Приветствие. Приветствие.
Настрой на урок. Мотивация. Организация рабочего
места
Основная часть
Повторение
Натюрморт- мёртвая натура
Пед.показ (иллюстрации)
Учитель: Ребята, тема
нашего урока "Декоративный натюрморт”. Слово
"натюрморт” вам уже знакомо. Давайте вспомним
его значение. Что же такое натюрморт?
Ребята: Натюрморт – это
неодушевлённые предметы.
Учитель: Кто ещё как считает?
Ребята: Натюрморт – это
изображение неодушевлённых предметов.
Учитель: Верно, ребята! Натюрморт –
это группа неодушевлённых предметов,
объединённые в единую композицию по смыслу.
Как вы уже знаете, натюрморты бывают
случайные и поставленные. Давайте приведём
примеры случайных натюрмортов.
Ребята: Например,
к случайному натюрморту относятся предметы на
учительском столе (тетради, карандашница, очки,
журнал и т.д.).
Учитель: Молодцы, ребята! А какие
натюрморты называют поставленными?
Ребята: Те натюрморты,
которые ставятся специально с целью написания
картины. Они обычно бывают на определенную
тематику. Например "Натюрморт из предметов
деревенского быта”.
Декор - (лат. – украшение)
Иллюстрации (живописный и
декоративный натюрморт)
Определение
Учитель: Правильно,
ребята! А тема нашего занятия "Декоративный
натюрморт”.
Ребята, слово "декор” в переводе с
лат. Означает – украшать. Давайте запишем этот
новый для вас термин.
Учитель: В начале XX века художники
стали уделять натюрморту большое значение.
Мастера разных стилистических направлений стали
работать в этом жанре живописи. Они много
экспериментировали. Таким образом, появился
декоративный натюрморт. Давайте сравним его с
реалистическим натюрмортом.
Сначала, давайте, обратим внимание на
цветовое решение. Какие особенности вы можете
отметить?
Ребята: В живописном
натюрморте очень много различных цветов и
оттенков, а в декоративном всего несколько
цветов.
Учитель: верно, ребята. Причём надо
отметить, что в декоративном натюрморте главное
– гармония цвета. Обычно художники используют не
более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов,
можно получить множество оттенков.
– А теперь, ребята, внимательно
посмотрите на реалистический и декоративный
натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие. Ребята:
Предметы на живописном натюрморте –
реалистичные, а на декоративном – форма
различных предметов самая разнообразная.
Учитель: Верно ребята! Молодцы! В
декоративном натюрморте предметы стилизованные,
т.е. их форма упрощенная.
- А как вы думаете, в каких материалах
можно выполнить декоративный натюрморт?
Ребята: при помощи красок,
из природных материалов, из бумаги и т.д.
Учитель: Верно. Ещё одной
отличительной особенностью в декоративном
натюрморте является фактура.
Наглядности батик: роспись
по ткани, пластилиновая живопись, аппликация из
бересты и бумаги
– Посмотрите ребята
декоративный натюрморт можно выполнить на ткани
(холодный батик), также из пластилина
(пластилиновая живопись), из бумаги и природных
материалов (техника аппликация) и т.д.
– Как вы думаете, ребята, где в жизни мы
можем применить декоративный натюрморт.
Ребята дают примерные ответы и при
помощи наглядного материала даются современные
возможности применения декоративного
натюрморта.
Учитель: Ребята сегодня мы с вами
познакомились с декоративным натюрмортом.
Назовите мне, пожалуйста, основные отличительные
его черты.
Ребята: Цвет, форма,
фактура.
Учитель: Правильно, ребята! Вы
хорошо усвоили новый материал. И теперь вы можете
приступить к созданию своего декоративного
натюрморта.
Практическая часть
Цветовой круг
Пед.показ
Орг. завершение
Дом. задание
Учитель: Сегодня мы
выполним с вами декоративный натюрморт в технике
аппликации из бумаги. Для начала мы подберём
основные цвета для декоративного натюрморта, и
поработаем над формой предметов.
1.Для начала вам необходимо на
альбомных листах выполнить эскиз, т.е. в
небольшом формате простым карандашом нарисовать
те предметы, которые будут находиться на ваших
натюрмортах. Тематика может быть самая разная:
спорт, литература, предметы быта, фрукты и т.д. Вы
можете максимально проявить своё творчество.
Формат листа может быть как вертикальным, так и
горизонтальным.
Учащимся дается определенное время
для выполнения эскиза.
2.Теперь, ребята, вы уже определились,
что будете изображать. Сейчас необходимо
научиться подбирать цвета. Посмотрите на меня,
если я возьму синий цвет (цвет фона) и вазу
бордового цвета, будет ли она видна?
Ребята:Нет!
Учитель: А если я возьму вазу
оранжевого цвета, будет ли она видна?
Ребята: Да!
Учитель: Таким образом, если вы
хотите, чтобы предмет был хорошо виден, то
подбираем контрастные цвета, если менее –
родственные.
Объяснение по цветовому кругу
(нахождение контрастных, гармоничных,
родственных, родственно-гармоничных цветов).
Ребята, сначала, вам необходимо
определить цвет фона. Для этого возьмём лист
цветной бумаги понравившегося вам цвета.
3.Затем вам необходимо подбирать цвета,
смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.
4.После этого вырезаем предметы.
Техника безопасности при работе с
режущими и острыми предметами.
Сначала вырезаем крупные цветовые
пятна, затем элементы, украшающие эти предметы.
Итак, ребята на сегодняшнем уроке вы
выполнили эскиз, подобрали и определились с
цветовыми отношениями и элементами, украшающие
предметы.
Цели и задачи на следующий урок.
Спасибо за урок, до свидания!
Тема: Декоративный натюрморт.
Урок 2.
Оргмомент
Приветствие. Настрой на
урок. Мотивация. Организация рабочего места.
Основная часть
Учитель: - На прошлом
занятии мы познакомились с вами с декоративным
натюрмортом. Сегодня мы продолжаем тему прошлого
урока.
Повторение и закрепление темы
прошлого урока (определение – натюрморт, техника
исполнения)
Повторение
- В чём же отличие между
декоративным и живописным натюрмортом?
Ребята: цветов в живописи
очень много, а в декор – не более 3-х цветов;
Учитель: Молодцы, ребята! Какие ещё
отличия вы знаете?
Ребята: В живописном
натюрморте предметы реалистичные, а в
декоративном стилизованные.
Учитель: А, какие материалы можно
использовать для выполнения декоративного
натюрморта?
Ребята: пластилин,
различные ткани, бумагу, природные материалы и
т.д.
Учитель: Молодцы, ребята, вы всё
говорите верно. Так какие основные черты
декоративного натюрморта вы знаете?
Ребята: цвет, форма,
фактура.
Учитель: Давайте вспомним, ребята,
чем мы занимались с вами на прошлом уроке.
Ребята: Сначала мы
составили эскиз к декоративному натюрморту.
Затем подобрали цвета, которые будут
присутствовать на наших работах и вырезали
задуманные предметы и элементы к ним.
Учитель: Сегодня мы продолжаем эту
работу. Но теперь нам необходимо научиться
грамотно располагать предметы на формате.
Существуют определённые законы при
составлении натюрморта.
Наглядность
Пед.показ
Определение
Работа у доски
Обратите внимание на эту
наглядность. Вы видите, что предметы на ней
смотрятся очень целостно, едино. Нет лишнего
свободного места и в то же время достаточно
пространства.
- Ребята, а если я это яблоко передвину
вправо, будет ли натюрморт смотреться также
целостно?
Ребята: Нет. Тогда яблоко
будет смотреться лишним, а группа фруктов –
неполной.
Учитель: Верно, ребята! Здесь
художник грамотно составил композицию. Слово
композиция означает сочинение, составление.
Итак, ребята, давайте в ваших тетрадях вы
запишите значение этого слова.
- Располагать предметы следует ближе к
центру места, но в то же время не стоит его
перегружать. Необходимо так расположить
предметы, чтобы весь формат листа был грамотно
заполнен.
Сейчас мы с вами потренируемся. Для
этого с каждого ряда должны выйти по одному
человеку (не менее 3х, можно разбиться на
команды). На доске перед каждым из них
располагается лист формата А3 и к каждому такому
листу прилагается набор предметов разной формы и
размеров. Задача учащихся при помощи магнитов
грамотно составить композицию из этих предметов.
Заданий может быть несколько.
Анализ. Что
получилось. Что не получилось
Учитель: Итак, ребята, сегодня
каждый из вас должен составить композицию из
вырезанных деталей и завершить ее.
1.нам необходимо склеить заготовленные
предметы: крупную формы с элементами
составляющими её.
2.Когда все предметы будут готовы – необходимо
грамотно расположить их на листе.
3.И только после этого приклеить на формат.
Итак, приступаем к работе.
Практическая часть
Пед. показ
(динамическая таблица)
Подведение итогов
Итак, ребята мы выполнили с
вами декоративный натюрморт в технике
аппликация. Теперь желающие должны представить
работы, её назначение.