Пояснительная записка
Урок такого типа проводится в 10-м классе по
химии после изучения темы "Спирты”. Сценарий
урока готовится по технологии критического
мышления. В технологии существует много
методических приемов для реализации целей урока.
Данный урок построен на основе приема "Шляпы
мышления”.
- Стадия вызова – вступительное слово побуждает
ученика к работе;
- Стадия осмысления – получение и осмысление
информации;
- Стадия рефлексии – обобщение полученной
информации.
Цель: на основе знаний о свойствах
спиртов раскрыть вопрос о действии алкоголя на
организм человека; особенно заострить внимание
на отрицательном воздействии алкоголя на
организм человека.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать расширению знаний учащихся о
действии алкоголя на организм человека.
- Заострить внимание на отрицательном
воздействии алкоголя на организм человека.
Развивающие:
- Содействовать развитию критического мышления.
- Развивать навыки групповой работы.
- Развивать интеллектуальные и познавательные
умения учащихся.
- Развивать умения устанавливать
причинно-следственные связи, классифицировать,
сравнивать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание ответственности к своему здоровью и
здоровью окружающих.
- Содействовать воспитанию у учащихся
организованности, аккуратности при выполнении
самостоятельной работы.
Методы обучения:
Методы организации учебной деятельности:
проблемный, поисковый, словесный, практический.
Методы стимулирования интереса к учению:
учебная дискуссия.
Методы контроля: устный контроль и
письменный контроль
Средства обучения:
- Отрывок из научно-популярной литературы о
действии алкоголя на организм человека.
- "Шляпы мышления”: белая, красная, желтая,
черная, зеленая, фиолетовая.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Учитель: Еще в IV веке до н.э. люди умели
приготавливать напитки, содержащие этиловый
спирт. Вино получали сбраживанием фруктовых и
ягодных соков. Однако выделять из него
дурманящий компонент научились значительно
позже. В XI веке алхимики обнаружили, что при
нагревании вина образуются пары летучего
вещества, которые при охлаждении конденсируются
в бесцветную жидкость со жгучим вкусом. В средние
века винный спирт считался одним из сильнейших
лекарственных средств, одно из первых его
названий – aqua vitae – "жизненная вода”.
Сегодня мы поговорим о роли алкогольных
напитков на организм. Мы должны рассмотреть
положительные и отрицательные свойства
алкоголя.
3. Класс разбивается на шесть групп по уровню
знаний
- Группа "Белая шляпа” – констатация факта. Вы
должны пересказать текст.
- Группа "Красная шляпа” – эмоции. Что вы,
почувствовали , прочитав текст.
- Группа "Жёлтая шляпа” – положительная оценка
содержания. Что позитивного в содержании.
- Группа "Чёрная шляпа” – критика. Как вы,
считаете, прав автор текста?
- Группа "Зелёная шляпа” – творчество. Ваша
задача обосновать последствия, изложенных в
тесте фактов.
- Группа "Фиолетовая шляпа” – обобщение. Ваша
задача обобщить все сказанное и сделать вывод.
Каждая группа получает один и тот же отрывок, по
которому будет выполнять задание.
"В соответствие с современными воззрениями
этиловый спирт относится к ксенобиотикам –
веществам, не содержащимся в человеческом
организме, но влияющим на его жизнедеятельность.
Ксенобиотики можно разделить на три группы:
– питательные вещества, которые обеспечивают
организм энергией;
– лекарственные средства, влияющие на наше
самочувствие, воздействуя на биохимические
процессы в организме;
– яды – вещества, нарушающие естественные
биологические процессы, вызывая нарушения в
работе организма или смерть.
Этиловый спирт можно одновременно отнести ко
всем трем группам. Это зависит от количества
вещества, поступившего в организм, и от состояния
здоровья. Потребление алкоголя в средние века
было не просто дурной привычкой, за счет этанола
организм получал около 25% энергии! Это не в
последнюю очередь объясняется тем, что обычным
напитком в те времена было пиво, которое и до сих
пор называют "жидким хлебом”. Известно
дезинфицирующее и антибактериальное действие
этанола, его влияние на поведение человека. Но
чрезмерное его употребление вызывает нарушение
психики, разрушение внутренних органов и даже
смерть.”
На работу в группах отводится 10 минут.
4. Обсуждение результатов и подведение итогов
работы
Вывод: Этиловый (медицинский) спирт имеет
широкий спектр свойств, которые по-разному
оказывают действие на организм. В малых
количествах спирт – лекарство.
В больших количествах спирт нарушает здоровье,
психику человека. Особенно подвержен действию
алкоголя подростковый организм. Алкоголь
действует на развитие половых клеток, что в
последствие приводит к рождению неполноценных
детей.
Самое главное , алкоголь разрушает психику
человека.
5. Выполнение домашнего задания
На основе межпредметных связей с биологии
выполнить задание.
Заполните таблицу.
Токсическое действие этилового
спирта
на различные уровни организации живой материи
Уровень организации живой материи |
Проявление спиртом токсических свойств |
Молекулярный уровень |
|
Клеточный уровень |
|
Уровень органов |
|
Уровень систем органов |
|
Организменный уровень |
|
|