Цель урока: Сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. Задачи урока: 1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и правило деления суммы на число. 2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь. 3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение. Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2009. Ход урока. 1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.) Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики; - определить содержательные рамки урока: умножение и деление много- значных чисел на однозначное число. Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока: « Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2). - Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности. -Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3). Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5). - Вы готовы к работе? Тогда в путь. - Пожелайте друг- другу удачи! 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин.) Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением (а : в = с, с * в = а); - алгоритм деления с остатком - правило деления суммы на число; - тренировать вычислительные навыки. Форма работы – фронтальная. (Слайд 6). а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число. - 740. - 704. - 470. - 407. - Сколько сотен? Всего десятков? - Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7) б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 ) - Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч. - На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради: 74000-40007=33993) - Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением ) - А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик ) - Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020) - Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать, они были бы довольны. в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление ) (Слайд 7). - Давайте и здесь наведем порядок. - Что общего во всех выражениях? (Все выражения на деление). - Найдем значения этих выражений (по рядам). 56:4 240:60 58:9 49:7 39:5 7200:90 - Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко! - А теперь попробуйте разделить устно 563:4= /Затруднение!!!/ 3.Выявление места и причины затруднения .(1 мин.) Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления; - согласовать тему и цель урока. - Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления. 4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.) (Слайд 8). - Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. ) (Слайд 9). - Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число. ) 5.Проектирование и фиксация нового знания (8 – 10 мин). Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления; - зафиксировать новый способ деления в знаковой форме. а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно? - Нарисуем графическую модель числа 536. - Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни .) - Сколько сотен разделим на 4? ( 4 сотни.) - Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки. ) - Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)
- Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается? ( Остается один
десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся
на 4. ) - А как записать то, что мы сделали на рисунке ? 536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134
- Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго,
начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая… - Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком )
Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому
что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой
стоит делитель, а под чертой частное. - Какой способ самый рациональный? б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10). - Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11). 1. Найти первое неполное делимое. 2. Определить число цифр в частном. 3. Найти цифры в каждом разряде частного. 6.Первичное закрепление с проговариванием (4 – 5 мин.) Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на однозначное; - тренировать способность к выполнению деления «уголком». Фронтальная работа (с проговариванием вслух) . а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”. Алгоритм деления я буду подсказывать. № 2, стр. 10 б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя. 225:3 ( с. 11, №3) в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка. 363: 3 г) – Работа по учебнику с.12 №5 . 7. Физминутка (2 - 3 мин.) «Лови снежинку». 8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.) Цели: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; - проверить способность к делению многозначного числа на однозначное. - Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание. с.12№6 1в-2пр. 2в-3пр. - Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга. 9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.) Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи; - тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление; - развивать творческие способности учащихся. - Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные? - Решим задачу на с.12№7(а) - Дана сумма и разность числа бананов, которые собрали с обеих пальм.
Сложив их, получаем удвоенное число бананов с I пальмы. Значит, чтобы
найти сколько бананов собрали с первой пальмы, надо сумму чисел 152+ 28
разделить пополам. Полученное число уменьшим на 28 и узнаем, сколько
бананов собрали со второй пальмы. 1 способ: 1) 152+ 28= 180 (б.) – удвоенное число бананов с I пальмы. 2) 180: 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы. 3) 90- 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы. 2 способ: 1) 152- 28 = 124 (б.) – удвоенное число бананов с первой пальмы. 2) 124: 2 = 62 (б.) – собрали со II пальмы. 3) 28+ 62 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.
Групповая работа. Задание : «Как-то я слышала, как диктор говорил, что в
прошлом году у нас, в Северной Осетии , в декабре 18 дней были
солнечные и 16 дней, когда шёл снег. Как такое может быть?» Дети
пытаются найти ответ на этот вопрос. Выслушиваются их мнения. Кто-то из
детей считают что такое невозможно, а некоторые находят объяснение: - Потому что в некоторые дни с утра было солнце, а потом стал падать снег. И наоборот. -А как можно решить эту задачу? Как записать условие? Дети предлагают записать условие при помощи диаграмм Венна. - Предлагаю вам поработать в группах /Дети работают в группах/. - Назовите, пожалуйста, свой ответ. /Представители групп выходят к доске и вывешивают решение/ Решение: 1)16+18=34 (дня) – столько было всего дней когда падал снег и солнечных. 2)34 – 31=3 (дня) – столько дней и солнце светило, и снег был. 10.Рефлекия учебной деятельности. (Слайд 12). Цели: - оценить результаты собственной деятельности; - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление многозначных чисел на однозначное число. - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. - Вспомните, с каких слов мы начали урок? - Чему научились? - Довольны ли вы своей работой? -Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку: • Научились находить первое неполное делимое? • Научились определять количество цифр в частном? • Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном? • (Слайд 13).
-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у
вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё
понадобится помощь- грустный. 11. Домашнее задание. (Слайд 14). - Вы поняли, что нужно потренировать дома?
|