Результативная работа заместителя
директора по учебной работе возможна в том
случае, если он хорошо знает профессиональные
возможности членов своего педагогического
коллектива и умело использует в организации
современные технологии, позволяющие развивать и
стимулировать профессиональный рост
педагогического коллектива.
Без хорошо организованной
диагностико – аналитической работы невозможно
проектировать участие педагогов в научно –
исследовательской работе школы, развивать
профессиональные умения педагогов, построить
систему повышения профессионального мастерства
учителя и творческого роста учителей. Для того
чтобы работа носила системный характер
необходимо уделять большое внимание изучению
профессионального потенциала педагогов школы.
Для этого изучаются подходы к организации урока
учителем, традиции урочной работы, степень
подготовки учителя к уроку, коммуникативная
культура педагога и другие аспекты.
Таким образом, с течением времени
возникла необходимость создать методический
паспорт учителя нашей школы. Методический
паспорт учителя – это своеобразный паспорт
методического мастерства педагога школы.
Работая над его созданием, прежде
всего мне хотелось получить целостное
представление о каждом педагоге (рассчитан он на
5 лет). А также сократить бумажный поток
документации, в котором практически утопает
сегодняшний завуч. И одновременно избежать
формализма в работе школьной администрации.
Методический паспорт стал нашим помощником во
всем. Во – первых, 5 лет – срок между аттестациями
педагога и учреждения в целом. Во – вторых, в нем
собирается вся нужная информация для анализа
педагогической деятельности отдельного
педагога и школы в целом. Методический паспорт –
это брошюра, которая у каждого школьного МО имеет
свой цвет. Структура его такова:
Раздел 1 – общие сведения об учителе
– Фамилия, Имя, Отчество педагога, Специальность
по диплому, дата рождения, образование, вуз и дата
окончания, стаж работы, стаж работы в данной
школе, педагогический стаж, квалификационный
разряд, категория и год прохождения последней
аттестации, награды и год получения.
Раздел 2 – творческое досье (тема
самообразования, прохождение курсов повышения
квалификации с указанием удостоверяющих
документов), реализация темы самообразования
(мероприятия, доклады, исследовательские и
проектные работы, публикации, обобщение опыта
работы с указанием тем, уровня мероприятия; для
публикаций - № издания, страница, название
издания), прохождение КПК с указанием
удостоверяющих документов и форм проведения
аттестации.
Раздел 3 – успешность педагогической
деятельности (применение современных
технологий, результаты олимпиад, научно –
практических конференций, деятельность
классного руководителя)
Раздел 4 – программный банк (учебная
нагрузка по годам – количество учебных часов,
спецкурсов и другое).
Раздел 5 – контроль за ЗУН учащихся
(результаты контрольных работ, срезов, уровень их
проведения, результаты промежуточной и итоговой
аттестации по предметам).
Раздел 6 – итоги успеваемости по классам (семестры,
год, экзамены).
Раздел 7 – прохождение программного
материала, теоретическая и практическая часть.
Раздел 8 – мониторинг успеваемости учителя за
год.
Раздел 9 – самоанализ работы за год (заполняется
учителем в конце каждого учебного года).
Методический паспорт педагога
позволяет адекватно оценить результаты
профессионального роста и позитивных изменений
в деятельности каждого члена педагогического
коллектива.
Достоинства моего нововведения
оценили руководители школ нашего города и района
и используют его в своей деятельности.
Сегодня, когда уже недостаточно, как
ранее, сводить качество образования к привычным
процентам успеваемости и другим формальным
показателям, осознанное управление школой
возможно только при наличии полной, оперативной
и достоверной информации о результатах
деятельности всех субъектов
учебно-воспитательного процесса, степени и
характера воздействий объективных факторов
среды. Потому-то так важно создание системы
мониторинга. Признание ценности человеческой
индивидуальности, процессы гуманизации и
стандартизации в области образования требуют
качественных изменений традиционной системы
инспектирования и внутришкольного контроля.
Наиболее актуально в настоящее время оценивать
такие параметры качества образования, как уровни
реализации индивидуальных возможностей
учащихся, удовлетворенности образовательных
запросов детей и их родителей, объективности
оценки усвоенных знаний, умений и навыков. И,
наконец, уровень выполнения требований
государственного образовательного стандарта.
В конце каждого семестра (уже 4 года)
мы проводим диагностирование учебного процесса.
Диагностико – технологическое управление
учебным процессом позволяет определить рейтинг
каждого учащихся в пределах класса, школы,
выявить "трудные” предметы для каждого класса,
определить индекс качества класса, наметить
задачи для коррекции результатов на предстоящий
семестр для учащихся, учителей – предметников,
классных руководителей, родителей,
администрации школы.
Классные руководители по завершению семестра
заполняют диагностические ведомости следующего
вида:
ФИ учащегося |
Русский язык |
Литература |
География |
Химия |
Иванов |
4 |
4 |
4 |
5 |
Петров |
4 |
4 |
4 |
3 |
Сидоров |
3 |
4 |
3 |
3 |
Улядаров |
5 |
4 |
4 |
3 |
Федоров |
4 |
4 |
4 |
4 |
Юрков |
4 |
4 |
5 |
5 |
Яковлев |
3 |
4 |
4 |
3 |
Далее результаты обрабатываются (вручную или в
Exel) и таблица приобретает следующий вид:
ФИ учащегося |
Русский язык |
Литература |
География |
Химия |
Итог |
Иванов |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Петров |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Сидоров |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Улядаров |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Федоров |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Юрков |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Яковлев |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
|
5 |
7 |
6 |
3 |
21 |
Далее результаты ранжируются, и таблица
приобретает следующий вид:
ФИ учащегося |
Литература |
География |
Русский язык |
Химия |
Итог |
Иванов |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Федоров |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Юрков |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Улядаров |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Петров |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Яковлев |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
Сидоров |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|
7 |
6 |
5 |
3 |
21 |
Выше линии – освоенная зона, в которой не
должно быть нулей (пробелов в ЗУН учащихся), ниже
– проблемная, над которой предстоит работа.
Определен рейтинг учащегося, определен
"трудный предмет – в данном случае химия.
Просчитываем индекс качества
ИК = 21/7•4 = 0,7
0,8-0,9 – высокий уровень
0,6-0,7 – средний уровень
0,4-0,5 – негативное отношение к учебе
Первые два нуля – задания на следующий семестр
для учащегося, для родителей, предметников, для
классных руководителей – каждый делает свою
работу.
Диагностические листы с результатами
вкладываются в каждый классный журнал,
вывешиваются в классном уголке.
Увидев однажды материалы по
применению данной диагностики в одном из
методических журналов (В.Н. Зайцев "Практическая
дидактика”), обсудив с коллегами, мы решили его
опробировать, и результаты нас радуют. Реально
повышается качество знаний, увеличилось число
учащихся с повышенной мотивацией к учению,
увеличился процент поступлений выпускников в
вузы. Работа продолжается: идет поиск новых форм
мониторинга результативности учебного
процесса.
|