Цель: формирование культурологической
компетенции студентов методом концептуального
анализа.
Задачи:
- познавательная: дать понятие о концепте
как базовом понятии антропоцентрической
парадигмы современной лингвистики, основных
научных подходах к его изучению;
- развивающая: развитие лингвистического
чутья, чувства языка;
- воспитательная: формирование нравственных
представлений о чувстве обиды и его
последствиях, составляющих основу
культурологической компетенции.
Оборудование:
- мульти-медийная установка или интерактивная
доска;
- слайдовая презентация основных положений
занятия;
- "Толковый словарь русского языка” под ред. С.И.
Ожегова (любое издание), "Этимологический
словарь русского языка” под ред. Н.М.Шанского
(любое издание); либо раздаточный материал в виде
словарных статей из данных словарей;
- текст рассказа "Обида” В.В. Набокова.
Ход занятия
Введение. Общим направлением развития
современного гуманитарного знания является
антропоцентризм – интерес к человеку, к его
внутреннему миру. Лингвистика, как наука о языке,
занимается теперь изучением не только структуры
языка, но и его функционированием. Именно поэтому
многочисленные современные исследования
посвящены проблеме отражения в языке личности
человека, его национальных и культурных
особенностей. Концептуальный анализ позволяет
выявить индивидуальную и ментальную
национальную специфику представления в языковой
картине мира.
1 слайд: Концепт как базовое понятие
антропоцентрической парадигмы современной
лингвистики
- Остановимся на понятии "концепт” как
ключевом понятии современной
антропоцентрической парадигмы лингвистики.
I. Анализ понятия "концепт”.
Термин "концепт” заимствован лингвистикой из
области логики, где под концептом понимают
содержание понятия в отвлечении от языковой
формы его выражения. В современном языкознании
"концепт” является одним из самых активно
разрабатываемых направлений, поэтому в научной
литературе масса разнообразных определений
"концепта”, которые можно свести к трем
основным: лингвокогнитивному,
лингвопсихологическому и
лингвокультурологическому.
Основные подходы к определению
концепта: Лингвокогнитивный подход
занимается проблемой представления знаний
человека о мире. Концепт выступает здесь как один
из способов представления знаний о мире в
сознании человека.
Лингвокогнитивное определение
концепта: Концепт понимается как
"оперативная содержательная единица памяти,
ментального лексикона, концептуальной системы
языка и мозга (лингва менталис), всей картины
мира, отраженной в человеческой психике” (Е.С.
Кубрякова). Автор моделирует один из главных
принципов человеческого познания – принцип
контейнера, который одновременно является
главным принципом семиотического, так и
когнитивного подхода к языку.
Лингвопсихологический подход занимается
проблемами речепорождения, концепт является
индивидуальным представлением человека.
Лингвопсихологическое определение
концепта: Концепт "это спонтанно
функционирующее в познавательной и
коммуникативной деятельности индивида базовое
перцептивно-когнитивно-аффективное образование
динамического характера, подчиняющееся
закономерностями психической жизни человека и
вследствие этого по роду параметров
отличающееся от понятий и значений как продуктов
научного описания с позиций лингвистической
теории (А.А. Залевская).
Для лингвокультурологического подхода
ключевой проблемой является проблема фиксации и
отражения в языке культурного кода народа.
Лингвокультурологический подход к
определению концепта: "Концепт –
это как бы сгусток культуры в сознании человека:
то, в виде чего культура входит в ментальный мир
человека. И, с другой стороны, концепт – это то,
посредством чего человек – рядовой, обычный
человек, не "творец культурных ценностей” - сам
входит в культуру, а в некоторых случаях влияет
на нее” (Ю.С.Степанов). Концепт является
культурной ценностью, отражающей национальную
культуру, и является ментальным достоянием
человека. Это определение мы будем использовать
как рабочее определение.
II. Концептуальный анализ.
Концептуальный анализ позволяет выявить
специфику национального концепта и определить
его место национальной концептосфере.
Концептуальный анализ включает в себя:
Концептуальный анализ
- анализ семантики ключевого слова,
репрезентирующего концепт;
- выявление этимологии ключевого слова;
- анализ его лексической сочетаемости;
- дискурсивный анализ концепта, т.е. его
представленность в разнообразных текстах;
- ассоциативный эксперимент.
Объектом нашего концептуального анализа
сегодня станет эмоциональный концепт "Обида”,
который занимает особое место в русской
концептосфере.
Диалог с обидой
1) Выявление семантики ключевого слова
концепта.
Концептуальный анализ начинается с выявления
значения слова, репрезентующего концепт.
- Что такое обида? Как вы это понимаете?
Обратимся к анализу словарных статей толковых
словарей об обиде (предлагаются раздаточные
материалы, словари или слайды).
Толковый словарь С.И. Ожегова. Толковый словарь В.И. Даля
- Познакомьтесь со словарными статьями из
Толкового словаря С.И. Ожегова и В.И. Даля. Кто из
авторов, на ваш взгляд, точнее квалифицирует
понятие "Обида”?
Вывод: Словарь В.И. Даля отражает самобытную
русскую культурную традицию, поэтому описание
обиды более подробное и точное в культурном
отношении.
2) Выявление этимологии ключевого слова
концепта.
- Посмотрим, откуда "растет” русская обида,
каковы ее исторические корни.
Выявление этимологии ключевого слова
концепта
- Сравните этимологические справки о
происхождении слова "Обида”, представленные в
словарях Н.М. Шанского и М. Фасмера (предлагаются
словари, раздаточные материалы или слайды).
- В чем заключается их сходства и различия?
- В чем суть обиды?
Вывод: В обоих источниках обида связана с
взглядом, но если в словаре Н.М. Шанского обида
трактуется, как выставление на всеобщее
обозрение (позор), то в словаре М.Фасмера, обида
трактуется как невнимание (отсутствие взгляда).
3) Анализ лексической сочетаемости ключевого
слова.
- Выпишите из предложенных вам словарных статей
синонимы слова "обида”.
Анализ лексической сочетаемости
ключевого слова
- Чем отличается обида и оскорбление?
- Оскорбление не обозначает эмоции; оно
возникает, когда задета честь, зависит от
социальных факторов.
Вывод: Обида возникает, когда задето
чувство, а оскорбление, когда задета честь.
4) Дискурсивный анализ концепта.
Для более полной характеристики обиды
обратимся к анализу замечательного рассказа В.В.
Набокова, русского и американского писателя,
поэта, драматурга, литературоведа, переводчика, в
названии одного из рассказа которого вынесено
наше ключевое слово – концепт.
Дискурсивный анализ концепта
- О чем рассказ В. Набокова "Обида”?
- Прочитайте текст. Назовите основную идею
чувства обиды (идея несправедливости). Как она
сформулирована в тексте? Подчеркните ключевое
предложение.
Прошло полминуты. Голубой Яков Семенович сидел,
согнувшись, под черно-синими листьями и топал
носком по серебристому песку в такт счету. Как
весело было бы так ждать и поглядывать сквозь
разные стекла, если бы Таня... За что? Что я такого
сделал? (В.Набоков)
- Чем обидчивые люди отличаются от необидчивых?
(Обидчивые как бы ждут, что их обидят, всегда
готовы к этому; необидчивые – это люди,
которые не предполагают, что их могут обидеть, не
склонны видеть "обидный” смысл).
- На что обиделся Путя? Почему?
- Выпишите из текста слова, которые являются
опорными для понимания ключевого слова "обида”:
(неотзывчивость, забыли, не спохватился, кругом,
впустую, ненайденный, таящийся). В какой
синонимический ряд входит слово
"неотзывчивость”? (Бездушие, нечуткость,
холодность).
- Найдите в тексте предложение, выражающее
кульминацию обиды.
Путя, улыбаясь и волнуясь, спрыгнул в сад и
опрометью бросился к скамейке. Он еще бежал,
когда заметил какую-то странную кругом
неотзывчивость. Все же, не уменьшая скорости, он
достиг скамейки и трижды стукнул палочкой.
Впустую. Никого кругом не было. Трепетали
солнечные пятна. По ручке скамейки ползла божья
коровка, неряшливо выпустив из-под своего
маленького крапчатого купола прозрачные кончики
кое-как сложенных крыл.
Путя подождал несколько минут, озираясь
исподлобья, и вдруг понял, что его забыли, игра
давно кончилась, а никто не спохватился, что есть
еще кое-кто ненайденный, таящийся,— забыли и
уехали на пикник (В. Набоков).
- Какие слова являются ключевыми в этом отрывке?
(Забыли, кругом неотзывчивость, забыли и уехали).
- Прочитайте предложение и определите, какой из
трех глаголов авторский. В чем, по-вашему,
стилистическая разница между общеязыковой
метафорой глотать обиду и набоковской – переглотнуть?
Авторская метафора
- Составьте свои метафоры, отражающие чувство
обиды.
Вывод: анализ составленных студентами
метафор, позволяет изобразить метафорический
портрет "обиды” и разделить их на следующие
группы:
Метафорический портрет обиды
1. Конструирование и использование в речи
метафорических сочетаний разного строения:
А) атрибутивных (острая, кипящая, проснувшаяся
обида);
Б) предметных (горечь обиды);
В) глагольных (нанести, подавить обиду; обида
проходит, улетучивается, растет, умолкает,
шевелится).
2. Конструирование и использование в речи
метафор, обозначающих определенный физический
симптом чувств:
А) акустических (тихая обида, заглушать обиду,
обида затихает);
Б) вкусовых (горькая, ядовитая обида);
В) обонятельных (свежая обида);
Г) осязательных (горячая, жгучая, неостывшая
обида; обида жжет);
Д) зрительных (след от обиды, раздувать обиду,
проглатывать обиду).
- Подумайте, какая из трех цепочек глагольных
метафор наиболее точно передает развитие
чувства обиды в душе подростка Пути Шишкова.
Сравните замыкающие цепочки метафорические
образ и соотнесите их с авторским замыслом.
Метафорический портрет обиды
- Наиболее точно отражает чувство обиды у Пути
первая метафорическая цепочка. Он не прощает
своих обидчиков, поэтому обида не просветляется
и улетучивается, а накапливается.
- Прочитайте текст. Найдите глагольную
метафору. Как вы ее понимаете? Передает ли эта
метафора эмоциональное состояние Пути Шишкова?
О. Мандельштам
Еще обиду тянет с блюда
Невыспавшееся дитя,
А мне уж не на кого дуться,
И я один на всех путях.
(О. Мандельштам)
- Обида – чувство тягучее, горькое. Это опасное
чувство, так как оно стремится занять большой
объем, как бы "растекаясь” по всей душе.
Ш. Итог занятия.
- Что показал проведенный нами концептуальный
анализ?
Выводы:
- обида особенно остро переживается в детстве как
реакция на недостаток любви;
- обида опасное чувство;
- обида – специфически русская эмоция и не
случайно слово "обида” не переводится на другие
языки;
- русский язык остро реагирует, когда задето
чувство, а не честь, когда нанесено оскорбление.
- В заключение хотелось бы привести слова Пабло
Буаста, французского философа:
П. Буаст: Обиды
записывайте на песке, благодеяния вырезайте на
мраморе.
|