Цель: 1. Расширить знания о декоративном монументальном
искусстве (витражи).
2. Развивать творческий подход в создании
сюжетно-декоративных композиций на основе природных форм в круге, квадрате,
прямоугольнике; совершенствовать навыки работы в технике вытынанки.
3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к
материалам и инструментам.
Оборудование: материалы: альбомный лист, черный картон,
клей, ножницы, нож для бумаги, линейка, цветные карандаши; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: фотографии с изображением витражей
соборов Германии, Франции средних веков; современные витражи общественных зданий;
образцы выполнения работ; мотив петуха в декоративных композициях в разных
техниках (петриковская роспись, вышивка, витраж и др.)
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Тела каких живых организмов покрыты узорами?
— Какими качествами должен обладать художник, чтобы
создать орнамент, основой которого являются природные формы?
III.
Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Многие из вас, посещая театры, музеи, Дворцы культуры,
супермаркеты, наверное, обратили внимание на окна, которые играют всеми цветами
радуги. Это витражи, придающие зданиям нарядный, торжественный и праздничный
вид.
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы создадим имитацию витража в
технике вытынанки.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Витраж относится к монументальной живописи, главное
назначение которой — украшение интерьеров зданий. (Демонстрация фотографий.)
Слово «витраж» происходит от французского vitre — «стекло». Искусство это зародилось в Западной
Европе, уже в IV в. в церквях появились разноцветные окна с орнаментом в виде
геометрических фигур. Расцвет этой техники приходится на XIII в. Это был период
готического стиля. В соборах роспись уступила место витражу, что связано с
использованием новой конструкции, при которой стены перестали служить опорой
свода. Это позволило проделать в них множество окон, арок. В период готики
начали изображать целые картины с изображением людей и животных. При
рассеянном свете кусочки стекла напоминали драгоценные камни. Пространство
собора со светом, льющимися сквозь стекла, создавало образ небесного мира.
Лучшие образцы витражей можно увидеть в соборах Франции и Германии.
(Демонстрация фотографий.) При выполнении имитации витража, т. е. работы очень
близкой к настольному витражу, мы должны помнить о его особой декоративной
специфике, где темный контур играет очень важную роль.
VI. Практическая работа
Учитель напоминает правила работы с ножницами и макетным
ножом.
Каждый из вас выберет любимый мотив природной формы и
воплотит замысел в декоративную композицию — имитацию витража для Музея
природы.
Этапы выполнения работы.
1) Сделайте эскиз, в котором проработайте рисунок
будущего витража, т. е. величину, цвет, расположение пятен, толщину и характер
соединяющих жилок и т. д.
2) Рисунок будущего витража перенесите на лист черного
картона и вырежьте макетным ножом — получите каркас будущего витража.
3) Соответствующие части каркаса заполните деталями из
цветной бумаги.
Для этого обведите каждую деталь на бумаге нужного
цвета и вырежьте с наибольшим припуском для нанесения клея. Хорошо, если это
бумага будет полупрозрачной (креповая, папиросная). Каркас также можно
наклеить на кальку и раскрасить фломастерами.
4) Установить витраж в окне, он будет сиять
разноцветными огнями.
VII. Завершение урока
Выставка витражей. Подведение итогов урока. Задание на
следующий урок: принести плотную белую бумагу, акварельные краски, восковую или
стеариновую свечу, черную тушь, мыло или шампунь, иголку или шило, лезвие
бритвы, нож. Целесообразно, чтобы основа для будущего рисунка была подготовлена
заранее дома. |