Цели и задачи
урока:
- Познакомить учащихся с жизнью декабристов
после восстания 14 декабря 1825 года.
- Показать роль декабристов в общественной жизни
Сибири, в освоении и изучении Сибирского края.
- Способствовать развитию познавательного
интереса учащихся.
- Способствовать
формированию чувства гордости и
уважения к истории родного края.
Тип
урока: изучение нового
материала.
Оборудование
урока:
- Презентация "Декабристы в Сибири”.
- Диск с музыкой: Г.Свиридов "Зимняя дорога”,
Г.Свиридов "Pastorale”, К.Фролов "Посвящение жёнам
декабристов”.
- Роспись
государственным преступникам,
приговором Верховного уголовного суда
осуждаемым к разным казням и наказаниям.
- П.Е.Анненкова "Записки жены
декабриста”/раздаточный материал.
- М.Н.Волконская "Записки”/раздаточный материал.
- А.Г.Муравьёва "Письма из Сибири
родным”/раздаточный материал.
Загрузить презентацию
(1,33 МиБ)
Ход урока
I. Организационный момент урока.
- Сообщение темы и цели урока.
- Сообщение плана занятия.
II. Изучение нового материала.
Учитель:
14 декабря 1825 года. Сумрачный
зимний петербургский день. Стоячее каре у
"Медного всадника”. Несогласованность действий
одних, невыполнение крайне неподготовленного
плана восстания другими, и так называемая
"оторванность от народа”, и … загремели
картечью пушки. Первое вооружённое и программное
выступление в России потерпело поражение, сто
двадцать один декабрист был осужден по "делу 14
декабря”.
А) Приговоры Верховного уголовного
суда.
Сообщение
учащегося "Расследование и
приговоры” (на основе исторических
документов).
Б) Жёны декабристов.
Учитель:
11 женщин, несмотря на
разрешение императора развестись с
государственными преступниками, решили
разделить судьбу своих мужей и ехать в
неизвестную страшную Сибирь. (Фоном звучит
песня К.Фролова "Посвящение жёнам декабристов”,
идут слайды с портретами)
Учащийся читает
строки из поэмы
Н.А.Некрасова "Русские женщины”:
Покоен, прочен и
легок
На диво слаженный возок;
Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.
Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.
Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,
Творя молитву, образок
Повесил в правый уголоФ
И – зарыдал… Княгиня-дочь…
Куда-то едет в эту ночь…
(Фоном
звучит музыка Г.Свиридова
"Зимняя дорога”)
Учитель: Так
начинался путь в Сибирь
первой из декабристок Екатерины Трубецкой.
Сообщение
учащегося "Трудности пути”
(на основе исторических документов)
В) Каторга в Благодатском руднике и
Петровском заводе
Учитель:
Большинство декабристов
были осуждены на каторгу. Каторжные работы для
них начались в Благодатском руднике. В 1830 году
условия каторги для декабристов были улучшены: с
них сняли кандалы, сократили время работы,
перевели в Петровский (и другие) заводы.
Какими были условия
каторги для
государственных преступников?
Какую роль в жизни
декабристов играли
их жёны в данный период? Не был ли их приезд
напрасным?
Учащиеся работают с историческими
документами в парах, отвечают на поставленные
вопросы.
Г) Деятельность на благо Сибирского
края.
Учитель:
По истечении сроков каторги
декабристы расселялись по просторам Сибири:
Чита, Иркутск, Тюмень, Тара, Омск и т.д. Они
создавали с местным населением прочные
родственные и дружеские связи. Декабристам было
разрешено заниматься наукой, медициной,
преподаванием, поступать на государственную
службу.
Сообщение учащегося "Деятельность на
благо Сибирского края”.
Д) После 1856 года.
Учитель:
Для многих Сибирь стала
последним приютом – дорогой длиною в жизнь. "Мы
не на шутку начинаем заселять сибирские
кладбища”, – писал с грустью Пущин. 3а тридцать
лет сибирской ссылки декабристы сроднились со
своей новой родиной. Покидая ее, многие из них,
как Наталья Дмитриевна Фонвизина, кланялись
Сибири "в благодарность за ее хлеб-соль и
гостеприимство”. Флегонт Миронович Башмаков
отказался выезжать в Россию, решив, что его
родиной навсегда стала Сибирь. Пришедшее,
наконец, "прощение” вызывало у декабристов
двойственное чувство: хотелось вернуться в
родные места, увидеть оставшихся еще близких,
познакомиться с молодым поколением и жаль было
расставаться с пусть скромным, но налаженным
бытом, сложившимся кругом друзей, возмущало и
недоверие нового монарха, отдававшего
возвращавшихся стариков под надзор полиции.
Александр II позаботился об эффектном
представлении своей "милости” (доставить
Манифест об амнистии в Иркутск было поручено
сыну декабриста Михаилу Волконскому), но ясно дал
понять, что они по-прежнему в глазах власти
преступники и милосердие проявлено лишь из-за
старости декабристов и своеобразной традиции
прощения пострадавших от ушедшего царя,
сложившейся в России еще в XVIII в.
III. Закрепление
изученного материала.
- О чём мы узнали сегодня на уроке?
- Какую роль играли декабристы в жизни Сибирского
края?
- Чем они заслужили любовь сибиряков?
Учащиеся работают в парах (разгадывают
кроссворд)
- Рудник, на котором работали
большинство
декабристов.
- Первая из
женщин-декабристок.
- Император,
который взошёл на престол в 1825 году.
- Император, который разрешил декабристам в
1856г.
вернуться в Россию.
- В
этом сибирском городе в разное время
проживали до 15 декабристов и их семьи.
- Самая большая колония декабристов проживала в
…… заводе.
- Помилование,
объявленное декабристам в 1856г.
- Этот декабрист несколько лет служил в Омске.
- Большинство декабристов были осуждены на …… .
IV. Подведение итогов
урока.
- Выводы по теме "Декабристы в Сибири”
Учитель:
"Декабристы в тех
местностях Сибири, где они жили, приобрели
необыкновенную любовь народа. Они имели
громадное нравственное влияние на сибиряков, их
прямота, всегдашняя со всеми учтивость, простота
в обращении и, вместе с тем, возвышенность чувств
ставили их выше всех, а между тем они были равно
доступны для каждого”.
М.Д.Францева
(Воспитанница семьи
Фонвизиных).
- Выставление оценок учащимся
|