Урок проходит в форме обучающей практической
работы.
Цели урока:
- Изучить демографическую ситуацию в России, и ее
значение для страны.
- Научить анализировать половозрастную пирамиду.
- Научить рассчитывать и анализировать
показатели естественного прироста населения
России в разные годы.
- Определять факторы преобладания мужчин и
женщин в разных районах страны.
- Продолжить формирование навыков работы со
статистическими и картографическими
материалами, таблицами, сравнивать показатели и
делать выводы.
Оборудование урока: Политико-административная
карта России, атласы, электронная доска. У каждого
ученика листы заданий, на которых представлены
три половозрастные пирамиды за 1988, 1998 и 2008 годы,
графики динамики общей численности населения и
средней продолжительности жизни. Учебник А.И.
Алексеева и В.В.Николиной "Население и хозяйство
России". Диаграмма факторов, влияющих на
здоровье человека.
По способу познавательной деятельности работу
можно отнести к комплексной, так как в ней будут
использованы прогностические и
аналитико-синтетические виды деятельности
учащихся.
Работа выполняется в классе и состоит из двух
частей. По познавательной самостоятельности
работу можно отнести к частично-поисковой так
как ученикам предстоит применить полученные
знания для решения задач в несколько измененном
виде.
Первая часть выполняется устно, всем классом и
использует паранграф 12 рис.15 и изображения
половозрастной пирамиды на интерактивной доске (www.gks.ru/WebContent/pyramid/
index.html )
Содержание урока
Проверка домашнего задания.
Рассказать об основных видах миграций и
причинах их взывающих. Показать основные
направления миграций.
Географический диктант.
Проверить, как ученики усвоили новые понятия по
теме "Миграции населения".
Изучение нового материала
Ввести понятие "Демографическая ситуация"
Объяснить для чего создаются половозрастные
пирамиды, и какую информацию можно получить,
анализируя ее.
Перейти к работе с половозрастной пирамидой
Анализ половозрастной пирамиды.
Проследить динамику соотношения мужчин и
женщин в разных возрастных категориях.
Сравнить количество рожденных мальчиков и
девочек. В каком возрасте устанавливается
половое равновесие. С какого возраста начинается
преобладание числа женщин над числом мужчин.
Какими причинами можно объяснить такое
соотношение полов.
Выяснить, каким событиям в истории страны
соответствует каждый "провал" пирамиды.
Определить периоды снижения рождаемости и
выяснить причин спада рождаемости.
Работа с анимацией в диаграмме половозрастных
пирамид, дает возможность проследить по графику
в динамике сокращение численности населения, и
увидеть, что при этом возрастает средняя
продолжительность жизни.
С какого возраста увеличивается мужская
смертность, и количество женщин начинает
превышать количество мужчин. Меняется ли эти
показатели по годам. С какого года превышение
женщин над мужчинами начинается с 35 лет. В каком
году этот возраст составлял 41 год. Назовите
причины.
Проанализируйте график динамики общей
численности населения и график средней
продолжительности жизни.
Какие проблемы нас ждут при сокращении
численности населения.
Что, на Ваш взгляд необходимо предпринять для
увеличения средней продолжительности жизни, для
увеличения продолжительности жизни мужчин.
Сравнить половозрастные пирамиды в разных
регионах страны. (параграф 12 рис.17). Характерны ли
для них те же проблемы, которые прослеживаются на
половозрастной пирамиде России.
В каком регионе больше рождаемость, в каком
регионе больше людей пенсионного возраста.
Объясните причины. Какие вы видите отличия. В
каком регионе больше рождаемость,. Существует ли
разница в соотношении мужчин и женщин в
зависимости от характера освоения территории,
особенностей хозяйства, спроса на мужские и
женские профессии. Как можно объяснить их
отличия.
Рассмотреть диаграмму факторов, влияющих на
здоровье человека. Выделите группу факторов, на
которые вы можете оказывать непосредственное
воздействие.
Закрепление
Вторая часть практической работы проводится
самостоятельно. Учащиеся должны
проанализировать три половозрастные пирамиды за
1988, 1998 и 2008 годы, графики динамики общей
численности населения и средней
продолжительности жизни, которые они получают на
заранее подготовленных карточках-заданиях.
Итоги работы заносятся в таблицу.
Год |
Количество родившихся детей,
тыс. чел. |
Возраст, с которого
начинается превышение количества женщин, лет |
Средняя продолжительность
жизни, лет |
Общая численность населения,
тыс. чел |
1988 |
|
|
|
|
1998 |
|
|
|
|
2008 |
|
|
|
|
Сделать выводы.
- Как изменяется соотношение мужчин и женщин. Как
изменяется соотношение основных возрастных
групп.
- Проследить изменение рождаемости за последние
двадцать лет. Как изменилась рождаемость,
смертность, продолжительность жизни. Укажите
причины этих изменений.
- Какие меры надо предпринять в нашем государстве
для увеличения рождаемости, снижения смертности
и увеличения продолжительности жизни.
Домашнее задание.
Параграф 12. Вопросы 1, 2 - устно, социокультурный
практикум - письменно. Найти в интернете
половозрастные пирамиды регионов России.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ СКАЧИВАЙТЕ ВВЕРХУ СТРАНИЦЫ
|