Цели и задачи: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи; эстетическое воспитание.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель: В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице, «от скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот у них работа и спорилась. И мы собрались сегодня в моей горнице на посиделки. Мальчик: Под малиновым кусточком Шелкова трава растет. Под рябиновым кусточком Цветик розовый цветет. Под калиновым кусточком Наша Катя платье шьет. Девочка: Иголка, иголка Ты тонка и колка, Не коли мне пальчик, Шей сарафанчик. Учитель: В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней рубаха». Исполнение танца «Прялица». Учитель: А давайте поиграем! Кто знает больше прибауток да потешек? Кому выпадет водить, тот и рассказывает. (Считает) Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града: Кто поднимет, тот и выйдет! Чтец: Уж как шла лиса по тропинке, Нашла грамоту в охлопке. Она по лесу ходила, Громким голосом вопила: – Как я лычки драла, Как я лапотки плела, Вот и села на пенек И читала весь денек. Учитель: Тара-бара, домой пора Коров доить – тебе водить! Чтец: Как на речке, на реке Ехал рыжий на быке. Рыжий красного спросил: – Чем ты бороду красил? – Я не краской, не помазкой Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал! Учитель: Ох, и спасибо! Познакомили вы нас со старинными потешками. А теперь порадуйте русской народной песней. Исполнение русской народной песни «Мак-Маковистый». Учитель: Ой, слышите, кто-то стучится?! Это «Небылицы» в лицах. Те, что сидят в теремах да светлицах. Щелкают орешки, творят насмешки. Появляются Небылицы. – Здорово, кума! – На рынке была. – Никак, ты, кума, глуха? – Купила курицу да петуха. – Прощай, кума! – Пять алтын дала. – Акуля, что ты шьешь не оттуда? – А я, батюшка, еще пороть буду. – Лень, отвори дверь, сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю! – Иван, у тебя в избе тепло? – Тепло! В шубе на печи согреться можно. Учитель: Хороши потешки складом, Ну, а песни наши – ладом! Исполнение русской народной песни «Уж как по мосту-мосточку». Учитель: Сколько раз я зарекалась Под гармошку песни петь Как гармошка заиграет Не могу я усидеть. Девочка: Станем, девицы, рядком, Да частушки пропоем. Мальчик: Да и мы, пожалуй, встанем, От подружек не отстанем. Учитель: Какие же посиделки без частушек. Ребята, а что такое частушки? Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания – по словарю Ожегова. Достается в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый. Они возникли в России в конце 60-х годов XIX века. Исполнение частушек. Пропоем мы вам частушки, Замечательны таки Что пойдут плясать старушки, Затанцуют старики. Кабы, кабы да кабы! На носу росли грибы, Сами бы варилися, Да и в рот катилися. На болоте, на снегу Укусил комар блоху. Сидит заяц на березе, Умирает со смеху. Девочки-беляночки, Чем вы набелилися? Мы вчера коров доили, Молочком облилися. Учитель: Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку три раза. Кто лучше? – От топота копыт пыль по полю летит. – Прокоп украл укроп. – Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. – Вставай, Архип, петух охрип! – Бобры добры, для бобрят добры. Учитель: Молодцы! Порадовали вы меня. А загадки отгадывать вы умеете? 1. То толстеет, то худеет Громко-громко голосит. (Гармошка) 2. Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Ночью распевает – Время считает. (Петух) 3. Без рук, без ног, Под окном стучит, В избу просится. (Мороз) 4. В белом бархате деревня – И заборы и деревья А как ветер нападет, Этот бархат упадет. (Снег) Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо умеете отгадывать загадки. Ребятки, засиделись мы, заигрались. Вечер поздний. Пора расходиться. – А какие жанры устного народного творчества мы сегодня вспомнили? – Что вам понравилось на нашем занятии? – Прощайте. Заходите на огонек в другой раз! |