Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 15:07:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Декабристы в Сибири
04.04.2011, 13:10:23

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года.
  2. Показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края.
  3. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
  4. Способствовать формированию чувства гордости и уважения к истории родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока:

  1. Презентация "Декабристы в Сибири”.
  2. Диск с музыкой: Г.Свиридов "Зимняя дорога”, Г.Свиридов "Pastorale”, К.Фролов "Посвящение жёнам декабристов”.
  3. Роспись государственным преступникам, приговором Верховного уголовного суда осуждаемым к разным казням и наказаниям.
  4. П.Е.Анненкова "Записки жены декабриста”/раздаточный материал.
  5. М.Н.Волконская "Записки”/раздаточный материал.
  6. А.Г.Муравьёва "Письма из Сибири родным”/раздаточный материал.
Загрузить презентацию (1,33 МиБ)

Ход урока

I. Организационный момент урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Сообщение плана занятия.

II. Изучение нового материала.

Учитель: 14 декабря 1825 года. Сумрачный зимний петербургский день. Стоячее каре у "Медного всадника”. Несогласованность действий одних, невыполнение крайне неподготовленного плана восстания другими, и так называемая "оторванность от народа”, и … загремели картечью пушки. Первое вооружённое и программное выступление в России потерпело поражение, сто двадцать один декабрист был осужден по "делу 14 декабря”.

А) Приговоры Верховного уголовного суда.

Сообщение учащегося "Расследование и приговоры” (на основе исторических документов).

Б) Жёны декабристов.

Учитель: 11 женщин, несмотря на разрешение императора развестись с государственными преступниками, решили разделить судьбу своих мужей и ехать в неизвестную страшную Сибирь. (Фоном звучит песня К.Фролова "Посвящение жёнам декабристов”, идут слайды с портретами)

Учащийся читает строки из поэмы Н.А.Некрасова "Русские женщины”:

Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;
Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.
Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.
Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,
Творя молитву, образок
Повесил в правый уголоФ
И – зарыдал… Княгиня-дочь…
Куда-то едет в эту ночь…

(Фоном звучит музыка Г.Свиридова "Зимняя дорога”)

Учитель: Так начинался путь в Сибирь первой из декабристок Екатерины Трубецкой.

Сообщение учащегося "Трудности пути” (на основе исторических документов)

В) Каторга в Благодатском руднике и Петровском заводе

Учитель: Большинство декабристов были осуждены на каторгу. Каторжные работы для них начались в Благодатском руднике. В 1830 году условия каторги для декабристов были улучшены: с них сняли кандалы, сократили время работы, перевели в Петровский (и другие) заводы.

Какими были условия каторги для государственных преступников?

Какую роль в жизни декабристов играли их жёны в данный период? Не был ли их приезд напрасным?

Учащиеся работают с историческими документами в парах, отвечают на поставленные вопросы.

Г) Деятельность на благо Сибирского края.

Учитель: По истечении сроков каторги декабристы расселялись по просторам Сибири: Чита, Иркутск, Тюмень, Тара, Омск и т.д. Они создавали с местным населением прочные родственные и дружеские связи. Декабристам было разрешено заниматься наукой, медициной, преподаванием, поступать на государственную службу.

Сообщение учащегося "Деятельность на благо Сибирского края”.

Д) После 1856 года.

Учитель: Для многих Сибирь стала последним приютом – дорогой длиною в жизнь. "Мы не на шутку начинаем заселять сибирские кладбища”, – писал с грустью Пущин. 3а тридцать лет сибирской ссылки декабристы сроднились со своей новой родиной. Покидая ее, многие из них, как Наталья Дмитриевна Фонвизина, кланялись Сибири "в благодарность за ее хлеб-соль и гостеприимство”. Флегонт Миронович Башмаков отказался выезжать в Россию, решив, что его родиной навсегда стала Сибирь. Пришедшее, наконец, "прощение” вызывало у декабристов двойственное чувство: хотелось вернуться в родные места, увидеть оставшихся еще близких, познакомиться с молодым поколением и жаль было расставаться с пусть скромным, но налаженным бытом, сложившимся кругом друзей, возмущало и недоверие нового монарха, отдававшего возвращавшихся стариков под надзор полиции. Александр II позаботился об эффектном представлении своей "милости” (доставить Манифест об амнистии в Иркутск было поручено сыну декабриста Михаилу Волконскому), но ясно дал понять, что они по-прежнему в глазах власти преступники и милосердие проявлено лишь из-за старости декабристов и своеобразной традиции прощения пострадавших от ушедшего царя, сложившейся в России еще в XVIII в.

III. Закрепление изученного материала.

  • О чём мы узнали сегодня на уроке?
  • Какую роль играли декабристы в жизни Сибирского края?
  • Чем они заслужили любовь сибиряков?

Учащиеся работают в парах (разгадывают кроссворд)

  1. Рудник, на котором работали большинство декабристов.
  2. Первая из женщин-декабристок.
  3. Император, который взошёл на престол в 1825 году.
  4. Император, который разрешил декабристам в 1856г. вернуться в Россию.
  5. В этом сибирском городе в разное время проживали до 15 декабристов и их семьи.
  6. Самая большая колония декабристов проживала в …… заводе.
  7. Помилование, объявленное декабристам в 1856г.
  8. Этот декабрист несколько лет служил в Омске.
  9. Большинство декабристов были осуждены на …… .

IV. Подведение итогов урока.

  • Выводы по теме "Декабристы в Сибири”

Учитель: "Декабристы в тех местностях Сибири, где они жили, приобрели необыкновенную любовь народа. Они имели громадное нравственное влияние на сибиряков, их прямота, всегдашняя со всеми учтивость, простота в обращении и, вместе с тем, возвышенность чувств ставили их выше всех, а между тем они были равно доступны для каждого”.

М.Д.Францева (Воспитанница семьи Фонвизиных).

  • Выставление оценок учащимся
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Носик | Теги: поурочные планы, открытый урок, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 2060 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0