера можно привести
"Деятельностную теорию усвоения социального
опыта”. В системе общего образования под опытом
деятельности подразумевается в большей степени
опыт учебно-познавательной деятельности. А само
приобретение опыта осуществляется в рамках
традиционной дидактической триады "Знания –
умения – навыки” путем формирования у учащихся
практических умений и навыков. При
деятельностно-компетентностном подходе
традиционная триада дополняется новой
дидактической единицей:
Знания — Умения — Навыки — Опыт
деятельности
Введения понятия компетентности как "умение
мобилизировать знания и опыт к решению
конкретных проблем”, позволяет рассматривать компетентность
как многофункциональный инструмент измерения
качества профессионального образования.
Деятельностно-компетентностный подход к
усвоению учебных курсов предполагает:
• прозрачность целей учебного курса;
• конкретизацию способа описания учебных
результатов на языке компетентностей;
• разработку адекватных объектам контроля
инструментов оценивания;
• согласованность целей и процедур
оценивания в учебном курсе.
Совершенно новой для нас является проверка
компетентности или некомпетентности ученика,
проверка наличия или отсутствия у него опыта
профессиональной или социальной деятельности.
Многообразие способов оценивания требует
разработки учебных заданий, инициирующих
качественное усвоение разнообразных видов
учебно-профессиональной деятельности студентов.
Для отечественного образования чрезвычайно
актуальна задача освоения этого разнообразия
способов и форм оценивания.
Деятельностно-компетентностный подход
предполагает переход от оценивания
преподавателем к сооцениванию при участии
учеников. Сегодня очень важно изменение статуса
самооценки деятельности ученика, превращение ее
в постоянно используемое в образовательном
процессе действие, например, включение
самооцениваемых работ в накопительную систему
по курсу. Когда система оценивания становится
прозрачной и критериальной, то
деятельностно-компетентностный подход может
служить и эффективным средством активизации
самого процесса приобретения социально значимых
компетенций.
Проблему компетентностного и деятельностного
подхода можно рассмотреть на заседании
педагогического совета.
Презентация.
На уроках физики использую компетентностный
подход в системе творческих домашних заданий: 1
задание. (Тема "Закон всемирного тяготения” 10
класс)Вам сообщили, что через год тяготение
"отключится”. Подготовить проект спасения
человечества. (срок 2 недели)
Презентация.
2 задание. (Тема "Тепловые двигатели и охрана
окружающей среды” 8, 10 классы) Изучить проблему:
тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Предложить пути решения . (срок 1 неделя)
Презентация
|