Цель: 1. Расширить знание о гармоничном единстве формы
и декора; формировать понятие «сюжет-но-декоративная композиция»; научить создавать
замкнутый орнамент.
2. Развивать чувство ритма, гармонии, глазомер,
образное мышление.
3. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление к
изучению и познанию природных формообразований, произведений декоративного
искусства.
Оборудование: материалы:белая бумага, цветная бумага
холодных оттенков, ножницы, клей, блестки, фольга гелевые перламутровые ручки;
альбом с шаблонами;
зрительный ряд: репродукции или образцы изделий
декоративно-прикладного искусства с орнаментом, сюжетные композиции декоративного
искусства;
литературный ряд: отрывки из стихотворений Ю. Куранова
и И. Бунина.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Что такое язык символов?
— Приведите примеры символов.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя с элементами беседы.
— Часто ли зимой можно услышать пение птиц?
— А можете ли вы зимой увидеть цветущие луга?
Конечно же, нет. Зимой природа отдыхает. Никто и ничто
не
смеет нарушить ее покой.
...Зима в дремучий сон погружена,
Зима молчит, зима покою рада,
Когда звучит, как пенье, тишина
В сиреневом круженье снегопада.
Ю. К ура нов
И только мороз как истинный мастер кисти и пера,
трудится над созданием своих прекрасных картин и днем, и ночью.
...На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы
расцвели...
И. Бунин
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы будем создавать декоративную
композицию «Зимняя птица», которая ни одним звуком не нарушит зимнюю тишину.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению
— народное: народ создает вещи, придавая им нужную форму, сохраняя красоту. Но
как сложно создать вещь, в которой форма, конструкция, пропорция, материал,
фактура должны указывать на определенную функцию. Давайте рассмотрим посуду
для жидкости. Какое разнообразие! (Демонстрация образцов изделий
декоративно-прикладного искусства). Молочник не велик, форма круглая,
приземистая, тулово широкое, сжатое сверху и снизу й поэтому устойчивое,
круглая толстая ручка способна выдержать теплый сосуд с жидкостью. А теперь
посмотрите на этот сосуд — кумган — металлический сосуд для хранения шербета —
сладкого фруктового прохладительного напитка. У него круглое большое тулово на
широкой устойчивой ножке, высокое узкое горлышко; от самой широкой части
тулова в сторону и вверх отходит сначала широкий, а затем сужающийся длинный
носик, позволяющий аккуратно выливать из кувшина густую жидкость. Из рассмотренных
примеров видно, что форма каждого сосуда определяется его практическим
прикладным назначением. Создатель этих форм старается придать им эстетический
вид, наделяя декором. Если выполнить цветочную роспись на широком тулове
молочника, тулово выделяется как главная часть сосуда и наше внимание
привлекает белая форма, напоминающая о свежести молока.
Иные чувства может вызвать кувшин для шербета. От его
формы — изящной, стройной — веет экзотикой Востока. Форма требует тонкого
кружева, узора, из-за чего он будет казаться сказочным сосудом, хранящим
волшебный эликсир.
Важная роль в декоре вещей отводится замкнутому орнаменту
— узору, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают
замкнутое движение. Замкнутый орнамент не только украшает поверхность предмета,
но и выделяет этот предмет или его главные части. Например, если орнамент
нанести только на края и углы головного платка, узор усилит значение границ и
выделит середину как свободное поле. Такой принцип размещения замкнутого орнамента
применяют для украшения скатертей, салфеток, тарелок. И напротив, орнамент,
размещенный в центре, выделяет его, в то время как края, растворяясь,
зрительно увеличивают размер поверхности. Таким орнаментом украшают потолки,
полы, скатерти. Для подчеркивания целостности предмета его поверхность лучше
украсить замкнутым орнаментом.
Замкнутый орнамент может быть представлен сюжетным
рисунком, изображающим определенное явление, событие, конкретного человека или
вещь. Посмотрите на образцы сюжетной композиции, в которых пышноцветие
подчеркивает богатство и пышность украинской природы, фигуры людей в
праздничной одежде придают декоративной композиции национальный колорит.
(Учитель демонстрирует образцы сюжетных композиций).
VI. Практическая работа
1. Беседа.
Декоративная композиция, которую мы сегодня выполним,
называется «Зимняя птица».
— Какие ассоциации вызывает у вас название композиции.
(Зима, холод).
— Какая цветовая гамма поможет наиболее полно раскрыть
художественный образ этой птицы? (Холодная).
— Какие элементы зимней природы наиболее тесно связаны
с вытыканкой? (Снежинки, узоры на окне, иней).
— Какие декоративные материалы вы хотели бы добавить в
свою работу? (Блестки, узор, выполненный перламутровыми гелевыми ручками,
фольгу).
2. Создание композиции «Зимняя птица». Этапы
выполнения работы.
Учитель напоминает правила работы ножницами.
1) Выберите форму поля орнамента (круг, квадрат, прямоугольник).
Подумайте, каким будет орнамент: симметричным или асимметричным. (Оси симметрии
надо проводить не только при симметричном решении, но и в том случае, когда вы
задумали асимметричную композицию: они помогут лучше ориентироваться в поисках
зрительного равновесия). Орнамент может быть сюжетным, но обязательно
замкнутым.
2) Нарисуйте птицу, можно воспользоваться шаблоном в
альбоме. Изготовьте оперение птицы (хвост, хохолок). Для изготовления одного
пера из бумаги двух разных цветов вырежьте два одинаковых силуэта пера: один —
основа; второй сложите вдоль вертикальной оси и вырежьте узоры, наклейте на
перо-основу. Различные сочетания цветов позволят придать птице сказочность.
3) Украсьте композицию «цветами», «ягодами»,
блестящими материалами.
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж.
Возможен вариант коллективного выполнения работы: учащиеся изготавливают
отдельные детали, которые затем наклеиваются на большую основу.
VII. Завершение урока
Демонстрация работ, создание декоративного фриза при
условии, что все учащиеся выполнили работу в определенном формате. Задание на
следующий урок: принести тушь, кисть, перо, фломастер (черный), карандаш,
бумагу. |