Цель занятия:
1. Сформировать представление о различных
типах корневых систем растений. Закрепить знания
о почве, как о факторе, необходимом для жизни
растений. Повторить правила поведения в лесу.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Закрепить знания об изменениях, происходящих
весной в живой и неживой природе. Развивать
наблюдательность, память, мышление.
2. Создать положительное эмоциональное
настроение, закрепить пройденный материал,
совершенствовать умение узнавать знакомые
произведения, закреплять умение детей двигаться
в соответствии с характером музыки, развивать
музыкальную двигательную память. Воспитывать
музыкальный вкус, оценочное отношение к
прослушанным произведениям, собственному
исполнению песен, танцев, хороводов.
Оборудование: Карта – схема помещений
детского сада, фишки – символы из самоклеющейся
бумаги, макеты животных, нарисованные на стене
деревья, модель "слои земли”, резиновые коврики,
образцы корневой системы растений (репчатого
лука и хрена), кегли.
Ход занятия
К детям в группу приходит письмо от Лесовичка с
приглашением в весенний лес на праздник "День
защиты Земли”. Дети приходят в музыкальный зал,
где их встречает старичок.
Лесовик: - Здравствуйте, ребята!
Я старик – Лесовик,
Я к порядку привык,
Я живу в лесу густом
Под развесистым кустом.
Получили ли вы мое письмо?
Дети: Да
Лесовик: - Для того, чтобы попасть в гости в мой
волшебный, весенний лес, нужно назвать пароль –
правила поведения в лесу. За правильный ответ
можете выбрать понравившуюся фишку и пройти на
полянку.
Дети называют правила, берут эмблему и проходят
на полянку.
Лесовик: - Хорошо, я рад, что вы знаете, как
правильно вести себя в лесу. Ведь
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Каждый из вас выбрал себе фишку – символ. Они не
у всех одинаковые. Посмотрите, на что они похожи?
А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Найди свое
дерево”. Под музыку вы будете гулять по лесу, а
когда она закончится, каждый подойдет к своему
дереву. Обратите внимание, на одном дереве
нарисована капелька, а на другом – солнышко.
Игра: "Найди свое дерево”
Лесовик: - Мы с вами разделились на две команды.
У нас теперь есть команда ..(Дети отвечают хором:
"Капелька”) и команда …("Солнышко”). На нашем
празднике не хватает только веселых песен.
Спойте мне по песенке, а я послушаю.
Звучат песни: "Солнечная капель” и "Солнечный
зайчик”
Лесовик: - От ваших песен и солнце стало ярче
светить, и сосульки веселее зазвенели, слышите?
(Музыкальный проигрыш). А на наших волшебных
деревьях появились новая капелька и солнышко. А
теперь, ребятки, загадаю вам загадки.
1. команде "Капелька”
Она приходит с ласкою и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник
расцветет.
2. команде "Солнышко”
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче
светит.
Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый
прилетает.
Что за месяц, кто узнает?
3.
Яростно река ревет и разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся, в небе жаворонка
трель.
Кто же к нам пришел?
4.
Зеленеет даль полей, запевает соловей.
В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай
Что за месяц это?
Молодцы, ребята! Теперь предлагаю отгадать
музыкальные загадки. Для одной команды звучит
произведение "Весна” Вивальди, для другой –
"Подснежник” Чайковского.
Лесовик: Правильно отгадали весенние
загадки. А сейчас мы проверим, как вы знаете
весенние приметы. Что происходит весной с
неживой природой?
Звучат ответы детей.
Посмотрите, солнышко припекало, припекало, снег
таял, таял, и у нас в лесу началось половодье.
Животные остались на островке среди воды. Сами
они выбраться не могут. Давайте им поможем.
Игра "Спасение животных”
Лесовик: Ребята, что происходит весной с
растениями? Давайте закроем глаза и представим,
что мы молодые деревца, которые проснулись от
зимнего покоя.
Хоровод "Зоренька”
Лесовик: Деревца, закройте глазки и
представьте, что вам ломают ветки. Что вы
чувствуете? Так давайте же, ребята, охранять и
защищать растения!
Награда за танец
Лесовик: Что же происходит весной в животном
мире? Какие птицы возвращаются из теплых стран в
наш край? Какие, наоборот, улетают весной? Какие
животные нашего края выходят из спячки? /Ответы
детей/. Все животные так обрадовались весне и
солнцу, что заплясали веселый танец.
Танец: "Карнавал животных”
Лесовик: Теперь обратим внимание на наши
волшебные деревья, чего на них больше, капелек
или солнышек? Какая команда у нас сегодня
победила? Поздравляю победителей и в награду
вручаю вам волшебный ключ. Он открывает
волшебную дверь в подземное царство. Хотите туда
попасть? Я знаю, что здесь в лесу спрятана карта,
указывающая путь. Поможете мне ее найти?
Дети ищут карту, определяют, где находятся, идут
в Зимний сад.
Лесовик: Вот и вход в подземное царство. Для
того, чтобы дверь открылась, пусть каждый из
выигравшей команды повернет в замке ключ.
Дети поворачивают ключ, входят в подземное
царство, их там встречает "Подземный царь”.
Царь: Здравствуйте, дети! Для чего вы меня
побеспокоили?
Лесовик: Мы хотим как можно больше узнать о
твоем царстве. Чем больше мы будем о нем знать,
тем лучше сможем защитить его обитателей.
Царь: Ну что ж, для начала потрогайте землю в
цветнике и определите какая она (теплая или
холодная, сухая или влажная, мягкая или твердая).
Какая часть растений находится в почве? А ведь
корни все очень разные.
Демонстрация
Взгляните сюда, одни корни состоят из множества
тонких нитей, выходящих из одной точки и равных
между собой. Другие растения имеют один главный,
более толстый по сравнению с другими корень, от
которого отходят более тонкие корни. А нужна ли
вообще земля растениям? Может быть, растения
могут без нее обойтись? Что произойдет с
растением, если вырвать его из земли с корнем?
Теперь можете взять комочки земли и нарисовать
ими что-либо на бумаге. Рисунки какого цвета у вас
получились? Да, в моем царстве красок немного:
черные, коричневые оттенки, но все они по-своему
красивы. Взгляните, какие цвета вы тут видите.
Демонстрация модели: "Слои Земли”
Верхний слой – это .., под ним залегает слой…,
далее следует слой…
Ребята, а вы знакомы с моими друзьями –
животными нашего края, обитающими в почве?
Назовите их. Теперь предлагаю вам
"превратиться” в дождевых червей и поползать.
Подвижная игра: "Дождевой червь”
Царь: Ребята, нужны ли в моем царстве животным
глаза? Почему? Сможете ли вы хорошо
ориентироваться с закрытыми глазами? Согласны
поиграть в игру: "Крот”?
Игра: "Крот”
Лесовик: Спасибо тебе, царь, за интересный
рассказ, а нам пора подниматься на поверхность.
Царь: Спасибо и вам, пришли, повеселили меня,
старика. За это вам сюрприз, царский подарок
(Выносят поднос с морковкой и раздают детям).
Дети: Спасибо, царь, за прием и подарок, нам
понравилось у тебя в гостях. До свидания. |