Цель урока: создать у школьников яркий впечатляющий
образ страниц истории «малой Родины»; способствовать
воспитанию чувства гражданственности и любви к истории родного края.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование знаний, познавательного интереса к истории Кубани;
- показать связь событий и явлений (Россия и Кубань).
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории
«малой Родины»;
- формирование национального самосознания.
Развивающие:
- развивать образную речь учащихся на основе сюжетного рассказа с
привлечением исторических и литературных источников;
- формировать у школьников навыки самостоятельной поисковой и
творческой работы при изучении истории края.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-экскурсия.
Подготовительный этап урока: учитель готовит группы
помощников. Это могут быть члены кружка, ребята, посещающие
факультативные занятия, учащиеся, увлекающиеся историей. Заранее
педагог проводит с ними консультации.
Урок проводится в форме заочной экскурсии по экспозиции музея им.
М.Ю. Лермонтова в Тамани.
Цели задачи консультации: составление
списка экскурсионных объектов, памятки по характеристике объекта,
маршруты следования, разработка творческих заданий.
Групповая работа:
- Группа №1: экскурсоводы (разработка экскурсии по
экспозиции музея).
- Группа №2: путешественники (разработка маршрута следования М.Ю.
Лермонтова по Кавказу и места пребывания декабристов).
- Группа №3: знатоки истории (разработка вопросов викторины).
Ход урока
Слайд 1.
Вводное слово учителя
Таманская земля знаменита своим славным прошлым. Действительно,
трудно найти еще более благословенный уголок, где прекрасный теплый
климат сочетается с разнообразной богатой природой. Здесь седая
древность тесно переплетается с сегодняшним днем. Тамань богата
памятниками старины. Обратимся к карте и полистаем страницы
истории (работа с настенной исторической картой или презентация).
Вопросы учащимся:
- Какое царство существовало на Таманской земле в VI в. до н.э. ? (Боспорское).
- Какое княжество образовалось здесь в конце X – начале XII вв.? (Тмутараканское)
- В каком году Тамань вошла в состав России? (1774)
- В каком году черноморские казаки основали станицу Таманскую? (1792)
В 1989 году в станице Тамань открыт музей с редчайшими
археологическими памятниками. С Таманью связано имя великого русского
поэта М.Ю. Лермонтова. - Знаете ли вы, ребята, какое произведение В.Г. Белинский назвал
«жемчужиной русской прозы»? (повесть «Тамань»).
Итак, начинаем нашу экскурсию. Путешествовать по
экспозиции музея нам будут помогать помощники – экскурсоводы. Слушайте
внимательно и вы узнаете, какая загадочная история приключилась с поэтом
в Таманском городке.
Вниманию ребят предлагается экспозиция: «М.Ю. Лермонтов в Тамани».
Помощники – экскурсоводы начинают экскурсию.
Волны бегут чередой, бьются о высокий берег и скатываются в море.
Луна поглядывает из-за туч, освещая залив, глинистый мыс и стоящее на
нем подворье: хату, старую рыбацкую лодку, сети и каменный забор с
калиткой. Ночь … На подворье - ни души… Здесь живут воспоминания
былого…
Справа от калитки – мемориальная доска: «Дом – музей в память
пребывания великого русского поэта М.Ю.Лермонтова на Тамани в сентябре
1837 года». А рядом, у спуска к морю – памятник: поэт застыл в бронзе,
взгляд его устремлен на север, туда, где Родина, друзья и милая
бабушка… (демонстрация 1,2,3,и 4 репродукции или презентация).
1837 год, 27 января. У Черной речки смертельно ранен А.С. Пушкин.
Лермонтов пишет «Смерть поэта». Далее следует резолюция НиколаяI:
«Корнета Лермонтова за сочинение … стихов перевести тем же чином в
Нижегородский драгунский полк», т.е. на Кавказ. Он выезжает в
«действующий отряд» на правый фланг Кавказской кордонной линии, в
Геленджик. Путь туда лежит через Тамань.
«Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов
России. Я там чуть- чуть не умер с голоду, да еще вдобавок меня хотели
утопить. Я приехал на перекладной тележке поздно ночью, после долгого
странствия по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни ветхие
заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря… »
«Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи
составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В
разбитое стекло врывается морской ветер».
В 1987 году Тамань посетил краевед из Екатеринодара Е.Д. Фелицын.
Ему удалось найти подворье Федора Мисника. Описываемая в повести хата
была еще цела. Фелицын зарисовал и обмерил ее: - 7 шагов ширины и 16
длины, крытая камышом (репродукция 5 или презентация).
Вот куда забросила судьба корнета Лермонтова с гранитных берегов
Невы от светских салонов, Александрийского театра, от железно дороги… В
Тамани поэт пробыл 3-4 дня. Именно здесь с ним приключилась странная
история (экскурсовод рассказывает случай встречи поэта с
контрабандистами и желание последних утопить невольного свидетеля).
Комендант крепости полковник П.Я. Посыпкин отметил ему подорожную и
сообщил новость – в Геленджик ехать нет надобности, осеннюю экспедицию
против горцев отменили. Ему, корнету Лермонтову, следует возвращаться в
укрепление Ольгинское.
Вторая группа помощников – путешественники
представляют маршрут следования поэта по Кавказу и
места встречи его с декабристами (в ходе продолжения сюжетного рассказа
экскурсоводов).
И снова дорога…
В сентябре 1938 г. Лермонтов приехал в Ольгинское укрепление, где
получил предписание отправиться в свой полк и подорожную до Тифлиса. В
Тифлис надо было ехать через Ставрополь, куда поэт попал в начале
октября. Туда же прибыли декабристы М.М. Нарышкин, А.И. Одоевский, М.А.
Назимов. От своего родственника А.И. Петрова, начальника штаба
Кавказской линии, Лермонтов узнал, что в городе декабристы, что здесь
Одоевский. Внутренняя связь Лермонтова с Одоевским была давней.
Лермонтов знал не только его ответ Пушкину на послание «В Сибирь». Еще
раньше, в Москве читал в «Литературной газете» его стихотворение
«Пленник». И вот теперь Лермонтов мог увидеть того, кто был ему близок
столько лет…
Приехавшие декабристы уже слышали имя молодого поэта и знали стихи,
за которые он был сослан, но просили его самого прочитать их. (Можно
озвучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Памяти поэта»).
Лермонтов и Одоевский из Ставрополя поехали вместе, в один и тот же
полк. Дорога сближает. Справа сиял Кавказ, слева шумел Терек.
Разговорам поэтов не было конца. И не было конца молчанию … и стихам!
… Он сохранил и блик лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную … (М.Ю. Лермонтов «Памяти Одоевского»)
(обратить внимание на портрет М.Ю. Лермонтова).
Сведений о второй поездке поэта в наш край еще меньше.. Известно,
что весной 1840г. он был откомандирован в Тенгинский полк, стоявший в
начале ст. Ивановской, а затем в Анапе.
Своеобразный поэтический портрет Кубани, включивший в себя все, что
составляет само понятие «Кубань», создан Лермонтовым в стихотворении,
посвященном памяти А.И. Одоевского. (далее следует обратить внимание
учащихся на отрывок из стихотворения «Памяти Одоевского»).
Вот она наша Кубань, какой видел ее Лермонтов: бескрайняя степь,
серебряные горы и загадочный говор моря. И это все «судьба соединила
так чудесно».
Подвести итоги путешествия нам помогут участники 3-ей
группы помощников, знатоки истории. Они
предлагают викторину «Странички истории Кубани».
Вопросы викторины:
- Где расположен дом – музей в память пребывания великого русского
поэта М.Ю. Лермонтова на Кубани? (Тамань)
- В каком звании находился поэт, направленный Николаем I, служить
на Кавказ? (корнет)
- Причины ссылки Лермонтова на Кавказ? (Стихотворение «Смерть
поэта»)
- Куда был направлен М.Ю. Лермонтов для прохождения службы?
(Геленджик)
- Назовите имя кубанского краеведа, который занимался исследованием
пребывания Лермонтова в Тамани (Е.Д. Фелицын)
- Укажите имя поэта – декабриста, с которым Лермонтов встречался на
Кавказе (Одоевский).
- Назовите места пребывания декабристов на Кубани и Черноморье
(Екатеринодар, Тамань, Анапа, Геленджик, Абинск и т.д.)
|