Деятельностный подход предусматривает не
сообщение учителя, а отчёт учащихся о
наблюдениях над художественным произведением.
Итак, первый этап изучения литературного
произведения – собирание учащимися наблюдений,
при этом школьники учатся добросовестности,
скрупулёзности, усидчивости, развивают внимание
в работе над словом. Такие наблюдения выполняют
все учащиеся. Готовя новый материал, они имеют
право на консультации в любом объёме.
Вместе с тем при подготовке нового материала
есть элемент риска: оценку получает тот, кто
согласен на её появление в журнале. Однако все
ученики внимательно прочитывают произведения, а
на уроках, при размышлениях над наблюдениями,
идёт напряжённая творческая работа, работа
мысли. Урок строится как спектакль, в котором на
первом месте – интрига мысли или чувства.
Деятельностный подход ярко выражается в форме
уроков: уроки-размышления, уроки-исследования,
подготовленные или импровизированные полемики,
ролевые игры.
Проиллюстрируем высказанные соображения на
примере урока в 10-м классе по трагедии В.Шекспира
"Гамлет”.
Подготовительная работа: вступительная беседа
об эпохе Возрождения, об особенностях этой эпохи
в Англии, о личности и творчестве В.Шекспира,
чтение учениками текста трагедии, просмотр
художественного кинофильма "Гамлет”,
подготовка индивидуальных заданий: создание
опорных схем, рисунков, сообщения "Шекспир.
Трагедия "Гамлет”. Сонеты. Общие идеи и
настроения”; подготовка выразительного чтения
стихотворения Б.Пастернака "Гамлет”.
На доске: тема урока, название книги, по которой
готовился урок (Аникст А. Трагедия Шекспира
"Гамлет”. М.: Просвещение, 1986), два эпиграфа и
свободное место для рисунков, схем.
У ч и т е л ь ч и т а е т э п и г р а ф ы:
"...он весь живёт для самого себя, он эгоист,
он скептик, и вечно возится и носится с самим
собою”.
И.С. Тургенев
"...прекрасное, чистое, благородное,
высоконравственное существо”.
И.В. Гёте
Какие разные оценки образа! Со времени создания
трагедии читатели и зрители по-разному оценивают
Гамлета, трагедия вызывает противоречивые
толкования.
Почему? В.Гюго так ответил на этот вопрос: "На
наш взгляд, "Гамлет” – главное создание
В.Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не
тревожит и не волнует нас до такой степени”.
Итак, это создание великое, поэтическое. Но есть
ещё одна причина. Определите, о каком времени
сказал поэт.
И в философии царит сомненье,
Погас огонь, осталось только тленье,
Пропали солнце и земля, и где
Тот ум, что нам помочь бы мог в беде;
Распалось всё, ни в чём порядка нет.
Ученики уверенно отвечают, что это написал наш
современник о нашей стране.
Учитель: Это стихи современника Шекспира Джона
Донна, написанные в 1611 году. Шекспир (и Донн) сумел
сказать об общечеловеческом, о том, что волнует
всех во все времена.
Как вы поняли, это произведение – трагедия.
Почему?
Ученики говорят о трагических событиях и
судьбах в этом произведении.
– Давайте разберемся, в какой обстановке
действует Гамлет.
Ученики (заранее подготовившие сообщения)
рассказывают, используя цитаты, что Гамлет
страдает от того, что "век расшатался” (в
оригинале "The time is out of joint” – "время вышло из
пазов”, "вывихнулось”).
Гамлет остро ощущает, что "Дания – тюрьма”.
Образы болезни, телесных недугов, язвы
определяют состояние
страны
(приводится множество цитат из трагедии).
Ученик комментирует свою иллюстрацию к
трагедии. На рисунке – свидание Гамлета и Офелии.
Повторяющийся мотив – решётка: на окнах, на полу,
тень от перил, даже в покрое платья. Герои рисунка
как бы за решётками, вставленными одна в другую.
Выйдут из-за одной – оказываются в другой клетке.
Ещё одно сообщение – сравнение
обоих мотивов в сонетах Шекспира и в трагедии
"Гамлет”. Подчёркивается осознание лирическим
героем сонетов окружающего мира как
трагического.
Ученики рассказывают, что в трагедии гибнут и
страдают люди, гибнет любовь. Уместно сравнение
трагедий "Ромео и Джульетта” и "Гамлет”. В
каком произведении любовь трагичнее? В
"Гамлете”, ведь Гамлет добровольно
отказывается от счастья, в то время как в "Ромео
и Джульетте” любовь торжествует. Гибнет семья:
вся семья Полония, семья родителей Гамлета,
Клавдий и Гертруда, отказывается от создания
семьи и Гамлет. На краю гибели Дания. Гамлет
страдает от того, что нарушена гармония мира, у
него трагическое мироощущение.
Итак, Гамлет вынужден действовать в
трагической ситуации.
У ч и т е л ь: Значит, он трагическая личность?
Ученики считают, что выдающаяся личность,
обладающая героической мощью, – только Гамлет.
В чём его величие и трагедия?
Работая с текстом, ребята рассказывают, что
Гамлет – учёный, высокообразованный человек. О
нём говорят герои пьесы:
О, что за гордый ум сражён! Вельможи,
Бойца, учёного, – взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы;
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных.
Гамлет – гуманист. Он не приемлет убийство как
способ уничтожения зла. Он не видит, ради кого
должен совершить это зло – новое убийство. В этом
отношении гуманист Гамлет – плоть от плоти
человек Возрождения.
Гамлет – сторонник государственности, мудрый и
справедливый монарх. Слушая его знаменитый
монолог "Быть иль не быть?..”, отмечаем: Гамлет
видит все несправедливости в своём государстве;
"...судей медливость, заносчивость властей и
оскорбленья, чинимые безропотной заслуге”.
(Показательно сопоставление этого монолога с
центральным монологом Клавдия после
представления "Мышеловки”: обе речи
произносятся в критический момент, когда герои
решают, как быть дальше, обоих мучает чувство
раздвоенности, нерешительности. Но смысл
нерешительности разный: благородство одного и
низость другого.)
Гамлет смел, быстр, решителен и благороден.
В классе находятся возражения: им владеет и
чувство мести, а благородно ли оно?
У ч и т е л ь: Вспомним, сколько мстителей за
кровавую обиду в пьесе. Их три: Гамлет, Лаэрт,
Фортинбрас. Сравним их. Чертим на доске таблицу и
просим вписать в каждый столбик имя. Кто из
героев выше?
Это не случайно: в трагедии "Гамлет” тема
мести приобретает проблемный характер.
Обычно ученики "не замечают” Фортинбраса, а
ведь Гамлет им восхищался. Фортинбрасом движет
не месть, а желание славы, стремление к подвигам,
честолюбие. Он всей душой принимает законы
рыцарского поединка, добровольно отказывается
от мести за убитого в честном бою отца. Датский
престол переходит к Фортинбрасу по моральному
праву. Это желание и Гамлета, и мимо этого образа
проходить не стоит хотя бы потому, что именно
Фортинбрас будет на троне вместо Гамлета, он
будет править любимым Гамлетом народом.
Очень часто ученики восхищаются Лаэртом.
Перечитывая вместе с классом строки о мести
Лаэрта, обнаруживаем, что он менее всего склонен
рассуждать. Как в старой феодальной вольнице, он
считает себя равным королю, для него король –
"лишь первый среди равных”. Недолго думая, он
поднимает чернь на бунт, чтобы убить короля:
В геенну верность!
Клятвы к чёрным бесам!
Боязнь и благочестье в бездну бездн!
И будь что будет: лишь бы за отца
Отмстить как должно.
Месть за отца для него – дело чести. Не менее,
чем смертью, он возмущён тем, что Полоний
похоронен без должных почестей, сокращён обряд
над прахом Офелии.
Лаэрт готов перерезать Гамлету глотку в церкви,
а убийство в церкви – тягчайший грех,
святотатство. Он без колебаний соглашается по
наущению Клавдия на подлые условия поединка с
Гамлетом, на применение яда. Лаэрт нарушает
правила чести, благородства, ведёт себя не как
рыцарь, а как подлый убийца.
Ребята, готовые отдать пальму первенства
Лаэрту, убеждены теперь, что ему принадлежит
только низшая ступень.
Однако поставить на высшую ступень Гамлета им
пока мешает раздумье: почему же он не поднял
народ на борьбу? Народ его любил, пошёл бы за ним.
Некоторые ребята считают, что для Гамлета
главное – своей рукой покарать убийцу отца.
Однако для Гамлета важнее другая причина: он
сторонник государственности, поэтому не может
поднять восстание против монарха.
Анализируя строки о поведении Гамлета во время
поединка с Лаэртом, вспоминая, как Гамлет
добивался несомненных доказательств виновности
Клавдия, ребята убеждаются: Гамлет – мститель
поневоле, по воле судьбы, но мститель
благородный.
Ребятам предлагается представить, что они
скульпторы и получили задание изваять Гамлета.
Какую позу выбрать, что вложить в руки? Сначала
вариант: Гамлет с черепом Йорика в руках.
Обсуждение продолжается, первый вариант
отбрасывается как очень распространённый, и
приходим к итогу: меч или шпага обязательны (ведь
Гамлет – боец и борец), обязательна и книга как
символ человека образованного и творческого (не
забудем, как Гамлет выступил в роли драматурга).
Решаем, что Гамлет стоит в раздумье, с раскрытой
книгой в руках.
У ч и т е л ь: Но ведь такая скульптура уже есть!
(В его руках появляется фигурка Дон Кихота.
Замечательная минута ошеломления в классе.)
Случайно ли это совпадение?
Устанавливаем, что оба героя борются со злом в
мире в одиночку. В одном случае это комично, в
другом – трагично, но всё равно оба обречены.
У ч и т е л ь: В чём же трагедия Гамлета?
– В том, что гибнет лучший человек
государства, сознающий, что не он руководит
судьбой, а судьба им, что, борясь со злом, он
вынужден умножать зло.
– Гамлет пережил тяжёлые утраты: убийство отца,
предательство матери, которая была для него
идеалом женщины; сам он вынужден отказаться от
любви. Исчезли красота и радость жизни. Ему не
хочется больше жить, и на земле его удерживает
лишь долг мести.
Очень чувствительный Гамлет страдает от того,
что зло, вражда, измена разъели самые основы
человечности: брат убил брата! Призрак возложил
на Гамлета задачу мести. Но Гамлет понимает свою
миссию шире:
Век расшатался – и скверней всего,
Что я рождён восстановить его!
Эта задача непосильна для человека.
Гамлет мечтал отдаться истинно человеческим
интересам и стремлениям, а вынужден совершить
зло. Гибель его неизбежна, он понимает это.
Звучит стихотворение Б.Пастернака "Гамлет”.
Д о м а ш н е е з а д а н и е (н а в ы б о р):
- составить схему "Система образов в трагедии”;
- письменно или устно дать рассуждение на тему
урока;
- письменно или устно рассказать об одном из
героев трагедии, о его месте в системе образов.
Можно своё понимание образа показать в схеме или
на рисунке; - тема реферата: сравнить перевод Б.Пастернака с
другими переводами пьесы.
|