Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 21:48:24
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Диалог с "обидой" на занятиях по русскому языку
28.11.2010, 18:54:13

Цель: формирование культурологической компетенции студентов методом концептуального анализа.

Задачи:

  • познавательная: дать понятие о концепте как базовом понятии антропоцентрической парадигмы современной лингвистики, основных научных подходах к его изучению;
  • развивающая: развитие лингвистического чутья, чувства языка;
  • воспитательная: формирование нравственных представлений о чувстве обиды и его последствиях, составляющих основу культурологической компетенции.

Оборудование:

  • мульти-медийная установка или интерактивная доска;
  • слайдовая презентация основных положений занятия;
  • "Толковый словарь русского языка” под ред. С.И. Ожегова (любое издание), "Этимологический словарь русского языка” под ред. Н.М.Шанского (любое издание); либо раздаточный материал в виде словарных статей из данных словарей;
  • текст рассказа "Обида” В.В. Набокова.

Ход занятия

Введение. Общим направлением развития современного гуманитарного знания является антропоцентризм – интерес к человеку, к его внутреннему миру. Лингвистика, как наука о языке, занимается теперь изучением не только структуры языка, но и его функционированием. Именно поэтому многочисленные современные исследования посвящены проблеме отражения в языке личности человека, его национальных и культурных особенностей. Концептуальный анализ позволяет выявить индивидуальную и ментальную национальную специфику представления в языковой картине мира.

1 слайд: Концепт как базовое понятие антропоцентрической парадигмы современной лингвистики 

- Остановимся на понятии "концепт” как ключевом понятии современной антропоцентрической парадигмы лингвистики.

I. Анализ понятия "концепт”.

Термин "концепт” заимствован лингвистикой из области логики, где под концептом понимают содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения. В современном языкознании "концепт” является одним из самых активно разрабатываемых направлений, поэтому в научной литературе масса разнообразных определений "концепта”, которые можно свести к трем основным: лингвокогнитивному, лингвопсихологическому и лингвокультурологическому.

Основные подходы к определению концепта: Лингвокогнитивный подход занимается проблемой представления знаний человека о мире. Концепт выступает здесь как один из способов представления знаний о мире в сознании человека.

Лингвокогнитивное определение концепта: Концепт понимается как "оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы языка и мозга (лингва менталис), всей картины мира, отраженной в человеческой психике” (Е.С. Кубрякова). Автор моделирует один из главных принципов человеческого познания – принцип контейнера, который одновременно является главным принципом семиотического, так и когнитивного подхода к языку.

Лингвопсихологический подход занимается проблемами речепорождения, концепт является индивидуальным представлением человека.

Лингвопсихологическое определение концепта: Концепт "это спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностями психической жизни человека и вследствие этого по роду параметров отличающееся от понятий и значений как продуктов научного описания с позиций лингвистической теории (А.А. Залевская).

Для лингвокультурологического подхода ключевой проблемой является проблема фиксации и отражения в языке культурного кода народа.

Лингвокультурологический подход к определению концепта: "Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека: то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не "творец культурных ценностей” - сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее” (Ю.С.Степанов). Концепт является культурной ценностью, отражающей национальную культуру, и является ментальным достоянием человека. Это определение мы будем использовать как рабочее определение.

II. Концептуальный анализ.

Концептуальный анализ позволяет выявить специфику национального концепта и определить его место национальной концептосфере.

Концептуальный анализ включает в себя:

Концептуальный анализ

  • анализ семантики ключевого слова, репрезентирующего концепт;
  • выявление этимологии ключевого слова;
  • анализ его лексической сочетаемости;
  • дискурсивный анализ концепта, т.е. его представленность в разнообразных текстах;
  • ассоциативный эксперимент.

Объектом нашего концептуального анализа сегодня станет эмоциональный концепт "Обида”, который занимает особое место в русской концептосфере.

Диалог с обидой

1) Выявление семантики ключевого слова концепта.

Концептуальный анализ начинается с выявления значения слова, репрезентующего концепт.

- Что такое обида? Как вы это понимаете?

Обратимся к анализу словарных статей толковых словарей об обиде (предлагаются раздаточные материалы, словари или слайды).

Толковый словарь С.И. Ожегова. Толковый словарь В.И. Даля 

- Познакомьтесь со словарными статьями из Толкового словаря С.И. Ожегова и В.И. Даля. Кто из авторов, на ваш взгляд, точнее квалифицирует понятие "Обида”?

Вывод: Словарь В.И. Даля отражает самобытную русскую культурную традицию, поэтому описание обиды более подробное и точное в культурном отношении.

2) Выявление этимологии ключевого слова концепта.

- Посмотрим, откуда "растет” русская обида, каковы ее исторические корни.

Выявление этимологии ключевого слова концепта

- Сравните этимологические справки о происхождении слова "Обида”, представленные в словарях Н.М. Шанского и М. Фасмера (предлагаются словари, раздаточные материалы или слайды).

- В чем заключается их сходства и различия?

- В чем суть обиды?

Вывод: В обоих источниках обида связана с взглядом, но если в словаре Н.М. Шанского обида трактуется, как выставление на всеобщее обозрение (позор), то в словаре М.Фасмера, обида трактуется как невнимание (отсутствие взгляда).

3) Анализ лексической сочетаемости ключевого слова.

- Выпишите из предложенных вам словарных статей синонимы слова "обида”.

Анализ лексической сочетаемости ключевого слова

- Чем отличается обида и оскорбление?

- Оскорбление не обозначает эмоции; оно возникает, когда задета честь, зависит от социальных факторов.

Вывод: Обида возникает, когда задето чувство, а оскорбление, когда задета честь.

4) Дискурсивный анализ концепта.

Для более полной характеристики обиды обратимся к анализу замечательного рассказа В.В. Набокова, русского и американского писателя, поэта, драматурга, литературоведа, переводчика, в названии одного из рассказа которого вынесено наше ключевое слово – концепт.

Дискурсивный анализ концепта

- О чем рассказ В. Набокова "Обида”?

- Прочитайте текст. Назовите основную идею чувства обиды (идея несправедливости). Как она сформулирована в тексте? Подчеркните ключевое предложение.

Прошло полминуты. Голубой Яков Семенович сидел, согнувшись, под черно-синими листьями и топал носком по серебристому песку в такт счету. Как весело было бы так ждать и поглядывать сквозь разные стекла, если бы Таня... За что? Что я такого сделал? (В.Набоков)

- Чем обидчивые люди отличаются от необидчивых? (Обидчивые как бы ждут, что их обидят, всегда готовы к этому; необидчивые – это люди, которые не предполагают, что их могут обидеть, не склонны видеть "обидный” смысл).

- На что обиделся Путя? Почему?

- Выпишите из текста слова, которые являются опорными для понимания ключевого слова "обида”: (неотзывчивость, забыли, не спохватился, кругом, впустую, ненайденный, таящийся). В какой синонимический ряд входит слово "неотзывчивость”? (Бездушие, нечуткость, холодность).

- Найдите в тексте предложение, выражающее кульминацию обиды.

Путя, улыбаясь и волнуясь, спрыгнул в сад и опрометью бросился к скамейке. Он еще бежал, когда заметил какую-то странную кругом неотзывчивость. Все же, не уменьшая скорости, он достиг скамейки и трижды стукнул палочкой. Впустую. Никого кругом не было. Трепетали солнечные пятна. По ручке скамейки ползла божья коровка, неряшливо выпустив из-под своего маленького крапчатого купола прозрачные кончики кое-как сложенных крыл.

Путя подождал несколько минут, озираясь исподлобья, и вдруг понял, что его забыли, игра давно кончилась, а никто не спохватился, что есть еще кое-кто ненайденный, таящийся,— забыли и уехали на пикник (В. Набоков).

- Какие слова являются ключевыми в этом отрывке? (Забыли, кругом неотзывчивость, забыли и уехали).

- Прочитайте предложение и определите, какой из трех глаголов авторский. В чем, по-вашему, стилистическая разница между общеязыковой метафорой глотать обиду и набоковской – переглотнуть?

Авторская метафора

- Составьте свои метафоры, отражающие чувство обиды.

Вывод: анализ составленных студентами метафор, позволяет изобразить метафорический портрет "обиды” и разделить их на следующие группы:

Метафорический портрет обиды

1. Конструирование и использование в речи метафорических сочетаний разного строения:

А) атрибутивных (острая, кипящая, проснувшаяся обида);

Б) предметных (горечь обиды);

В) глагольных (нанести, подавить обиду; обида проходит, улетучивается, растет, умолкает, шевелится).

2. Конструирование и использование в речи метафор, обозначающих определенный физический симптом чувств:

А) акустических (тихая обида, заглушать обиду, обида затихает);

Б) вкусовых (горькая, ядовитая обида);

В) обонятельных (свежая обида);

Г) осязательных (горячая, жгучая, неостывшая обида; обида жжет);

Д) зрительных (след от обиды, раздувать обиду, проглатывать обиду).

- Подумайте, какая из трех цепочек глагольных метафор наиболее точно передает развитие чувства обиды в душе подростка Пути Шишкова. Сравните замыкающие цепочки метафорические образ и соотнесите их с авторским замыслом.

Метафорический портрет обиды

- Наиболее точно отражает чувство обиды у Пути первая метафорическая цепочка. Он не прощает своих обидчиков, поэтому обида не просветляется и улетучивается, а накапливается.

- Прочитайте текст. Найдите глагольную метафору. Как вы ее понимаете? Передает ли эта метафора эмоциональное состояние Пути Шишкова?

О. Мандельштам 

Еще обиду тянет с блюда
Невыспавшееся дитя,
А мне уж не на кого дуться,
И я один на всех путях.
(О. Мандельштам)

- Обида – чувство тягучее, горькое. Это опасное чувство, так как оно стремится занять большой объем, как бы "растекаясь” по всей душе.

Ш. Итог занятия.

- Что показал проведенный нами концептуальный анализ?

Выводы:

  • обида особенно остро переживается в детстве как реакция на недостаток любви;
  • обида опасное чувство;
  • обида – специфически русская эмоция и не случайно слово "обида” не переводится на другие языки;
  • русский язык остро реагирует, когда задето чувство, а не честь, когда нанесено оскорбление.

- В заключение хотелось бы привести слова Пабло Буаста, французского философа:

П. Буаст: Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 1333 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0